Когда я только столкнулась с бизнес-симуляциями, у меня сложилось впечатление, что все о них знают и используют.

Однако при более глубоком знакомстве, когда я начала сама их разрабатывать, обсуждать с коллегами и Заказчиками, я поняла, что многие о них слышали, но мало кто реально знает, что за этим стоит.

Надеюсь, что эта статья поможет разобраться в том, что же такое бизнес-симуляция, для чего она нужна и в чем ее преимущество.

Итак, для начала давайте определим – что же это такое. Бизнес-симуляция это погружение в виртуальную реальность с законами реального бизнеса. Она может включать в себя и деловую игру, и кейсы и ролевые игры. Но сохраняется ключевой принцип – опора на реальные бизнес процессы.

Бизнес-симуляция позволяет объединить Игру и Реальность. Именно за счет этого эффекта данный метод дает отличный результат.

Эта особенность отличает бизнес симуляцию от тренинга. Здесь минимум теории и огромное количество практики, которая вовлекает участников, снижает критичность их восприятия и дает поле для отработки навыков.

В ходе бизнес-симуляции участники самостоятельно делают выводы и получают собственный опыт, который потом гораздо проще и быстрее внедряют в рабочую действительность.

В одном из интервью мне задали вопрос – что, на мой взгляд, является одной из основных проблем в T&D направлении? Я ответила, что это – переученность. За последние 15 лет огромное количество сотрудников прошли разнообразные тренинги и у них сложилось впечатление, что они «все знают».

Наверняка, вы сталкивались с ситуациями, когда представители Заказчика говорили вам: «SMART – да его все знают, стратегии переговоров – это же Секрет Полишинеля, SWOT – да это еще в школе проходили и так далее». К сожалению, это знание далеко не всегда переходит в реальную рабочую жизнь. Как часто руководители, знающие SMART, ставят задачи своим сотрудникам правильно? А многие ли из них применяют известные алгоритмы обратной связи?

В такой ситуации бизнес-симуляция дает прекрасный эффект. Если мы учитываем при разработке, что уже знают участники и используем это, получаем среду, в которой внутренняя мотивация на использования этих инструментов многократно увеличивается. Также сотрудники отрабатывают алгоритмы в различных практический кейсах и им гораздо проще и легче перенести это в ежедневную деятельность.

Например, игра «Тауэрский мост». Она рассчитана на сотрудников, которые уже знакомы с инструментами, необходимыми для управления проектами. Симуляция помогает в игровой среде применить уже имеющиеся знания и опыт, понять, как, на самом деле, работают инструменты, где раньше допускали ошибки и исправить их.

Это метод поможет вам и с теми сотрудниками, которые еще не проходили тренингов по нужной тематике – просто для них в бизнес-симуляцию включаются теоретические блоки. И в этом случае симуляция становится для них и проблематизирующей, и обучающей, и закрепляющей, и мотивирующей.

Симуляцию с теоретическими блоками мы разрабатывали для одной из крупнейших телекоммуникационных компаний. Необходимо было разработать игру для развития навыков в области управления продажами. Важно было научить прогнозировать продажи и управлять отделом продаж в соответствие с особенностями компании.

В итоге у нас получилась 2-х дневная игра, состоящая из 4-х раундов, между которыми мы включали теоретические блоки.

Вам нужно оценить сотрудникам по определенным компетенциям? И тут бизнес симуляция дает отличный результат. При этом, за счет глубокого погружения, участники выдают именно ту модель поведения, которой придерживаются в реальной жизни. Просто при разработке необходимо учитывать, что именно оценка – ключевая цель.

Также бизнес-симуляция позволяет заложить нужную вам модель поведения в определенных ситуациях. Данный эффект достигается за счет практически мгновенной системы поощрений и наказаний. Игровая среда очень быстро дает обратную связь участникам. Если все было выполнено так, как нужно, команда получает очки/балы/деньги, если отклоняется от курса – штрафуется или получает проблемную ситуацию, которую необходимо решить или получает информацию о негативной реакции рынка. Механизмов много. Таким образом, участники неосознанно принимают «правильную» модель.

Для одной компании из e-commerce, была разработана симуляция, которая закладывала правильную модель кросс функционального взаимодействия. Более того, по итогам игры был разработан Action plan, который был направлен на поддержание новой модели в ежедневной рабочей деятельности.

Если на текущий момент в компании существует проблема, которую непонятно как решать, бизнес симуляция может помочь и тут. В таком случает разрабатывается такая модель, в которой можно отработать несколько вариантов действий, посмотреть как будет реагировать среда, доработать решение и найти выход.

Другими словами, данный метод многогранен и позволяет решать большое количество задач. Главное, правильно снять запрос и разработать именно ту бизнес симуляцию, которая будет решать нужные задачи.

Итак, основные задачи, которые решает бизнес симуляция:

  • Внедрение новых бизнес-процессов с минимальным сопротивлением;
  • Поиск ошибок и путей оптимизации текущих бизнес процессов;
  • Формирование стратегического видения компании и бизнеса;
  • Адаптация к изменения в компании;
  • Поиск путей решения сложных ситуаций в компании;
  • Развитие навыков по любым необходимым компетенциям;
  • Повышение качества кросс функционального взаимодействия;
  • Внедрение корпоративной культуры и ценностей;
  • Оценка сотрудников в ситуациях максимально приближенным к реальности;
  • Командообразование в бизнес среде;
  • Изменение отношения к своей работе. «Перезапуск» мотивации на свою рабочую деятельность.

И тут, наверное, возникает вопрос – а где подвох? Не может быть, чтобы метод был абсолютно идеален. Должны быть риски, ограничения. И это верно.

Вот список ограничений:

  • Требуется высокий уровень профессионализма разработчиков в области игромоделирования; 
  • Длительность. Время разработки от 1 до 6 месяцев;
  • Высокая ответственность Заказчика.

Со стороны Заказчика необходимы:

  • способность четко формулировать запрос, понимание корня проблемы,
  • готовность вкладывать много времени в разработку – делиться необходимой информацией;
  • Стоимость продукта выше по сравнению с тренингами.

А это ее преимущества:

  • Возможность быстрого «погружения» в бизнес-ситуацию и понимания бизнес-процессов;
  • В ходе игры участники учатся управлять как тактическими, так и стратегическими целями;
  • Бизнес симуляция это безрисковая зона — ошибки в игре не приведут к краху бизнеса. Это позволяет пробовать различные стратегии и тактики, наблюдая их последствия и делая выводы
  • В ходе игры участники самостоятельно делают выводы и получают собственный опыт, который потом гораздо проще и быстрее внедряют в рабочую действительность. Преодоление критического настроя.
  • В симуляции могут участвовать сотрудники разного уровня, что скорее обогатит игру и сделает ее более полезной;
  • Возможность получить опыт принятия решений из разных позиций, увидеть процесс с разных точек зрения;
  • Возможность системного анализа ситуации, развитие умения видеть и учитывать не одну причинно- следственную связь, а систему взаимосвязанных факторов, влияющих на результат;
  • Высокая степень свободы в развитии ситуации требует от участников комплексного использования знаний и навыков, умения быть гибкими в выборе инструментов и подходов к решению;
  • Постоянный мониторинг деятельности и схема игры «Решение — Результат — Анализ — Новое решение» позволяет демонстрировать эффект и результат возможных решений в кратчайшие сроки; 
  • Командная работа и соревновательный момент обеспечивают высокую эмоциональную включенность всех участников, обеспечивают обмен лучшими практиками.

Как видно из всего вышеперечисленного, данный метод обладает большим количеством преимуществ, а также требует качественной глубокой проработки. И тут очень важно быть готовыми к тому, что в процессе создания симуляции вам будут задавать много вопросов, запрашивать тонны информации, а потом снова вопросы и так до тех пор, пока продукт не будет готов.

И, если вы хотите качественное решение, важно:

  1. Быть максимально открытыми
  2. Оперативно откликаться на запросы
  3. Давать реальную информацию
  4. Предоставлять доступ к Бизнесу, экспертам по прорабатываемым бизнес процессам 
  5. Участвовать в пилоте симуляции, чтобы оценить ее на соответствие запросу
  6. Не жалеть времени на коммуникации

Также обращайте внимание на провайдера, который будет разрабатывать для вас симуляцию.
Важно учитывать следующее:

  1. Опыт в разработке бизнес симуляций
  2. Отзывы от клиентов, которым проводили бизнес симуляции
  3. Возможность поучаствовать в демо игр
  4. Присутствие в команде разработчиков тех, кто понимает бизнес не по книжкам
  5. Стремление к активному взаимодействию с Заказчиком при разработке
  6. Способность «слышать» клиента, искать пути решения задач с учетом специфики Заказчика.

Если же у вас нет времени на разработку симуляции с нуля, вы можете приобрести «коробочный» продукт, то есть, готовую симуляцию. И у такого решения, безусловно, есть ряд плюсов:

  1. Экономия времени;
  2. Часто цена ниже;
  3. Отпадает необходимость в предоставлении внутренней информации;
  4. Есть обратная связь по этой игре.

При этом есть и недостатки, к которым важно быть готовыми:

  1. Игра не отражает ваших реальных бизнес процессов и может быть оторвана от вашей реальности
  2. Ограниченность применения – только там, где специфика бизнес процессов вашей компании не критична
  3. Выводы по итогам нужно будет «продавать». Так как можно встретить сопротивление «А у нас так не работает»
  4. Позитивная обратная связь других компаний не гарантирует аналогичной реакции в вашей.

Чтобы минимизировать влияние этих недостатков, при выборке «коробки» важно:

  1. Искать игры со сходными бизнес процессами;
  2. Четко понимать цели и задачи, которые перед вами стоят;
  3. Поучаствовать в демо игры. Со слов очень сложно сложить картину;
  4. Получить обратную связь от компании со сходными задачами и бизнес процессами;
  5. Выбрать провайдера, который может доработать «коробку» под вашу специфику.

При грамотном выборе провайдера и продукта, вы по достоинству сможете оценить преимущества бизнес симуляции. И получить все выгоды, которые несет данный метод!

Правда, если вы захотите получить обратный эффект, у нас есть «Вредные советы»

  • Тяните время и увиливайте от общения с разработчиками
  • Скрывайте истинные причины мероприятия 
  • Ставьте противоречивые цели разработчикам
  • Используйте административный ресурс при приглашении участников
  • Экономьте на мелочах
  • Устраивайте вечером веселые командообразующие застолья 
  • Скрывайте цели игры от участников, извещайте их в последний момент
  • Вмешивайтесь в игровой процесс и “помогайте” игротехникам без согласования ролей и позиций
  • Неожиданно сокращайте время игры
  • Игнорируйте результаты и выводы по итогам игры