Федеральные стандарты бухгалтерского учета общественного сектора: реальность и проблемы внедрения
Применение международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС) при подготовке финансовой информации помогает ее пользователям получить более полное представление о финансовом положении, а также результатах финансовой деятельности и денежных потоках федеральных и региональных органов государственной власти, автономных и бюджетных учреждений, а также международных общественных организаций. Переход на МСФООС требует тщательной качественной подготовки. Данный курс вам поможет в решении этой проблемы.
В программе курса повышения квалификации
День 1.
Область действия и применение МСФООС.
- Понятие общественного сектора. Цели и задачи МСФООС. Состав и структура МСФООС. Сравнение МСФООС и МСФО. Совет по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора, его задачи и основные направления деятельности
- Введение федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (основные средства, аренда, расходы по оплате труда и т.д.); принятие мер по сближению бухгалтерского и налогового учётов. Приказ Минфина России от 10 апреля 2015 г. №64н. Приказы Минфина России от 31 декабря 2016 г. №257н, №258н, №259н.
Принципы подготовки финансовой отчетности в общественном секторе.
МСФО ОС 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО ОС 2 «Отчеты о движении денежных средств». Федеральные стандарты «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности для организаций государственного сектора (приказ №256н) и Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности (приказ №260н).
- Цели финансовой отчетности
- Ответственность за информацию, представленную в финансовой отчетности
- Основополагающие допущения и качественные характеристики информации финансовой отчетности
- Структура финансовой отчетности
- Элементы финансовой отчетности
Учетная политика. МСФО ОС 3 «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки». Федеральный стандарт по учётной политике в государственном секторе.
- Понятие учетной политики. Цели учетной политики
- Выбор учетной политики и ее применение
- Последовательность применения учетной политики
- Изменения учетной политики
- Ретроспективное применение изменений учетной политики
- Раскрытие информации об учетной политике в финансовой отчетности
- Изменение учетных оценок и их отражение в финансовой отчетности
- Ошибки в бухгалтерском учете и отчетности
- Отражение исправления ошибок в финансовой отчетности
День 2.
Вознаграждения работникам. Резервы, условные обязательства и условные активы. МСФО ОС 25 «Вознаграждения работникам». МСФО ОС 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы».
- Вознаграждения работникам в процессе трудовой деятельности (текущие вознаграждения)
- Вознаграждения работникам по окончании трудовой деятельности
- Пенсионные планы с установленными взносами
- Пенсионные планы с установленными выплатами
- Признание и оценка обязательств по вознаграждениям работникам
- Раскрытие информации о вознаграждениях работникам в финансовой отчетности
- Определение резервов и условных обязательств
- Отличие резервов от условных обязательств
- Определение условных активов
- Признание и оценка резервов
- Признание и оценка условных обязательств
- Дисконтированная стоимость
- Изменение оценки резервов и условных обязательств
- Раскрытие информации о резервах, условных обязательствах и условных активах в финансовой отчетности
Доходы и расходы.
МСФО ОС 9 «Доходы от обменных операций». МСФО ОС 23 «Доходы от необменных операций (налоги и трансферты)». МСФО ОС 11 «Договоры строительного подряда».
- Определение дохода
- Обменные и необменные операции
- Оценка доходов от обменных операций
- Доходы от продажи товаров
- Доходы от предоставления услуг
- Проценты, лицензионные платежи и дивиденды
- Оценка доходов от необменных операций
- Налоги
- Трансферты
- Раскрытие информации о доходах от обменных и необменных операций в финансовой отчетности
- Договоры строительного подряда
- Объединение и деление договоров строительного подряда
- Валовой доход по договору строительного подряда
- Затраты по договору строительного подряда
- Порядок признания доходов и расходов по договору строительного подряда. Раскрытие информации о договорах строительного подряда в финансовой отчетности
Консолидированная отчетность. Раскрытие отдельных видов информации в финансовой отчетности.
МСФООС 6 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность». МСФООС 18 «Сегментная отчетность». МСФООС 20 «Раскрытие информации о связанных сторонах». МСФООС 14 «События после отчетной даты».
- Определение консолидированной отчетности
- Понятие контроля для целей формирования отчетности
- Сфера применения консолидированной отчетности
- Методы консолидации
- Сегментная отчетность
- Определение сегмента
- Экономические и географические сегменты
- Элементы сегмента
- Активы, обязательства, доходы и расходы сегмента
- Раскрытие информации о сегментах в финансовой отчетности
- Определение связанных сторон
- Раскрытие информации о связанных сторонах в финансовой отчетности
- Понятие событий после отчетной даты
- Дата финансовой отчетности
- Дата утверждения финансовой отчетности
- Дата выпуска финансовой отчетности
- Виды событий после отчетной даты: корректирующие и не корректирующие события
- Раскрытие информации о событиях после отчетной даты в финансовой отчетности
День 3.
Основные средства.
МСФО ОС 17 «Основные средства». МСФО ОС 5 «Затраты по займам». МСФО ОС 16 «Инвестиционные активы». МСФО ОС 13 «Аренда».
Федеральные стандарты «Основные средства (приказ №257н), Аренда (приказ 258н).
Определение основных средств.
- Критерии признания основных средств в финансовой отчетности.
- Элементы стоимости и оценка основных средств при признании.
- Последующая оценка основных средств.
- Срок полезного использования основных средств.
- Амортизация.
- Способы амортизации основных средств.
- Обесценение основных средств.
- Выбытие основных средств.
- Раскрытие информации об основных средствах в финансовой отчетности.
- Определение инвестиционных активов.
- Оценка инвестиционных активов при признании.
- Последующая оценка инвестиционных активов.
- Раскрытие информации об инвестиционных активах в финансовой отчетности.
- Понятие аренды (лизинга).
- Классификация аренды: финансовая аренда, операционная аренда.
- Процентная ставка по финансовой аренде.
- Продажи с обратной арендой.
- Отражение аренды в финансовой отчетности арендодателя.
- Отражение аренды в финансовой отчетности арендатора.
Нематериальные активы.
МСФО ОС 31 «Нематериальные активы».
- Определение нематериальных активов.
- Виды нематериальных активов.
- Критерии признания нематериальных активов.
- Оценка нематериальных активов при признании.
- Последующая оценка нематериальных активов.
- Сроки полезного использования нематериальных активов.
- Амортизация нематериальных активов.
- Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования.
- Обесценение нематериальных активов.
- Раскрытие информации о нематериальных активах в финансовой отчетности.
Обесценение активов.
МСФО ОС 21 «Обесценение активов, не генерирующих денежные средства». МСФО ОС 26 «Обесценение активов, генерирующих денежные средства». Федеральный стандарт «Обесценение активов « (приказ №259н).
- Понятие обесценения активов.
- Активы, генерирующие денежные средства.
- Активы, не генерирующие денежные средства.
- Признаки обесценения.
- Оценка возмещаемой стоимости.
- Оценка и признание убытка от обесценения.
- Определение единицы, генерирующей денежные средства.
- Восстановление убытка от обесценения.
- Раскрытие информации об обесценении активов в финансовой отчетности
День 4.
Раскрытие в финансовой отчетности информации о секторе государственного управления. Раскрытие в финансовой отчетности информации о бюджете.
МСФО ОС 22 «Раскрытие информации о секторе государственного управления». МСФО ОС 24 «Представление информации о бюджете в финансовой отчетности».
- Статистические основы финансовой отчетности
- Определение сектора государственного управления
- Государственные коммерческие предприятия
- Государственные финансовые корпорации
- Государственные нефинансовые корпорации
- Раскрытие информации о секторе государственного управления в финансовой отчетности
- Утвержденные бюджеты
- Первоначальный и итоговый бюджет. Фактические суммы
- Представление и раскрытие бюджетных и фактических сумм
- Уровни агрегирования
- Основы сопоставления
- Многолетние бюджеты
Разработка новых федеральных стандартов общественного сектора:
- «Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчётности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов»
- «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчётности»
- «Бухгалтерская финансовая отчётность с учётом инфляции»
- «Долгосрочные договоры»
- «Концессионные соглашения»
- «Совместная деятельность»
- «Затраты по заимствования»
Результат посещения курса повышения квалификации
участники:
- рассмотрят принципы составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами общественного сектора (МСФО ОС);
- изучат порядок составления отчетности по нормам МСФО ОС;
- освоят оценку и учет основных средств, нематериальных активов;
- получать практические навыки выбора учетной политики, ее применение и изменения учетной политики;
- изучат особенности обесценение активов;
- рассмотрят вопросы, связанные с порядком вознаграждения работникам в процессе и по окончании трудовой деятельности;
- получат все необходимые для повседневной работы информационно-справочные материалы.
Для кого предназначен курс повышения квалификации
Cпециалистов контрольных органов, финансистов, бухгалтеров, экономистов – всех, кто неравнодушен к вопросам бухгалтерского учёта в государственных муниципальных учреждениях.
Раздаточные материалы
Методический материал
Экскурсионная программа по Санкт-Петербургу как необязательная часть.