В мире современного бизнеса становится все более популярным прибегать к услугам бизнес-консультантов для решения определенного ряда проблем. Тенденция без преувеличения очень позитивная.

Однако и в таком вопросе есть свои подводные камни. Какие? Давайте разбираться.

Основная проблема заключается в том, что когда владелец бизнеса сталкивается с той или иной проблемой, решение он первоочередно начинает искать извне: нанимает бизнес-консультантов, покупает дорогостоящий персональный коучинг, ищет информацию в других внешних источниках.

В чем здесь ошибка?

В том, что он даже не осознает, что все ответы внутри организации, нужно только уметь извлекать их на поверхность. Подробнее об этом дальше.

Почему коуч или консультант – в некоторой степени «враги» бизнеса? Дело в том, что сотрудничество владельца бизнеса и консультанта получается в некоторой степени неполноценным.

Как же в 3 шага бизнес-консультант способен развалить вашу компанию?

Шаг 1. Неполная картина происходящего.

Как я уже говорил – владелец компании изначально ищет решение проблем вне пределов собственной кампании. Получается, что он владеет неполным объемом информации о реальном положении дел. Зачастую, владелец видит картину существующих проблем очень обобщенно.

Из собственной практики работы с руководящими лицами компаний на вопрос: «Какие проблемы существуют в вашей компании?», большинство дает примерно одинаковые ответы: «Продажи упали» или «Не происходит желаемого роста». То есть получается, что владелец знает о проблемах и недочетах в своей компании, но лишь в глобальном плане. Детали того, почему ситуация сложилась подобным образом, ему неизвестны в полной мере.

Я вовсе не хочу сказать, что это какая-то неправильная стратегия. Все абсолютно верно: руководитель как «орел» смотрит на свои владения с высоты птичьего полета и видит все, что происходит. Иначе зачем ему столько людей в штате, которые несут ответственность за отдельные моменты.

Владелец должен видеть проблемы и уметь их решать своевременно, используя ресурсы своей компании. Если он будет вдаваться во все мелкие детали, он погрязнет в рутине, а этого допускать ни в коем случае нельзя.

Однако такое видение всей картины в целом и упущение мелких деталей из виду при общении с консультантом играет против владельца и его компании. Получается, что руководитель передает искаженные сведения о положении дел. А если полная картина неизвестна, то и решение, найденное в таких условиях, будет однобоким.

Шаг 2. Работа по всем фронтам

Помимо этого, есть и другие слабые стороны. Как правило, сотрудничество с коучем или консультантом предполагает работу по всем фронтам и внесение изменений во все структуры компании. Мало того, что информация, данная владельцем организации, искажена, к тому же приходится обрабатывать большие ее объемы. А когда информации несоизмеримо много, фокус внимания рассеивается.

Мозг среднестатистического человека способен одновременно отслеживать до 7 целей. Если количество объектов становится больше, контроль над каждым их них начинает заметно ухудшаться. Так происходит и в компании. Если внедрение нововведений происходит сразу на всех уровнях работы (а именно так консультанты зачастую и действуют), то страдает вся структура организации.

Шаг 3. «Верхи не могут, низы не хотят»

Более того, такая стратегия поведения может вызвать негодование среди сотрудников компании. Работа с консультантом, как правило, происходит на персональной основе, соответственно предложение о внесении изменений в структуру компании исходит лишь с одной стороны – от руководителя. Таким образом, все предстоящие перемены обрушиваются на головы сотрудников словно снежная лавина.

Получается, что руководитель вдохновился и приготовился к новым свершениям, а сотрудники неизменно остались на прежнем уровне сознания. Здесь и начинаются проблемы. И нередко такие несогласованные действия приводят к возникновению недопонимания в компании, и как следствие, к ее развалу.

Опять же, хочу поделиться собственным опытом. Я, как руководитель крупной дистрибьюторской компании, пользовался услугами очень известного и профессионального российского бизнес-коуча. Я ему, безусловно, благодарен за всю проделанную работу, он на самом деле помог мне: сделал меня более многовариативным, научил быть более циничным в отношении определенных вещей.

Однако, в результате своих внутренних преобразований я стал чужим человеком для своих сотрудников. Мне стало сложнее находить с ними общий язык. Я уже мыслил иными категориями и до меня никак не доходило, почему мои подчиненные не понимают столь очевидных, как казалось мне, вещей.

Рост в компании должен сопровождаться изменениями не только техническими, но также должны происходить перемены в понимании всех людей, работающих в компании. Когда владелец озабочен лишь совершенствованием собственных знаний и навыков, страдает вся система. Получается, как у классиков: «Верхи не могут, низы не хотят».

Главное, что должен помнить каждый владелец – сила организации заключается внутри компании, в ее сотрудниках. Если нужно узнать о том, какие проблемы происходят, и что послужило причиной их возникновения, нужно проводить работу с сотрудниками, а не искать ответов за пределами компании. Именно они владеют верной и полноценной информацией о положении дел, главное, уметь правильно собирать ее и использовать.

Вместо того, чтобы покупать услуги коучей и бизнес-консультантов, лучше научиться работать с собственной командой. И самый эффективный инструмент в этом деле – совещания. Именно совещания позволяют собрать наиболее полные сведения о ситуации в компании, систематизировать их и прийти к коллективному результату. Сила любого человека заключена внутри него самого. Также и сила вашей компании внутри ее организации, в ее сотрудниках. Действительно стоящие идеи рождаются лишь тогда, когда люди начинают взаимодействовать друг с другом.

Если сотрудники принимают участие в формировании решения, если они соглашаются на введение изменений и предлагают собственные варианты, они чувствуют ответственность за все, что происходит в их компании. Это очень важный момент. Такого можно добиться лишь на совещании, поэтому я называю его самым эффективным инструментом.