Практика построения системы обучения и развития персонала в компании
Цель семинара
Получить подробные прикладные знания о системе корпоративного обучения, овладеть навыками построения системы обучения в компании, освоить методы, инструменты, способы и приемы организации обучающего процесса, научиться выявлять потребность в обучении, планировать обучающие мероприятия и оценивать эффективность работы специалистов по обучению и результативность самого обучения, эффективно использовать результаты обучения сотрудников.
В программе семинара
Обучение персонала - инструмент для решения задач бизнеса
Корпоративное обучение. Цели. Задачи. Актуальность.
Решение задач бизнеса через обучение сотрудников.
- Увеличение прибыли
- Повышение конкурентоспособности
- Развитие HR-бренда
- Освоение нового рынка
Решение кейсов: «Издательский дом», «Целлюлозная фабрика», «Вредное производство».
Методы выявления потребности в обучении.
- Экспертная оценка
- Бенчмаркетинг (bench mark)
- 360 градусов
- Центр оценки (assessment)
Решение задач: «Торговая компания», «PR компания».
Стратегические и тактические цели корпоративного обучения.
- Повысить производительность
- Создать новые продукты или услуги
- Изменить модели поведения сотрудников
Мозговой штурм: цели обучения.
Индивидуальные цели обучения.
- Повышение квалификации
- Увеличение стоимости на рынке труда
- Повышение конкурентоспособности внутри компании
- Зачисление в кадровый резерв
- Повышение по должности
- Саморазвитие
Упражнение на определение потребности в развитии компетенций сотрудников.
Модели и кластеры компетенций.
- Подход Ричарда Бояциса
- Кластеры Лайла Спенсера
- Поведенческие модели Стива Уиддета
Моделирование групп компетенций.
Разработка групп компетенций исходя из потребности компании.
- Коммуникативные
- Личностные
- Профессиональные
- Поведенческие (социальные)
- Мотивационные
- Аналитические
- Предпринимательские
- Исполнительские
- Управленческие
- Креативные
- Лидерские
Деловая игра: «Определяю - обучаю».
Организация и методология обучения персонала компании
Формы и методы обучения.
- Массовое обучение
- Групповое обучение (тренинги, семинары)
- Индивидуальное обучение (коучинг, наставничество)
- Дистанционное обучение (видео-курсы, вебинары
- Учебные курсы на электронных носителях
- Очное обучение (на рабочем месте, на выездных курсах)
- Заочное обучение (по договорам с ВУЗами, бизнес-школами)
- Мастер-классы
- Методы активного обучения (деловые игры, кейс-обучение, моделирование, анализ, проектирование, интерактивные программы)
Упражнение: логическая подстановка методов обучения, формы и целевые группы.
Разработка учебного курса.
- Определение актуальности курса
- Практическое назначение курса для сотрудников компании
- Постановка целей курса
- Тематическое планирование
- Структура обучающих программ лекций, семинаров, тренингов
Моделирование цепочки структуры программ обучения.
Инструменты обучения.
- Кейс-стади (case-study)
- Информативная презентация
- Разработка сценария деловой игры
Упражнения на оценку кейсов, структурную разработку кейсов, презентаций и сценариев игр.
Наставничество как способ передачи знаний в компании.
- Понятие, цели и задачи
- Методы и инструменты
- Менторы и ученики
- Программа наставничества
- Положение о наставничестве
- Способы мотивации реализации программы наставничества
- Условия сотрудничества и договорные отношения
Моделирование системы наставничества и планирование мероприятий.
Работа с внешними провайдерами обучающих услуг.
- Рынок образовательных услуг
- ВУЗы, Бизнес-школы, Курсы повышения квалификации, тренеры-фрилансеры
- Критерии выбора учебного заведения
Решение кейсов: «ВУЗ или колледж», «Фриланс», «Бизнес-школа».
Методическое планирование.
- План-сетка (краткосрочное, долгосрочное планирование обучения персонала)
- Этапы организации обучения
- Оценка качества программ обучения
Упражнение: планирование обучающих мероприятий.
Построение системы обучения персонала в компании. Отдел обучения – учебный центр – корпоративный университет
Современные подходы к обучению и развитию персонала компании.
- Концепция самообучающейся организации
- Концепция «обучение действием»
- Концепция управления знаниями, как управление интеллектуальным капиталом
Упражнение: построение модели системы обучения.
Элементы системы обучения персонала в компании.
- Подразделение по обучению, Корпоративный университет, Учебный центр
- Организационные ресурсы
- Формализованные процессы и регламентирующие документы
- Методологическая база
- Система оценка качества и результатов обучения
Мозговой штурм: «Элементы системы».
Алгоритм построения системы обучения персонала.
- Формализация процессов (положение об обучении сотрудников в компании и другие документы)
- Круг ответственных должностных лиц
- Организация работы отдела обучения, функциональные и оперативные задачи
Решение задач: «Нормы дозволенного и запрещенного», «Расчеты и прогнозы».
Менеджеры и специалисты по обучению.
- Рынок труда и критерии отбора профессионалов в области обучения
- Функциональные и оперативные задачи специалистов по обучению
- Поиск и привлечение тренеров-фрилансеров
- Поиск, оценка, отбор и найм корпоративных тренеров и специалистов по обучению (особенности требований к квалификации и опыту)
- Индивидуальные KPI
Практическое задание: определить потребность - составить профиль - найти специалиста.
Бюджет системы обучения персонала.
- Алгоритм построения бюджета на обучение персонала с нуля
- Статьи расходов
- Планирование, распределение и освоение бюджета
- Риски и пути их предупреждения
- Планирование, прогнозирование, расчет
- Способы оптимизации расходов
- Инвестирование в развитие компетенций сотрудников
Решение кейсов: «Целевые затраты», «Статьи расходов», «Верный выбор».
Оценка эффективности и результативности обучения
Технология оценки эффективности обучения: понятие, содержание, структура и алгоритм.
- Совокупность приемов, способов, форм и методов измерения эффективности процесса и результата обучения в рамках одной технологии
Недостатки системы оценки обучения сотрудников и пути их устранения.
- Трудоемкий сбор данных о результатах обучения
- Противоречия целей и результатов обучения
- Разночтения сформулированных показателей результативности обучения
- Низкая мотивация сотрудников на обучение
- Отсутствие связи системы обучения с другими подсистемами (карьерного развития, ротации, мотивации)
Мозговой штурм на выявление проблем, ошибок и недостатков системы. Анализ. Обмен мнениями, опытом.
Упражнение: «Ошибка-решение».
Ключевые показатели эффективности организации обучения.
- Постановка целей обучения, формирование задач и индивидуальных результатов обучения через Ключевые Показатели эффективности
- Разработка КПЭ для менеджеров и специалистов по обучению исходя из общих целей системы обучения
Решение кейса: ключевые показатели эффективности отдела обучения.
Модель оценки результатов обучения по компетенциям.
- Ключевые компетенции для оценки результатов обучения
- Лист оценки по компетенциям
- Критерии оценки новых компетенций
- Инструменты и приемы оценки результатов обучения по компетенциям
Решение практических задач: «Функция-компетенция».
Упражнение: разработка индикаторов измерения уровня компетенций.
Техники интерпретации полученных данных.
- Логика
- Субъективная оценка
- Личный и социальный опыт
- Корректные способы расшифровки данных
- Интерпретация результатов оценки влияния внешних и внутренних факторов на качество обучение
- Разработка формулы: качество обучающей информации +корректный метод обучения +эффективность транслирующего = качество обучения
- Оценка результатов тренингов на развитие управленческих навыков
Упражнения с применением проективных и аддитивных методик.
Оценка эффективности тренингов.
- Социальная и экономическая эффективность активного обучения
- Отсроченный эффект активных форм обучения
- Критерии оценки тренингов на развитие коммуникативных (или любых других) навыков
- Оценка результатов тренингов на развитие управленческих навыков
- Оценка результативности тренингов командообразования
Ролевая игра: «Знания (знаю - понимаю)», «Умения (осваиваю - выполняю)», «Навыки (обучаю-закрепляю)».
Инструменты оценки эффективности обучения.
- Алгоритм разработки:
- анкет
- кейсов
- опросных листов
- тестов для оценки результатов обучения
- Принципы и правила целевого применения инструментов оценки
- Корректная интерпретация полученных данных
Технология оценки результативности процессов ACIR.
- Aim – цель, ради которой проводится обучение
- Criterion – признак, которым характеризуется положительный эффект от обучения
- Instrument – инструмент измерения, который показывает насколько была достигнута поставленная цель
- Rate – норма, ожидаемая компанией и уровень изменений, которого достиг сотрудник в ходе обучения
Упражнение на освоение принципа ACIR.
Развитие персонала. Мероприятия по результатам обучения
Развитие персонала в компании: понятие, цели, задачи, принципы. Управление развитием персонала.
- Управление потенциалом сотрудников
- Корректная расстановка кадров
- Подготовка персонала (профессиональная и социальная адаптация)
- Повышение квалификации (углубление, расширение и дополнение профессиональных знаний и навыков)
- Переподготовка персонала (обучение новым профессиональным знаниям, новой специальности)
- Ротация (перемещение сотрудников компании)
Создание кадрового резерва из потенциальных лидеров.
- Работа с ВУЗами (студентами и выпускниками)
- Группы компетенций для оценки лидерского потенциала специалистов
- Методы выявления лидерских компетенций
- Алгоритм работ по созданию кадрового резерва
- Мотивация и удержания сотрудников кадрового резерва
- Принципы построения кадрового резерва на примере ведущих промышленных компаний России
Решение кейсов. Моделирование.
Планирование индивидуальной карьеры по всем подразделениям.
- Концепции карьерного развития ведущих мировых и российских компаний
- Алгоритм построения карьерного пути и индивидуального карьерного планирования
- Направления внутриорганизационной карьеры (вертикальная, горизонтальная, функциональное развитие, линейное, отраслевое)
- Введение в должность
Решение кейсов. Моделирование.
Работа с уникальными специалистами (талантами).
- Критерии определения талантливых сотрудников
- Модели компетенций уникальных сотрудников
- Планирование обучения и развития талантливых специалистов
- Критерии оценки эффективности программ развития талантов компании
Упражнение: разработка профессиональных профилей уникальных специалистов.
Развитие линейных руководителей.
- Роли руководителей (лидер, администратор, предприниматель)
- Возможные пути развития руководителей среднего и высшего звена
- Решение проблемы «потолка» развития топ-менеджера
- Решение проблемы выхода из компании в конкурирующую среду
- Программы удержания и сохранения управленческих и уникальных компетенций в компании
Решение кейсов. Создание проекта.
Для кого предназначен семинар
Директоров по персоналу, заместителей директоров по персоналу, менеджеров по персоналу, руководителей и сотрудников кадровых служб.
Раздаточные материалы
Методические материалы