Введение

Итак, почему Суворов? – Начнем издалека. Более 15 лет в нашей стране выстраиваются рыночные отношения. В своих попытках повысить эффективность управления бизнесом и людьми мы в основном опираемся на западный опыт, большей частью американский. Последнее время к нему добавился и японский. Но все чаще и чаще на конференциях и семинарах, я слышу голоса наших российских менеджеров, что мы не американцы и не японцы, мы не Х, не Y и не Z, мы - другие. Конечно же, эти голоса правы – мы действительно другие. Только вот какие? Кто мы? Какие мы? – От того, правильно ли мы сумеем ответить на данный вопрос, без преувеличения можно сказать, зависит наша выживаемость на международном рынке, который становиться все более конкурентным, все более жестким.

Эффективная бизнес-культура всегда питается соками национальной культуры. Яркий тому пример - американская, японская, а теперь еще и китайская бизнес-культура. Для того, чтобы снова ощутить живительные соки своих корней мы обратимся к истории, которая у нас очень богата примерами подлинно великих управленцев, один из которых – выдающийся полководец, за 40 лет не потерпевший ни одного поражения, и ни разу не отступавший – генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Наше короткое исследование имеет своею целью выделить те моменты управленческой системы Суворова, которые, уже находятся вне времени, и, бесспорно, повысят эффективность работы любого руководителя, в особенности же отечественного.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что управленческая система Александра Васильевича Суворова отличалась необыкновенной адекватностью и живостью в сравнении с бытовавшими в то время прусскими, австрийскими и английскими системами. Вместо артикула и регламента Суворов предлагал живое самостоятельное творчество вверенных ему подразделений и отдельных людей на поле боя. Он говорил о том, что «местному всегда виднее», и всегда поощрял инициативу, даже если ее плоды были отрицательны. Однако это ни в коем случае не означает, что процесс боя бросался на произвол судьбы. Эффективность действий подразделений достигалась доведенной до автоматизма выучкой и тренировкой, согласованности совместных действий.

«Живая» управленческая система Суворова становиться все более актуальной ввиду попыток введения в практику современного менеджмента различных систем качества, например, популярной в настоящее время концепции бережливого производства. Жесткое авторитарное внедрение подобных систем приводит к снижению мотивации, и, как следствие, падению лояльности среди сотрудников. Кроме того, следует помнить особенности русского национального характера, которому чужда тотальная регламентация и щепетильность японцев. Управленческие находки Александра Васильевича Суворова могут помочь повысить эффективность менеджмента в российских компаниях самого разного типа, включая производственные. Что, конечно же, не означает полного отвержения японского опыта. Речь скорее идет о его адекватной модификации с учетом национальных особенностей.

Основные принципы

  • Глазомер
  • Быстрота
  • Натиск
  • Целеустремленность
  • Простота
  • Наступательность
  • Завершенность

Первые 3 принципа: глазомер, быстрота и натиск Суворов сам выделял как важнейшие, остальные 4 выделены нами в результате проведенных исследований.

Глазомер. Данное качество Суворов почитал одним из важнейших, как для своих офицеров, так и для солдат. Суть глазомера заключается в умении адекватно оценить ситуацию - умение чрезвычайно важное как в бою, так и при принятии решений в бизнесе, поскольку времени на детальное изучение ситуации часто не остается вовсе.

Развитие глазомера имеет в себе две основные составляющие. Первая - это непосредственная практика с последующим разбором для максимального научения. Вторая касается теоретической подготовки, т.е. постоянное изучение всего того, что поможет на поле боя мгновенно принять адекватное ситуации решение. Суворов сам подобным образом постоянно развивал свой глазомер, постоянно изучая передовую военную и научную мысль своего времени, а также поощрял к этому своих подчиненных. Например, вручая офицерам боевые ордена, он всегда напоминал им о необходимости развивать глазомер, рекомендуя конкретные литературные источники, которые считал наиболее полезными. Вспоминая слова Суворова, ставшие в последствии знаменитой поговоркой: «Ученье – свет, а не ученье – тьма».

Возникает вопрос об адекватности данного принципа Суворова практике современного руководителя. Речь идет, с одной стороны, о наиболее практичных теоретических подходах, например, таких как «Система сбалансированных показателей» или то же «Бережливое производство». С другой стороны, это изучение конкретных ситуаций, причем как с позитивным исходом, так и  негативных, поскольку опыт нашей многолетней учебной практики показывает, что на негативном опыте слушатели учатся лучше, чем на позитивном.

В свете выше сказанного понятна необходимость развивать умение наших руководителей давать своим подчиненным развивающую обратную связь по достижению любых результатов (как отрицательных, так и положительных) - умение, дело с которым в настоящее время, к сожалению, оставляет желать лучшего. По проведенным нами в 2004г. исследованиям не более 3% процентов наших руководителей умеют давать своим подчиненным грамотную развивающую обратную связь. Развитие подобным образом Суворовского глазомера способно, вне всякого сомнения, значительно повысить эффективность отечественного менеджмента и вывести его на передовые позиции.

Быстрота. «Одна минута решает исход баталии, -  говорил Суворов, - один час – успех компании, один день - судьбы Империи». В сегодняшнем мире, где теории умирают, не успев родиться, Суворовские слова приходятся как нельзя кстати. Суворов сам как человек был чрезвычайно быстр. По воспитаниям современников, он часто не ходил, а бегал, даже когда ему было за 60 лет. Также быстро передвигались и вверенные ему войска, появление которых почти всегда оказывалось для противника полной неожиданностью. За счет чего подобная быстрота достигалась? – С одной стороны, это постоянная тренировка физической выносливости. С другой - тщательное продумывание малейших деталей как на пути, так и в ходе самого боя.  Инструкции давались им всегда очень подробно, живо и эмоционально, сопровождаясь репликами типа: «Богатыри, неприятель от нас дрожит!». Стоит отметить, что между различными боями Суворов не проводил сколь бы то ни было ощутимого водораздела, так же как и в действиях после разгрома врага.

Обращаясь к современному опыту принятия решений в бизнес среде, мы смело можем говорить о том, что Суворовское «решаться скоро, хотя бы выбирая не лучшее из средств», весьма и весьма актуально. Очень часто переговоры, длящиеся более полугода, ничем не заканчиваются. Все большую актуальность приобретает способность руководителя максимально быстро реагировать на ситуацию, подводя к заключению сделки, даже рискуя не обеспечить ее соответствующими  ресурсами. В то же самое время насущной необходимостью становиться возможность мгновенной мобилизации всех доступных сил и их сбора в один единый кулак – еще один принцип, неоднократно подчеркиваемый Суворовым. «Не разбрасывайтесь!», всегда сохраняйте за собой возможность быстрой концентрации вверенных Вам подразделений для решающего удара. Иными словами, речь идет о предусмотрительности руководителя, заключающаяся в способности бросить в ход резервы, либо быстро привлечь резервы со стороны.

Натиск. Этот принцип Суворова также требует самого серьезного рассмотрения. «Первая рвет, вторая валит, третья довершает…» - говорил Суворов, описывая действия шеренг солдат в ходе рукопашного боя. Насколько это актуально для современности? – еще как актуально. И здесь мы тоже можем выделить два важнейших аспекта. Во-первых, продуманность воздействия на неприятельские порядки. Именно Суворов возвел натиск в систему и довел его исполнение до технического совершенства. Он очень тщательно продумывал этапы последовательного воздействия на неприятеля, всегда оставляя за собой инициативу, независимо, от того, на чьей стороне  находиться численный перевес. Во-вторых, натиск предполагает такое качество личности как упорство - качество, которое Суворов в своих солдатах всячески развивал и усиливал. Качество, которое в русском человеке имплицитно присутствует (еще Наполеон говорил, что «русского мало убить, его надо еще и повалить»), но имеет в нем характер пассивной стойкости. Суворову удалось этой пассивной стойкости придать активный характер и перевести ее в несокрушимый напор.

Что означает натиск для современного российского руководителя? Все те же два упомянутых выше момента. С одной стороны, тщательное продумывание комплексного поэтапного воздействия на заказчика, как в ходе маркетинговых акций, так и на стадии ведения переговоров. С другой стороны, перевод своей природной пассивной стойкости в несокрушимый напор и натиск. Что означает – настрой - не сдаваться ни при каких обстоятельствах и сверхусилие при доведении дела до победного конца.

Вспоминается анекдот про японца и американца, японец при банкротстве делает харакири, американец не прошедший всего 1-2 процедуры банкротства рассматривается как человек с недостаточным предпринимательским опытом. Понятное дело при Суворовском подходе к профессиональной подготовке о банкротстве и речи быть не может, но вот тому же упорству и у американцев можно поучиться.

Целеустремленность. На этом Суворовском принципе стоит остановиться отдельно. «Всегда имей цель определенную, - говорил Суворов, - Сражения, цель которых остается непонятной, – излюбленный прием невежд». Есть в русской душе такая природная склонность, которая скорее вредна, чем полезна, - ввязаться в драку, а там будь что будет. Такое вот русское «Авось» в Суворовской системе недопустимо, действия каждого подразделения и каждого солдата всегда имеют вполне конкретную цель. Однако цель вытекающую не из мертвого регламента, а из знания задачи как на микро- так и на макроуровне. Вспомним Суворовский афоризм «Каждый солдат знай свой маневр», По  Суворову он означат не только и не столько подробный инструктаж солдат перед боем, сколько доведения до всего личного состава целей полка, дивизии, армии, корпуса и даже всей кампании. Суворову возражали, говоря о том, что пленный солдат может выдать противнику военные тайны. Суворов на это отвечал, что вред от того, что солдаты не понимают смысла своих действий гораздо выше вреда от передачи информации противнику. Понимая смысл своих действий в общем контексте, подразделение при самостоятельных действиях, в условиях отсутствия четкой связи с вышестоящим командованием, оказывается вполне способным выполнить боевую задачу даже без специальных указаний и распоряжений. Кстати говоря, относительно доведения целей предприятия до рядовых исполнителей есть еще один момент, на который, безусловно, стоит обратить внимание. Речь идет о том, что доведение до них важной информации само по себе является очень мощным мотиватором. Все это было актуально в Суворовские времена, актуально оно и сейчас.

Простота. Действия Суворова были всегда просты. Такой вот своеобразный мат в два хода для противника. Гениальное всегда просто. В этой связи вспоминаются аналогии с великими русскими поэтами Пушкиным и Лермонтовым: стихи их просты, тем не менее, превзойти их по красоте и силе воздействия на читателя не удалось ни кому, хотя, например, например. изобретательности представителей серебряного  века русской поэзии (19 век- начало 20-го) можно только завидовать. Все равно серебро остается серебром, оно не золото.

 Простота была характерна и для профессиональной подготовки и для ведения боевых действий. При обучении солдат Суворов выбирал максимально простые и в тоже время максимально точно моделирующие ситуацию боевого столкновения тренировки. Речь идет о так называемых сквозных атаках, в ходе которых отрабатывалось боевое столкновение, и разного рода учебных штурмах.  В практике Суворова был интересный случай: один из полков на поле боя приобрел негативный опыт и в ходе последующих учебных тренировок никак не мог добиться хотя бы удовлетворительных результатов. Суворов лично взялся за его боевую подготовку, упростив отрабатываемые  задачи настолько, насколько это возможно и добившись в конечном итоге автоматического исполнения. В последствии этот полк очень удачно проявил себя в бою. Суворов учил солдат и офицеров простым приемам и методам, но в ходе постоянных тренировок доводил их до автоматизма и совершенства, и эта тактика его никогда не подводила. В самом деле, в ходе реального боевого столкновения солдату некогда думать о сложных схемах и алгоритмах, ему нужно действовать. Тоже самое можно сказать, например, о менеджере по продажам, который  в ходе переговоров уже не думает ни о каких техниках и алгоритмах, а просто использует то, что перешло у него на неосознанный уровень.

Наступательность. «Ничего кроме наступательного» вот лозунг, которого Суворов придерживался всю свою жизнь, все 40 лет, в ходе которых ему доводилось участвовать в  боевых действиях. Способность Суворова владеть инициативой просто поражает. Даже обладая войсками в 10 раз меньшими по численному составу, чем у противника, он все равно проводит наступательные действия и неизменно завершает их поражением противника. «Одно звание обороны, уже доказывает слабость, а, значит, наводит робость» - говорил Суворов, и старался в своих боевых приказах вообще не использовать таких слов как оборона и отступление. Нельзя, однако, сказать, что Суворов не обучал солдат отступлению и обороне вообще. В ходе боевой подготовки он тренировал и отступление, требуя при этом соблюдения строго боевого порядка, но, называя это  не отступлением, а «упражнением для ног». Подобная тактика – нападать на противника всегда и везде, где только можно, неоднократно себя оправдывала. Во время Швейцарского похода, при отходе русских войск, арьергард  Суворовских войск напал на преследовавшие их войска французского генерала Массены и наголову их разбил. Тоже можно сказать и об обороне, после присоединения к России Крыма и Кубани. Суворов лично руководил возведением оборонительных сооружений, вспоминая уроки своего отца – военного инженера, и сделал это как всегда блестяще.

Владение инициативой остается насущной темой и для современного руководителя, это касается и темы разработки новых брендов, и введения их на рынок, и взаимодействия с клиентами – мало отослать письмо или дать рекламную листовку, нужно научиться самостоятельно выходить на клиента, предлагая ему свои услуги и продукты. Нужно всегда и во всем опережать главных конкурентов. Нужно владеть инициативой как в ходе переговоров с клиентом, так и в ходе управленческих бесед со своими подчиненными. Неутомимая бодрость, основа которой хорошая физическая форма - вот корень, из которого вырастает постоянная наступательность и владение инициативой, и этому искусству владения инициативой нам надлежит еще учиться и учиться у нашего великого учителя – Александра Васильевича Суворова.

Завершенность. «Недорубленный лес всегда вырастает», - говорил Суворов и в своей практике боевых действий всегда старался окончательно разбить врага, что ему почти всегда удавалось, за исключением итальянской компании, где его действия все время сковывались австрийским кабинетом, которому он подчинялся. Внимательное изучение Суворовских компаний показывает, что будь у Суворова чуть больше свободы, которой его лишали политики большей частью из-за зависти, а иногда из-за глупости, вне всякого сомнения, ему удалось бы взять Стамбул в турецкую компанию, и Париж в Итальянскую. Французский генерал Макдональд в 1807г. говорил на балу в Париже российскому посланнику: «Будь у вас другой Суворов, вы бы здесь сейчас ничего не увидели». Военные таланты Суворова Макдональд ставил выше своего императора Наполеона, на службе у которого он считался одним из лучших маршалов. Макдональду вторил Генерал Моро, который говорил о Суворове: Le sublime de l art militare, что можно перевести как «Все что есть возвышенного в воинском искусстве», а генерал Массена, противостоявший Суворову с шестикратным превосходством во время швейцарского похода, говорил о том, что он отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова. Сам Наполеон отзывался о Суворове менее лестно, при этом, необходимо отметить, что в отличие от вышеупомянутых генералов он не встречался с ним на поле боя.

Таким образом, Суворов, так же, кстати, как и Наполеон, всегда старался довести ход сражения до полного и окончательного разгрома противника, используя кавалерийские части как наиболее мобильные. Имеет ли это отношение к практике современного руководителя? Бесспорно, имеет. Современный руководитель, ведя одновременно несколько дел, вопреки суворовскому принципу сосредоточенного удара (который, кстати, очень хорошо выучил последователь Суворова на море – Федор Федорович Ушаков), решает свои управленческие задачи половинчато, не договаривая и не доводя, к примеру, отношения с коллегами, подчиненными и клиентами до полной ясности, что, в последствии часто приводит к печальным результатам. Пользуясь метафорой Антуна де Сент Экзюпери: «баобабы выросшие из маленького семечка разрывают планету».

Продолжение следует ...