Профессиональное выгорание. Эмоциональное выгорание. Профилактика
Своему психологическому здоровью люди в России уделяют достаточно мало внимания, однако эта халатность очень часто приводит к серьезным последствиям, начиная от обычной депрессии, которая приводит к снижению работоспособности, ухудшению отношений в семье и в коллективе и до серьезных психических заболеваний, например нервных срывов, которые приходится уже лечить медикоментозно и зачастую в психических и неврологичнеских клиниках. Алкоголизм и другие формы зависимостей, часто также вызваны нарушениями в эмоциональной сфере человека и являются одним из симптомов выгорания.
Цель семинара
Профилактика профессионального выгорания, освоение методов эмоционального саморегулирования.
В программе семинара
- Симптомы заболевания. Причины, по которым происходит выгорание.
- Как можно избавиться от выгорания на работе. Исследования выгорания, как заболевания.
- Специалисты советуют руководителю.
- Самостоятельный выход из эмоционального ступора.
- Общие причины: интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными; работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами; особенности жизни в мегаполисах и др.
- Специфичные причины профессионального выгорания.
- Проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень з/п, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы).
- Специфические причины в зависимости от профессии. Причины проф. выгорания врача: воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом, угроза обращений родственников больных с юридическими претензиями, исками, жалобами и др. специфические причины применительно к той или иной профессии.
- Психофизические симптомы профессионального выгорания работника.
- Чувство постоянной, непроходящей усталости (симптом хронической усталости).
- Ощущение эмоционального и физического истощения.
- Снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию).
- Общая астенизация.
- Частые беспричинные головные боли.
- Полная или частичная бессонница.
- Постоянное заторможенное, сонливое состояние.
- Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности и др.
- Социально-психологические симптомы профессионального выгорания сотрудника.
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия.
- Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события.
- Частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя").
- Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет.
- Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности.
- Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится".
- Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.
- Поведенческие симптомы профессионального выгорания работника.
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее.
- Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня.
- Руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим.
- Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.
- Невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.
- "Тайм-ауты", отдых.
- Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
- Умения и навыки саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь для снижения уровня стресса).
- Профессиональное развитие и самосовершенствование (профессиональной информацией с коллегами – курсы повышения квалификации, конференции и пр.).
- Уход от ненужной конкуренции.
- Эмоциональное общение.
- Поддержание хорошей физической формы и др.
- Стресс: психологическое понятие и физиологический смысл. Факторы стресса. Симптомы хронического стресса. Источники и признаки стресса.
- Стресс в деловых коммуникациях.
- Конфликты как источник стресса и как его следствие.
- Физиологическая устойчивость и психологическая устойчивость к стрессу.
- Стресс ошибки и неудачи.
- Раздражительность и агрессия на рабочем месте.
- Конфликты и стресс.
- Персональный Assessment (тестирование).
- Оценка преимуществ и сильных индивидуальных качеств.
- Выявление и оценка способности к антистрессовой саморегуляции.
- Постановка личной задачи.
- Формирование антистрессовой самомотивации.
- Навык управления стрессом.
- Эмоциональный стресс: динамика и самочувствие.
- Причины эмоционального стресса.
- Психотехники и упражнения управления эмоциональным стрессом.
- Условия и ситуации применения антистрессовых техник.
- Обмен мнениями по индивидуальным приемам снижения эмоционального стресса.
- В каких случаях «работает» позитивный подход.
- Принципы позитивного подхода.
- Позитивный подход и оптимизм.
- Само-коучинг на основе позитивного подхода.
- Позитивная самооценка и удовлетворенность.
- Условия и ситуации применения технологии позитивного подхода.
Результат посещения семинара
По окончании бизнес-тренинга Вы получите эмоциональную разгрузку и отдых
- Почувствуете прилив жизненных сил.
- Практически попробуете современные технологии управления стрессом.
- Сформируете навыки снижения утомления и поддержания высокой работоспособности.
- Познакомитесь с приемами сохранения выдержки и самообладания в стрессовых ситуациях.
Для кого предназначен семинар
Топ-менеджеры компаний, руководители среднего звена, линейные менеджеры, все заинтересованные лица.
Метод ведения
Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия ведущего и участников. Используются работа в малых группах, мозговой штурм, наглядные материалы. Моделируются ситуации, в которых участники будут ощущать действие тех же факторов, с которыми они сталкиваются или могут столкнуться на работе. В ходе последующего обсуждения участники не только наблюдают, анализируют, делают выводы и получают необходимую теоретическую информацию, объясняющую их непосредственный практический опыт, но и соотносят с помощью ведущего свой имеющийся и полученный опыт и знания.
Раздаточные материалы
Входят в стоимости