Практический курс по управлению бизнес-процессами (разработка и внедрение системы регламентации деятельности компании)
Наверняка, Вы не раз замечали, что многие документы, процедуры и нормативы, принятые в компании, просто не работают. Какие-то документы просто устаревают и со временем теряют связь с реальностью, а какие-то процессы излишне регламентированы и тормозят развитие бизнеса. Плохо составленные регламенты не только не работают, но и приводят к потерям ресурсов компании. Именно поэтому, так важно создать и наладить работающую систему бизнес-процессов, где будут закреплены границы ответственности за выполнение процесса и одновременно исключены бесконтрольные зоны. Пройдя курс, Вы получите всю информацию по разработке и внедрению системы регламентации деятельности в компании.
В программе семинара
I. Система регламентации деятельности
1. Общая структура документов компании
2. Регламентация трех групп объектов в компании
-
Организационные единицы (подразделения, должности).
-
Ресурсы (материальные, финансовые, кадровые и т.п.).
-
Бизнес-процессы (процессы верхнего уровня, уровня структурных подразделений и должностного лица).
3. Категории регламентирующих документов
-
Нормативные документы.
-
Организационные документы.
-
Планово-учетные документы.
II. Процессный подход к организации деятельности компании
1. Система координат при анализе и регламентации деятельности
-
Проблемы регламентации.
-
Субъектность деятельности, как точка отсчета.
-
Типы деятельности (задачи, функции, процессы, проекты).
2. Принципиальная схема процессов деятельности коммерческой компании
-
Основной бизнес-процесс, как полный цикл получения конечного результата - продукта.
-
Обеспечивающие бизнес-процессы, как циклы управления ресурсами компании.
-
Три уровня управления компанией.
3. Состав типовых бизнес-процессов в деятельности компании
-
Типовой состав основного бизнес-процесса.
-
Процессы стратегического уровня управления.
-
Объекты и процессы тактического уровня управления.
-
Принципы и уровни регламентации процессов деятельности ("Политики", "Процедуры", "Рабочие инструкции").
III. Технологии описания и оценки бизнес-процессов
1. Нотации (языки) описания бизнес-процессов
-
Виды и типы нотаций для описания процессов.
-
Простая и понятная для экспертов - кросс-функциональная нотация (cross functional).
-
Группа нотаций, позволяющая сложное моделирование - IDEF (IDEF0, IDEF3, DFD, IDEF1x).
-
Нотации программного средства ARIS (VAD, eEPC).
2. Описание существующего бизнес-процесса базового уровня
-
Предварительное описание бизнес-процесса с конечного результата ("Обратный ход").
-
Проверка правильности описания бизнес-процесса ("Прямой ход").
Практическое занятие: Анализ регламентирующего документа. Разработка модели бизнес-процесса базового уровня.
3. Оценка оптимальности бизнес-процесса базового уровня
-
Условия и конечный результат оценки оптимальности бизнес-процесса.
-
Оценка оптимальности последовательности процедур БП.
-
Оценка оптимальности конечного результата БП.
-
Оценка оптимальности промежуточных результатов.
-
Оценка оптимальности планирования, контроля и учета БП.
Практическое занятие: Анализ модели бизнес-процесса базового уровня "как есть". Формирование перечня вопросов экспертам.
4. Оптимизация бизнес-процесса базового уровня (краткий обзор)
-
Усовершенствование форм передачи данных, планирования, контроля и учета.
-
Фиксация оснований для принятия управленческих решений.
-
Изменение состава и последовательности процедур.
-
Определение областей ответственности за процедуры.
-
Изменение требований к конечному результату и содержания процедур.
-
Определение нормативов выполнения.
Практическое занятие: Разработка предложений по оптимизации бизнес-процесса.
Практическое занятие: Разработка модели бизнес-процесса базового уровня "как должно быть".
IV. Технология регламентации деятельности компании
1. Структура регламентирующих документов
-
Требования к регламентирующим документам компании.
-
Требования к системе регламентирующих документов со стороны различных категорий пользователей (сотрудников компании).
-
Требования к системообразующим документам.
-
Роль и задачи документа, регламентирующего базовый уровень деятельности: Административной инструкции - "Процедуре".
-
Документы, детализирующие требования к сотрудникам.
2. Разработка Административной инструкции, регламентирующей базовый уровень бизнес-процесса
-
Структура инструкции и общие требования к тексту.
-
Раздел "Условия и ограничения".
-
Раздел "Процедуры выполнения".
-
Раздел "Контроль за соблюдением".
-
Раздел "Общие положения".
Практическое занятие: Разработка Регламента бизнес-процесса базового уровня на основе схемы - раздел 3 "Описание процедур".
Практическое занятие: Разработка Регламента бизнес-процесса базового уровня на основе схемы - раздел 2 "Условия и ограничения".
3. Правила целостного моделирования и регламентации деятельности компании
-
Описание группы процессов базового уровня, как направления деятельности компании.
-
Требования к модели процессов деятельности всей компании.
-
Правила выбора бизнес-процессов для регламентации.
Практическое занятие: Целостное моделирование 1-го направления деятельности Компании - разработка модели процессов направления деятельности.
4. Внедрение регламентирующих документов
-
Оптимизация организационной структуры с учетом модели Бизнес-процессов.
-
Требования к регламентирующим документам компании.
-
Внедрение регламентирующих документов.
-
Стадии развития коммерческих организаций и проблема перехода к "регулярному менеджменту" от "личного энтузиазма".
V. Разработка концепции регламентации деятельности
1. Распределение областей ответственности за Регламентацию деятельности
-
Высшее руководство.
-
Менеджеры среднего звена.
-
Сотрудник компании.
-
Специалисты структурных подразделений, ответственные за нормативные документы.
-
Служба качества (подразделение ответственное за регламентацию деятельности).
2. Характеристика процедур работы с нормативными документами
-
Оценка и выбор процессов для регламентации в нормативных документах.
-
Разработка модели процесса.
-
Разработка текста документа.
-
Согласование и утверждение документа.
-
Внедрение документа в опытную эксплуатацию.
-
Контроль соблюдения требований.
-
Прекращение действия документа.
Практическое занятие: Разработка плана мероприятий по регламентации деятельности.
Результат посещения семинара
Пройдя "Практический курс по управлению бизнес-процессами", Вы
-
научитесь четко распределять полномочия и ответственность сотрудников, и как результат - получите прозрачные и управляемые бизнес-процессы;
-
научитесь грамотно формализовать бизнес-процессы и тем самым, улучшите взаимоотношения между подразделениями компании;
-
снизите зависимость компании от "незаменимых" работников, благодаря разработанным документам, регламентирующим объем и последовательность действий;
-
снизите трудозатраты при введении в должность новых сотрудников и сокращении продолжительности адаптационного периода для вновь принимаемых на работу сотрудников.
Преподаватели семинара
Коршак Наталья - руководитель направления "Регламентация и оптимизация деятельности", Невская консалтинговая компания. Специалист в области описания и оптимизации бизнес-процессов, разработки и внедрения систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001-2000. Сертифицированный внутренний аудитор систем менеджмента качества.