Все тренинги можно условно разделить на две большие категории: корпоративные (тренинги продаж, командообразования, тайм-менеджмент и т.п.) и личностные (самоактуализации, уверенности, развитие навыков общения, решение семейных проблем и т.п.). Между ними есть множество существенных и несущественных отличий, но главное отличие заключается в степени анализа личных проблем участников – в личностных тренингах эта степень «погружения в материал» во много раз выше. В то же время, цели и корпоративных, и личностных тренингов в целом очень схожи – это развитие и совершенствование личности участников.  (См. курсы, семинары и тренинги по личностному росту, личной эффективности)

В деловых тренингах акцент делается на развитии таких качеств людей, которые непосредственно связаны с работой, а в личностных тренингах идёт проработка самых главных базисных черт характера человека, его основных мотивов и ценностей, его установок, его позитивного и негативного опыта в самых разных сферах жизни и т.д. Эмоциональная насыщенность личностного тренинга значительно выше, нежели делового, тут люди не только смеются, но и плачут, тут степень искренности и самораскрытия во много раз больше. На корпоративный тренинг человек приходит (или его заставляют), чтобы усовершенствовать свою работу, на личностный – чтобы усовершенствовать свою жизнь.

Естественно, каждый из этих жанров психологической работы диктует свои правила, техники и процедуры и смешивать их недопустимо. «Не надо нас лечить!», – раздражённо говорят участники делового тренинга психологу, который, из благих, конечно же, побуждений, начинает вводить элементы глубинной психологии там, где нужно ограничиться, например, навыками телефонного общения с клиентом при активном обзвоне. И эти участники совершенно правы. По своему прав и психолог. Его образование даёт ему возможность увидеть, что проблемы какой-нибудь сотрудницы заключаются не в том, что она не умеет улыбаться, снимая телефонную трубку, а лежат гораздо глубже, например, в её отношениях с родителями и пока их не решить, то корпоративное обучение для этого специалиста – это зря потраченные деньги и время. Этому психологу хочется заняться этим прямо сейчас, однако, это серьёзная ошибка. Для решения подобных задач существует именно личностный тренинг. «Влезая в душу» человеку на деловом тренинге, мы можем навредить его отношениям и репутации. Кстати, именно поэтому мы не советуем приходить на личностный тренинг с сослуживцами или с друзьями – только в одиночку, чтобы человек мог не бояться, что кто-то потом трепанёт в курилке о его проблемах.

Влияет ли прохождение тренинга профессиональных навыков на личность человека? Да, конечно, в определённой степени. Влияет ли личностный тренинг на профессиональную успешность человека? Безусловно, и весьма сильно. Есть такая пословица: «Что тебе просторы мира, когда тесна обувь?». Все мы прекрасно знаем, что лучше работается тогда, когда мы спокойны за свой тыл. Наверняка, мы с вами нередко сталкивались с такими случаями, когда некий специалист регулярно учится и «проходит» дорогостоящие тренинги, но «с него всё, как с гуся – вода». Это происходит оттого, что проблемы данного специалиста коренятся в его личности, в своеобразном «фундаменте», а не в «надстройке», то есть в профессиональных умениях. Если личностный «фундамент» требует ремонта, то заниматься «надстройкой» просто бесполезно. На эту тему у Конфуция есть превосходная мысль: «Если человек умеет управлять собой, то его слушаются, даже если он не приказывает. Но, если он не умеет управлять собой, его не будут слушаться, даже если он будет приказывать». (См. курсы, семинары и тренинги по личностному росту, личной эффективности)

Резюмируя, можем сказать, что и корпоративный, и личностный тренинги предназначены для решения своих специфических задач и в комплексе они прекрасно дополняют друг друга, предоставляя для современного специалиста, инвестирующего в своё развитие, хорошую возможность для перехода на новый уровень, как в личностном, так и в профессиональном плане.