«Время – деньги» – кто незнаком с этими словами? Аксиома, не подлежащая сомнению и хорошо известная любому руководителю. Ценить время – обязательный элемент деловой культуры. Эффективно организовывать время – совершенно необходимый навык управленца. Время – деньги, это бесспорно!

Двадцать первый век поставил аксиому под сомнение. Время уже не деньги – время дороже денег, время важнее денег. В новой экономике жизненные циклы товаров измеряются месяцами, а иногда и неделями. Специалисты по управлению проектами утверждают: в информационном обществе побеждает тот, кто вывел товар на рынок в срок, хотя бы и вдвое превысив бюджет проекта. Тот, кто уложился в бюджет, но опоздал на неделю – имеет все шансы «отстать от поезда». Таким образом, именно время, а не деньги, становится основным фактором конкурентоспособности.

Время становится дороже денег не только для фирм, но и для людей.  Чем выше уровень руководителя, тем большим количеством денег он распоряжается. Но времени у него остается ровно столько же, сколько и раньше – 24 часа в сутки. При этом обычный «запас времени» составляет примерно 200-300 тысяч часов. Таким образом, в мире много миллионеров с точки зрения денег, но нет ни одного миллионера с точки зрения времени.

Безжалостная статистика гласит: если вы работаете в офисе, вас отрывают от дела в среднем раз в 8 минут. Благодаря этому только в дыру мелких отвлечений утекает до двух часов в день – 12% вашего капитала. Эта статистика касается только руководителей – занятых, активно работающих, умеющих себя организовать. Что же говорить об обычных сотрудниках? Их производительность труда обычно в несколько раз ниже возможной. Всякий руководитель защищает от воровства капитал своей фирмы – но немногие умеют защищать капитал времени, который расхищается гораздо сильнее, чем денежный капитал.

Итак, вопрос «Как правильно управлять временем?» постепенно становится для деловых людей более важным, чем «Как правильно управлять деньгами». Что же могут предложить в ответ на этот вопрос специалисты по тайм-менеджменту?

[картинка к разделу: из верхней половинки песочных часов человек пересыпается в нижнюю. Если нет боязни экстремала, внизу можно нарисовать гробик или могилку.]

Как планы помогают терять время

Классическое планирование

нач                оконч              задача

8:00;                9:00                 подвиг

9:00                10:35           разгонка туч

Основа наиболее распространенных систем управления личным временем – жесткое  планирование. Именно так и представляет себе тайм-менеджмент большинство людей: нужно планировать, структурировать, раскладывать по полочкам. Поэтому попытки взять свое время под контроль обычно сводятся к попытке «наконец-то себя распланировать», «наконец-то навести порядок на рабочем столе», и т.п. Главный стереотип, который господствует среди руководителей: чем больше порядка, тем выше результаты.

Результаты попыток упорядочить, структурировать и распланировать часто бывают плачевны. Во-первых, далеко не всем людям жесткое упорядочение и планирование подходит по психологическому складу – им нужна спонтанность, свобода действий, они неуютно чувствуют себя в рамках плана. Во-вторых, классические системы личного планирования разрабатывались немцами и датчанами. Но у нас не Германия и даже не Дания, а Россия. Поэтому есть масса причин выбросить план в мусорную корзину за ненадобностью – поезд не пришел, поставщики подвели, законы изменились…

Ярко выразил свое впечатление от классического тайм-менеджмента один из посетителей сайта «Организация времени» www.improvement.ru: «Мне кажется, что у нас в России идея организации времени не привьется. Представить себе не могу русского человека, который фиксирует по часам и записывает в таблицу события дня с целью… да с любой целью не могу представить! А уж связать время и деньги так и подавно невозможно! Это не вяжется в русской голове. Мы не можем структурировать время и пространство! Это скорее к немцам. А мы люди азартные, увлекающиеся. Нам рутина скучна и неинтересна. А когда мы в азарте, мы можем горы свернуть и смешно подходить с этими таблицами и пытаться организовывать человека в состоянии азарта. А когда мы не в азарте, то в скуке. А в скуке нас лучше не трогать!»

Итак, нужны технологии, помогающие избежать жесткого планирования, позволяющие сохранять гибкость, свободу реагирования на непредвиденные обстоятельства, не мешающие творчеству, азарту, увлечению. Идеальная для российского делового человека система должна помогать ему работать с хаосом и неопределенностью – как внешними, так и внутренними. Именно о таких технологиях мы будем рассказывать в нашей серии заметок. Мы покажем, что хаос не менее важен для результатов, чем порядок – и расскажем о том, как поставить хаос на службу результатам, как творчески использовать хаос вместо того, чтобы пытаться его ликвидировать.

Где взять эффективные ТМ-методы?

Все новое – хорошо забытое старое. Парадоксально, но факт: многие российские руководители, со скрипом пытающиеся управлять временем с помощью западных технологий, тратящие массу времени на планирование в громоздких органайзерах, даже не знают о существовании отечественной школы организации времени. Это при том, что отечественная традиция предлагает ряд методов, не имеющих аналогов в западном тайм-менеджменте. Причем именно таких методов, которые помогают работать в хаосе и неопределенности.

В начале 1970-х годов произошло знаковое нашей темы событие – выход книги Д.Гранина «Эта странная жизнь». В ней повествуется о биологе А.А.Любищеве, которого можно назвать отцом-основателем отечественной традиции тайм-менеджмента. В молодости Александр Александрович поставил себе глобальную цель: разработать периодическую систему биологических объектов, наподобие периодической системы Менделеева. Он подсчитал количество времени, необходимое для достижения этой цели – получилось примерно вдвое больше средней продолжительности жизни человека. 

Тогда Любищев решил изыскивать резервы времени, для чего стал вести хронометраж своей деятельности, анализировать результаты хронометража, планировать свою работу. Именно у Любищева впервые появляется идея хронометража как основы системы управления личным временем (в западных системах хронометраж встречается, но обычно выполняет служебные функции). Прозвучала также важная идея бюджетирования расходов времени – гораздо более гибкого метода, чем обычное для западных подходов планирование. Об этих методах будет подробно рассказано в следующих заметках.

Но главное значение выхода книги Гранина состояло не столько в описании конкретных методов повышения личной эффективности, сколько в том, что она вызвала достаточно широкий отклик, породила значительный интерес к теме организации личного времени. Последователи Любищева переписывались друг с другом, творчески развивали его методы и вырабатывали новые. Постепенно кристаллизовалась основная идея «любищевского» подхода – эффективное мышление как основа личной эффективности, и хронометраж – как инструмент выработки этого мышления. Иначе говоря, личная эффективность не сводится к набору техник и приемов; наибольший результат дает переустройство мозгов; осознанное управление временем как метод мышления.

Продолжение следует ...