Мы живем во времена расцвета западноевропейской цивилизации: научно-технический прогресс достиг проникновения во все сферы жизнедеятельности, ценности материального благополучия поглощают львиную долю нашего времени, христианская этика служит основой нашей нравственности. Культурологи и историки могут поспорить на эту тему, мы же не станем вдаваться в научную полемику, а отметим безусловно значимый для нас, людей, живущих на заре XXI века, факт: все мы находимся под влиянием культурной модели успешного, самостоятельного и, в силу этого, состоятельного человека. Всякому из нас хочется и, в основном, удается быть активным, деятельным вершителем собственной судьбы. Беспрекословным уважением пользуются люди, выработавшие собственный подход к жизни, сумевшие преодолеть многочисленные препятствия на своем пути, своими руками выковавшие свое счастье. Это своего рода герой нашего времени – сильная личность, или, как говорят психологи, человек с сильным «Я». Не ставя под сомнение ценность подобных достижений, давайте, все же, взглянем на некоторые последствия всеохватного влияния этого культурного образца. 

    Концепция сильной личности подразумевает успешное достижение своих целей. Уже в этом понимании кроется опасность пренебрежения издержками проблематичных - с точки зрения последствий – средств. Когда перед глазами маячат большие планы, легко «замести под ковер» неудобные мелочи. Иногда, и чаще всего, такими «мелочами» выступают сомнения в правильности, моральной безупречности наших действий. Нам знакомы истории превращения героев в тиранов – от исторических, эпохальных примеров до семейных, бытовых сюжетов. Трагедия такого развития «героических» порывов не только в том, что страдают окружающие, но и в драме самого «героя» - даже добиваясь желаемого, он нередко чувствует душевную пустоту, никчемность своих свершений, триумф омрачается страданиями. Чаще всего, не признаваясь никому в своих реальных чувствах, герой все больше чувствует себя изгоем. 

    Пережить подобную драму, к счастью, доводится не всякому, а вот испытать на себе менее заметное давление обсуждаемого культурного образца приходилось каждому из нас. Речь идет о стремлении - как минимум, по возможности, а лучше всегда – во всем обходиться своими силами. Это вполне достойное зрелого человека желание в большинстве случаев оправдано и реалистично. Не это ли убеждает нас в правильности применяемого подхода? Однако, как во всем в жизни, и здесь доведение до крайности чревато сокрушительными последствиями. Нелепо, а то и пугающе опасно будет выглядеть человек, пытающийся самостоятельно починить не только перегоревший светильник, но и восстановить поврежденный силовой, высоковольтный кабель, или, скажем, затеявший ремонт теплотрассы. В вещах производственных, материальных несоответствие задачи и имеющихся возможностей очевидно, и передвигание гор мы оставляем сказочным героям. Но в жизни душевной легко поменять гору и Магомета местами – размерности не столь легко сравнимы. К примеру, ситуативное падение настроения может выглядеть примерно так же, как и подавляемая депрессивная реакция. 

    Очень модным стало выражение «Сам себе психолог». Вообще, распространение, популяризация психологических знаний – радующая примета нашего времени, психологический ликбез – эпохальное движение! Но очень плохо, когда просвещение становится популизмом, когда говорят, да недоговаривают. Доходит до того, что еще не вступивший в совершеннолетие подросток отрицает необходимость помощи психолога (а также родителей, педагогов, врачей) на этом самом основании – «сами, мол, с усами, справимся». Для подростка это характерно хотя бы в силу особенностей его возраста, «заставляющего» отрицать ценность поддержки со стороны старшего поколения. Взрослые настаивают на самостоятельном разрешении возникших затруднений, исходя из соображений иной культурной нормы – концепции сильного «Я»: я буду не я, если без психолога не обойдусь! 

    Психологически такой подход обоснован живущей в каждом из нас надеждой на собственное всемогущество – наследии самого раннего детства, тех времен, когда пища и комфорт приходили к нам тогда, когда нам этого хотелось. Для младенца весь мир заключен в нем самом просто потому, что он еще не в состоянии осознать другого, а значит все, что происходит, есть следствие его собственных состояний: едва испытав голод, он «создает» материнскую грудь. Звучит странно и непривычно, но в психологической науке это детально исследованный феномен. 

    Многие психологические затруднения принципиально неразрешимы без профессиональной помощи – этот факт звучит жестко, жестоко, бьет по нашему «европейскому» самолюбию, возможно, лишает психологию популярности и привлекательности. Но профессиональная психологическая, психотерапевтическая практика сродни традиционной медицине: болезни, страдания, смерть – реальности отнюдь не шуточные, простым "наскоком" их не преодолеешь, и невежество в обхождении с ними весьма опасно. Концепция сильной личности оказывается мостиком к чрезмерному истощению, надлому нашей психики, ведет к неоправданным надеждам и последующему сокрушительному чувству вины и стыда за провал «героических» усилий. 

    Европейская цивилизация обрела на Земле статус ведущей не случайно. Среди множества сильных – в лучшем смысле этого слова – ее сторон – специализация, разделение труда. Человеческое общество стало развиваться семимильными шагами, едва отказалось от концепции натурального хозяйства – когда семья кормила, обувала и одевала, лечила и развлекала себя сама. Секрет успеха в наше время состоит, как раз, в умении распорядиться имеющимися общественными ресурсами, а не в систематическом изобретении велосипедов – то в одной, то в другой области. Достижения человеческой культуры таковы, что нам потребуется не одна жизнь, чтоб овладеть малой толикой ее духовных богатств – есть ли у нас таковые в запасе? Психологические знания накапливались в течение многих столетий, психотерапевтическая практика отрабатывается с XIX века – и что, нам под силу заменить все это своим волевым решением и несколькими прочитанными книжками популярных авторов? Если и вправду нам такое доступно, то в одном из двух случаев: либо наши затруднения ситуативны, сравнительно легко решаемы, либо мы и в самом деле исключительно одарены всемогуществом.