Когда старая система автоматизации становится «тесна» выросшему во всех отношениях предприятию, неизбежно встает вопрос о ее обновлении. Зачастую обсуждение возможных вариантов ее построения, выбор исполнителя проекта, интеграция с существующими бизнес-процессами и прочие важные «мелочи» обсуждаются отдельно друг от друга. Назначается некий ответственный представитель (в лучшем случае – группа), а постановка задачи проекта ненавязчиво ложится на плечи собственных или приглашенных программистов.

За время моей работы мне приходилось наблюдать различные подходы к организации проектирования информационных систем предприятия. Чаше всего (увы!) приходилось констатировать полнейшую анархию в системе управления таким проектом, постановка задачи велась от реального положения дел, которое никогда не примеряло на себя принципы оптимизации бизнес-процессов. При этом локальные задачи ставились сумбурно, субъективно, не консолидировались с общей схемой, а потому проект неминуемо погрязал в постоянных доработках и переделках. В результате страдали сначала предполагаемые сроки, потом качество, а в итоге рушился и сам проект, и перспектива новых попыток автоматизации, ибо коллектив приобретал устойчивый иммунитет к любым инновациям такого плана. (См. курсы, семинары и тренинги по проектам, управлению проектами)

Были и такие варианты, которые на общем фоне можно было бы назвать относительно успешными. На таких предприятиях подготовка велась планомерно, начиналась с хорошим запасом по времени до планируемой даты запуска, назначалось ответственное лицо, проходил серьезный тендер среди исполнителей, проект был ориентирован на изменение бизнес-процессов, - то есть у работы были серьезные предпосылки стать образцом среди проектов автоматизации. Однако и в них совершенно не учитывалась система внутригрупповых взаимодействий, не производилась реальная оптимизация бизнес-процессов, не выстраивалась адекватная система подготовки персонала и послепроектного сопровождения. (См. курсы, семинары и тренинги по процессам, бизнес-процессам, управлению процессами)

Каковы причины такого положения дел? На мой взгляд, это связано с тем, что построение информационной системы на предприятии не всегда рассматривается с той важностью, которой этот процесс заслуживает. Может быть, и банально приводить сравнение автоматизированной системы управления предприятием с системами жизнедеятельности человека, но странно, что это не приходит в голову тем, кто затевает процесс автоматизации, поэтому я все же позволю себе это сравнение. То, что информационная система предприятия (организации, компании, фирмы) – это аналог нервной системы человеческого тела, - это лежит на поверхности. Рабочие места такой информационной сети – это сигнальные органы и одновременно ее «руки» и «ноги» одновременно. Система учета материальных ценностей и конечной продукции – это система потребления и выделения, включающая в себя функционалы отдельных органов – подразделений. Каждое из подразделений – это отдельный специализированный орган со своей системой нервных (организационных) окончаний и финансовых «капилляров», со своими «болевыми точками» межличностных и межгрупповых взаимодействий. Учет финансов – это кровеносная система, со своими артериями и венами, закупорка которых может в конечном итоге привести к печальным последствиям для бизнеса.

Если продолжить аналогию со здоровьем, то в настоящее время подход к организму как к единому целому уже вытеснил принцип лечения каждого органа по отдельности. Так почему же его аналог в российском бизнесе столь живуч? Почему считается, что информационная «заплатка» будет эффективной только потому, что обойдется дешевле на этапе внедрения? А то, что такая «заплатка» с огромной долей вероятности будет подвержена отторжению от организма предприятия, и в результате вложенные в нее наспех ресурсы (денежные, временные, человеческие, организационные) будут затрачены зря, не прогнозируется как риск проекта?

Если кому-то покажется, что я сгущаю краски, я предлагаю тому провести независимый опрос удовлетворенности внедренными проектами автоматизации с любой репрезентативной выборкой за любой период времени.

Есть ли выход из этой ситуации. Конечно – да! Он в том, чтобы подготовка к проектированию новой автоматизированной системы управления предприятием:

  • во-первых Была;
  • во-вторых, была бы не формальной, а реальной, учитывающей пусть не все (что нереально в эпоху стремительных изменений), но максимум факторов, влияющих на успешный результат проекта, факторов, лежащих в различных областях жизнедеятельности предприятия;
  • в-третьих была бы обеспечена группой реально заинтересованных и компетентных специалистов, причем их состав непременно должен включать:
    • координаторов и экспертов по специфике деятельности автоматизируемой отрасли и Конкретного предприятия;
    • экспертов по соответствующему программному обеспечению;
    • Постановщика задачи – как специалиста (или группы специалистов – в зависимости от масштаба проекта), способного интерпретировать и адаптировать друг к другу интересы двух вышеназванных групп, «переводчика» между представителями заказчика и исполнителя проекта.

Насколько это реально? Реально при наличии желания лиц, принимающих ответственное решение. (См. курсы, семинары и тренинги по процессам, бизнес-процессам, управлению процессами)

А насколько реально обеспечить участие в проекте Постановщика задачи? Ведь «на это», как ни парадоксально, нигде не учат! (Сомневающихся могу адресовать в вездесущий и всезнающий Интернет. Ссылок по данному контексту – порядка тридцати тысяч, но поищите среди них те, которые относятся к предмету автоматизации систем управления предприятием!). И решают эту задачу все «как Бог на душу положит»! Латентная потребность в данной тематике огромна, но почему-то предложение начисто игнорирует спрос.