Михаил Юрьевич Рыбаков — бизнес-консультант, бизнес-тренер, старший партнер компании Just Consulting, сертифицированный специалист по управлению проектами (IPMA) (г. Москва)

Статья написана в рамках заочного круглого стола, организованного журналом «Управление сбытом».

***

Эх, клиенты! Сколь много эмоций у нас они вызывают. Иногда радостных: когда мы заключаем выгодный контракт или завершаем успешный проект. А иногда клиенты нас очень раздражают. Именно таких клиентов обычно называют "трудными". Вот о них мы сегодня и поговорим.

Есть существенные различия между продажами B2B (корпоративным клиентам) и B2C (физическим лицам). Большинство советов относятся к обоим типам продаж.

Как это проявляется

Для начала давайте рассмотрим симптомы. Замечу, что их список бесконечен: здесь лишь наиболее типичные ситуации.

  • Клиент постоянно недоволен, придирается к нам
  • Клиент "сам не понимает, чего хочет"
  • Клиент нам хамит
  • Клиент "прогибает" нас по цене, например, устраивая тендер
  • Клиент намекает на откат
  • Клиент собирает подробные предложения со всех поставщиков, а потом использует их, чтобы удовлетворить свои потребности своими силами
  • Клиент задерживает оплату наших товаров/услуг
Причины

Естественно, чтобы решить проблему, нам надо понять ее истоки. Причем, если мы один раз хорошенько проанализируем причины и предпримем соответствующие меры, проблема может больше никогда больше не возникнуть. Это проще, чем каждый раз "тушить пожары".

Для начала я бы предложил разделить причины на объективные и субъективные, т.е. те, которые существуют только в голове сотрудника. Если у другого сотрудника получается нормально работать с этим клиентом, значит причина была субъективной, а второй сотрудник просто более профессионален. Например, нередко в магазинах приходится сталкиваться с ситуацией, когда продавцов раздражают ВСЕ клиенты: от дел "важных" отвлекают, покурить не дают.

Часто мы сами провоцируем клиента на то, чтобы он стал для нас "трудным". Как это происходит?

  • Невнимание сотрудника к клиенту как личности и неумение понять, что ему действительно нужно
  • Назойливость продавца и различные формы "впаривания"
  • Высокомерное отношение к клиенту. К примеру, раньше такое часто встречалось в компьютерных магазинах
  • Наоборот, стремление максимально "прогнуться" под клиента, выполнить ЛЮБОЙ его каприз. После этого клиент обычно "садится на шею"
  • Некомпетентность продавца. А может быть, проблема глубже, и ваша компания распыляется и берет заказы в той области, в которой недостаточно разбирается?

Прогиб по ценам отчасти объективен, но все же сильно зависит от конкретного сотрудника с нашей стороны и степени его "прогибаемости". Нередко продавцы дают скидку, как только клиент намекает на это, а иногда и раньше. Впрочем, это может быть вызвано и системой мотивации компании: если вы платите работникам только за оборот, то вы его и получите.

Задержки по оплате часто происходят по нашей вине: от простой невнимательности к объему дебиторки и неумения (а порой и нежелания разговаривать с клиентом на такие "неприятные" темы) до неграмотно составленных договоров.

Нечистоплотность клиентов действительно иногда встречается, и практически не зависит от нас.

Как предотвратить

Есть два способа мыслить. Первый: все зависит от меня, я - причина всех своих достижений и проблем. Второй: я - лишь "жертва обстоятельств". Каждый человек склонен либо к тому, либо к другому способу мышления.

А теперь скажите, какой перспективнее? Практика подсказывает, что первый. А значит, если у меня много "трудных" клиентов, я что-то делаю не так и могу это исправить.

Можно относиться к "трудному" клиенту как к назойливой мухе, от которой хочется отмахнуться. Однако на самом деле это индикатор, который сигнализирует нам о том, что что-то у нас не так. По своей практике могу сказать, что любой такой клиент заставляет нас развиваться, становиться лучше, конкурентоспособнее. Как говорил Ницше, "все что нас не убивает, делает нас сильнее".

Итак:

  • Для начала желательно навести порядок в системе продаж, "разгрести бардак". Четко прописать бизнес-процессы продаж, должностные и рабочие инструкции для сотрудников. Причем, реальные, а не такие, которые пишут "для галочки". В инструкциях должны быть прописаны стандарты работы компании: каков алгоритм продаж, как вести себя с клиентом. Вплоть до того, как его приветствовать и как с ним прощаться. Замечу, что инструкции мало написать, их еще надо внедрить, и это не просто "дать под роспись", а реально натренировать персонал до автоматизма.
  • А часто бывает, что проблемы с клиентами - лишь симптом, который показывает более глубокие проблемы организации. Например, проблемы с планированием, производством, логистикой, нестыковки между подразделениями. А клиент оказывается в этой ситуации "крайним". Как тут не стать "трудным", когда твой заказ теряют, сроки срывают и т.д.? То есть, порядок надо навести и там. Об этом мы уже писали.
  • Обучение продавцов. Это самый распространенный вид тренингов, которые есть в нашей стране. Однако у меня есть ощущение, что для того, чтобы достичь в России нормального уровня сервиса, работать нашему брату тренеру надо еще лет сто. Когда планируете тренинг, обратите снимание, чтобы это были не просто "веселые попрыгушки", а реальная тренировка, а по сути - "дрессировка" на выполнение стандартов компании.
  • Определите ключевые компетенции фирмы и примите решение по непрофильным услугам: возможно, вам есть смысл отказаться от них, чтобы не портить себе имидж.
  • Также надо отладить ценовую политику, определить полномочия сотрудников по "раздаче" скидок. Довести до ума мотивационную схему.
  • Периодически желательно пересматривать договоры компании, а также применять другие способы борьбы с дебиторкой, о которых мы уже не раз писали.
А что делать прямо сейчас?

Хорошо, сегодня вечером вы сядете и спокойно обдумаете, как быть дальше: как сделать так, чтобы подобные сложные ситуации не повторялись в будущем. А что сейчас?

Если конфликт в разгаре, для начала успокойтесь сами - это добавит адекватности и вам, и клиенту. Пока человек в эмоциях, здраво рассуждать трудно. Перед каждым свои ответом берите небольшую паузу, взвешивайте каждое слово. Восстановите дыхание, дышите медленно и глубоко.

Твердо примите для себя установку, что: "Этот клиент - хороший человек, просто у нас есть некоторые недоразумения. Он очень важен для меня. Я могу с ним нормально общаться и договариваться". Разделите свое отношение к нему как к личности (у профессионала оно, конечно, должно быть профессионально позитивным) и к обсуждаемому вопросу. Настройтесь на то, что вы сейчас совместно решаете общую задачу, т.е. вы "по одну сторону баррикад". Для этого хорошо регулярно использовать выражение "мы с вами" вместо "вы" и "я". Совместно сформулируйте общую цель, например "договориться о взаимовыгодном долгосрочном сотрудничестве".

Не противоречьте клиенту, а находите здравые мысли в его словах и присоединяйтесь к ним, периодически вставайте на его позицию. Однако всегда помните и о своих интересах и регулярно переводите разговор в выгодное вам русло. Вы должны быть настойчивы, но при этом любезны: "стальная рука в бархатной перчатке".

Поймите его потребности и искренне стремитесь решить его задачи. Говорите о его выгодах. Если вы не будете этого делать, все остальное - напрасно.

Если клиент "льет на вас негатив", то запомните основные пункты, по которым он вас обвиняет: обычно "дыма без огня не бывает", и в его словах много правды. Используйте эту информацию, чтобы исправить недостатки: свои и компании. Если хамит, то сохраняйте корректность сами, но напомните ему о правилах приличия.

Найдите в клиенте что-то позитивное, или забавное, по-доброму улыбнитесь внутри и снаружи. Если разговор зашел в тупик, пошутите или временно смените тему разговора. Предложите ему чашку чая. Смените позу или место разговора. Вовлеките в разговор другого человека с вашей стороны.

Вообще-то об искусстве переговоров написано уже так много, что нет смысла более подробно обсуждать эту тему в данной статье.

Если он все-таки "трудный"?

И все-таки они есть, действительно "трудные" клиенты. С которыми наши сотрудники поработали грамотно, корректно, профессионально. А от них по-прежнему только негатив и проблемы.

Попробуйте передать его другому более опытному сотруднику или руководителю. Возможно, у них получится, а клиент будет рад тому, что ему уделили столько внимания.

Если не помогает - взвесьте все плюсы и минусы работы с этим клиентом, оцените его перспективность. Может быть, вы примете решение с ним расстаться. В этом случае сохраните в базе данных клиентов информацию о нем с соответствующими пометками. Важно, чтобы решение прекратить работу с клиентом принимал не рядовой сотрудник, а руководитель. Если решите расстаться с клиентом, то пусть это пройдет гладко: если клиент затаит на вас обиду, то он расскажет о вас очень многим.

***

Надеюсь, что после прочтения этой статьи вы найдете способы так организовать свою работу с клиентами, чтобы среди них почти не осталось "трудных".

***

Успехов Вам!