Прозрение, инсайт, откровение, открытие, вдохновение, творчество, инспирация, интуиция — у этого явления много проявлений. Правда состоит лишь в том, что все мы нуждаемся в этом. Прежде всего, когда сталкиваемся с задачами, ожидающими нашего решения.

Природа этого явления двояка.

Образ явления

Имеет ли смысл объяснять, что такое прозрение, человеку ничего подобного не испытывающему? Равно как и человеку, знакомому с этим? Я полаю, что каждый может сделать это не хуже меня на своих примерах. Прозрение, инсайт, откровение, открытие, вдохновение, творчество, инспирация, интуиция — у этого явления много проявлений. Правда состоит лишь в том, что все мы нуждаемся в этом. Прежде всего, когда сталкиваемся с задачами, ожидающими нашего решения. Потребность очевидна. Даже когда прозрение приходит через банальный технический анализ: компьютер подсказал ход, — ну и что с того? — от этого ценность не уменьшается. Смысл — догадаться и понять — сохраняется.

Нет людей, которые никогда не испытывали это. Кто-то сталкивается с этим чаще, кто-то, может быть, давно, и уже не помнит. Из моих детских воспоминаний самые яркие впечатления связаны именно с такими моментами. Одни связаны с ментальными откровениями, когда я бился над трудными задачами по математике и в конце концов находил решение, другие — с душевными, когда моему внутреннему взору открывалась новая перспектива на ранее известные обстоятельства жизни, и я переживал это как атрибут взросления. Последние вообще случались довольно регулярно.

Характерно, что в любом случае моменты откровения предваряет состояние душевной напряженности, сопряженное с интенсивным поиском явных или не явных ответов.

 

Противообраз

Пару раз на своих семинарах я продолжал свой курс с утреннего вопроса: А что у нас было вчера? И если накануне мы провели вместе, например, восемь часов, то, как правило, утром завязывалась дискуссия минут на 10, максимум 20. Человеческая память не в состоянии воспроизвести наш прошлый опыт в полном объеме, поэтому в воспоминании те 8 часов сжимаются в 20-минутный пересказ.

Дальше я спрашивал: А что из того, вы помните, вы поняли? И тут из 20 минутного пересказала опять возникает выжимка — все самое важное для участников. Следующий мой вопрос был: Что из того, что вы поняли, вы приняли? И тут мы с группой доходили, может быть, даже до 1-2 фраз. Каждый может попробовать вспомнить какой-нибудь не очень значительный день в своей жизни и придет к такому же результату.

Поражает, какая огромная компрессия происходит: на каждом из трех этапов - воспоминание, понимание и принятие — исходный материал сжимается в 10 и более раз! А в общем итоге — отношение реального опыта и личного может составлять порядка 1000! Проходит восемь часов интенсивного общения, а в итоге все это сжимается до едва уловимой мысли. Столько труда, эмоций — это просто поразительно. Стоит ли это того? И будет ли какое-то продолжение тех мыслей, которые здесь родились у людей, когда они выйдут из аудитории и придут на свои рабочие места?

Практика показывает, что только 10% участников начинают серьезно практиковать то, что они услышали в аудитории. В отношении этих 10% можно было сказать, что количество потраченных в ходе обучения усилий породило сильный импульс, эта пара дней стала для них отправной точкой для их дальнейшей работы. Один слушатель так прямо и сказал однажды после семинара: Для меня сегодня было несколько откровений!

Для остальных прозрения не происходит, либо оно не настолько интенсивно, чтобы дать побуждение. Когда прозрение налицо — оно создает ответный импульс к деятельности, не сравнимый по масштабам с импульсом толчка — происходит его усиление. Когда прозрения нет — начальный импульс превосходит по силе энергию последующих действий: происходит, наоборот, его затухание. В этом собственно и состоит сила истинного прозрения.

Вдохновляющее прозрение

Однажды, беседуя с коллегой о своих делах в бизнесе, наткнулся на совершенно нечаянный совет с ее стороны. Первая мысль была: Какой дурак! Ты должен быть догадаться до этого сам еще полгода назад! Мое прозрение было настолько сильно, что через пару месяцев я заключил контракт на поставку. Вложения выглядели весьма обнадеживающе и перспективно. Однако, что-то в итоге не срослось. Результатом я уже не был так вдохновлен, как предполагал вначале, скорее разочарован. В принципе, можно сказать, что я совершил покупку, будучи весьма вдохновленным. Меня вдохновили. И действительно, часто, даже очень часто продажа (товара или услуги) содержит элемент вдохновения, которое в свою очередь содержит элемент прозрения.

Другой раз, мы с коллегой брали интервью у одного генерального директора. Шел неторопливый разговор, как вдруг я увидел на лице нашего собеседника отблеск фиолетового цвета. Я проверил: вижу ли я фиолетовый цвет физически, - но это было точно, что фиолетового цвета и света не было в лице, хотя у него был то ли галстук, то ли рубашка с этим оттенком. Это был именно отблеск — то есть я воспринимал свое впечатление такое, от того, как если бы я смотрел на фиолетовый цвет, а одежда лишь усиливала это восприятие. Позже я поделился со своей коллегой своим переживанием. Она поддержала меня в том, что она имела схожее впечатление от общения. Потом я поговорил еще с одним человеком, который имеет некоторый опыт работы с красками. Я понял, что фиолетовый имеет связь с интеллектуальностью. Я увидел, что разговаривая с человеком можно воспринимать цвет мысли: напористый красный, бледно-голубые грёзы и.т.п. Позже я обсудил со своей коллегой, что бы это могло значить — фиолетовый отблеск — и что можно с этим сделать. Наш разговор был очень плодотворным и мы смогли подобрать правильную стратегию поведения. Так что нельзя сказать, что мое видение имело непосредственно явные последствия в чем-то конкретно, но оно задало определенную тональность. В этой компании у нас потом были и другие встречи и отчет, и один из наших собеседников не сдержался, выражая свое впечатление от нашей работы, признавшись: Я откровенно протащился!

Техника

Не правда ли, есть что-то удивительное в том, когда один человек сочиняет стихи и мелодию, а потом миллионы поклонников вдохновлено ему подпевают? Тут всегда есть элемент исключительного прозрения и элемент мистики. В таких случаях принято говорить о гении и таланте, но это мало что объясняет. У прозрения есть две стороны. Светлая сторона — техника — это то, что можно записать и потом найти в учебнике. — Разве не этому посвящены все учебники и методички на земле? — Темная сторона уходит вглубь личности, это особый труд. Достичь прозрения всегда тяжело, в этом можно упражняться, но особенно часто оно не может случаться. Может быть, моменты истинного прозрения случаются раз в год, а то и реже — у кого как.

Однако со стороны человек, вдохновленный некой идеей, нередко воспринимается как странноватый чудак. Другое дело, когда прозрение приходит не одному человеку, а группе людей. С точки зрения бизнеса особенно интересно, как можно вдохновить на труд группы людей. Сказал, например, Михайло Ломоносов: «Российское могущество прирастать будет Сибирью», - и сколько людей потом вдохновилось этой мыслью, какой сильный импульс это породило! Каждое прозрение обретает свой смысл, когда оно одинаково действенно для группы, а не только в границах личности.

Почему это становится возможным и как достигнуть определенного рода совершенства в этом — это весьма насущный вопрос. Как консультант по развитию организаций мне постоянно приходится сталкиваться с необходимостью вносить такой импульс прозрения в компанию. Прежде чем рассказать, как я это делаю, я хотел бы сказать несколько слов о том, благодаря чему вообще это становится возможным.

Мы говорим на одном языке, живем в одном городе в одно и то же время, общаемся с теми же людьми — а это значит, что всегда есть нечто, что нас объединяет. Это объединяющее начало может быть сильным или слабым. От формального гражданства, до конкретной идеи: «мы занимаемся тем, что сегодня здесь производим для этой компании в зачатке ее будущее». Чем ярче и конкретнее выступает эта объединяющая идея — тем больше шансов что может возникнуть импульс прозрения.

Наше будущее — это тоже то, что нас объединяет, будущее каждой компании индивидуально, также как индивидуальна судьба отдельного человека. Компании, как и люди, являются носителями своего будущего, которое, в данном случае, консультант помогает извлекать. И поэтому если люди в компании в состоянии вспомнить свое будущее, в состоянии перевести этот образ воспоминания (я намеренно использую это слово, чтобы точнее передать явление) на понятный язык и, что немаловажно, принять то, что они поняли, то это открывает путь к совместным действиям.

В определенном смысле то, что происходит в акте такого прозрения идентично тому, что совершается в ходе обычной церемонии причастия. Разница состоит только в том, что содержание причастия — разное. В случае с организацией мы воспринимаем нечто от существа самой организации. Поэтому так важно понять вначале, в чем состоит объединяющая идея этой организации и в чем состоит объединяющая идея, когда речь идет о взаимодействии организации с консультантом — что объединяет их между собой. Должно быть определенное созвучие. Понимая объединяющую идею, мы, тем самым, подготавливаем себя к работе по содержанию.

Теперь собственно о технике. В противообразе прозрения описаны три социальных процесса, которые не ведут к прозрению: это воспоминание, понимание и принятие. Эти три процесса могут стать внутренними — человек может овладеть ими, ведя некий род внутреннего диалога, выступая сам в нескольких лицах. Самокритичным людям это состояние хорошо знакомо. Необходимо иметь реальный опыт — в настоящем или недавнем прошлом, чтобы спросить себя: на что это похоже, — как в примере с фиолетовым цветом - это может быть совершенно разные восприятия своих восприятий. Непосредственные восприятия в момент контакта — это база, без них нельзя идти дальше, поскольку тогда человек уносится в мир грез, но за восприятиями лежит целый мир, который через восприятия говорит. Если мы говорим «утонченная музыка или едкий цвет», то мы говорим не о том, что мы видим и слышим непосредственно, а о том, что мы воспринимаем сквозь наши восприятия. Мы идем вглубь, внутрь восприятия.

Второй шаг состоит в том, чтобы эти грубые и неотесанные восприятия, которые сами по себе не имеют смысла, — осмыслить. Что это значит? — например, фиолетовый отблеск на лице. Очень помогает наблюдение ритмической структуры организации. Ритмы в компании и группе могут быть самые разные. Еженедельные планерки, ежедневные пятиминутки, ежегодные собрания, трехгодичные планы, планирование карьеры и.т.д — важно их содержание. В методологии бережливого производства есть, например, такая величина, как время такта, обладающая почти магической силой. Время такта задает ритм обработки заказов. Его надо сначала обнаружить (вычислить), а потом установить (внедрить). Наличие ритмов — это показатель жизни организации. Организация может овладеть множеством ритмов, иначе эти ритмы действуют как обстоятельства извне: сезонность, колебания спроса, кадровый голод. В общем осмысление — это как поиск созвучия в музыке, процесс творческий, но надо кое-что понимать в музыке, чтобы правильно подобрать аккорд. Мы ищем: к чему бы это могло относится?

Умение принять — это, наверное, самое трудное. Поскольку все мы склонны принимать только радужные известия, а трагические обстоятельства гнать подальше. Если серьезно делать первые два шага, то картина, которая выступает в результате, выглядит как непреложный факт, с которым не поспоришь. Поэтому лучше всего изначально концентрироваться на возможностях развития, которые есть всегда. Когда человек заявляет свою максиму и видит свой gap (несоответствие), то он одновременно уже верит в то, что его заявление достижимо. Не надо заставлять его поверить в свое будущее, поскольку это пришло изнутри, как прозрение.

Здесь уже более важным является не то, что у нас появилось прозрение, а то, что если мы будем слишком сильно «зацикливаться» на одной мысли, то это только повредит. Более того, от этого пострадает наша способность получать прозрения в будущем. Поэтому важно научиться правильно «выйти» из положения обладания прозрением. Поэтому если мы активизируем в процессе прозрения деятельность воспоминания, то необходимо также учиться «активному забыванию». В бизнес-ситуации эта деятельность имеет конкретные очертания.

В методологии бережливого менеджмента есть такой важный аспект, как развитие цепочки поставок и развитие партнерских отношений со своими контрагентами вверх (поставщиками), вниз (клиентами) по цепочке поставок. Самые большие потери, как известно, лежат на границах. Бережливое производство помогает избавиться от границ отделов и подразделений внутри организации, а расширение этой методологии менеджмента дает возможность избавиться от потерь на границах компаний, что в итоге почувствует конечный потребитель.

Техника развития цепочки поставок с одной стороны стимулирует развитие взаимопонимания в бизнес сообществе, а с другой стороны стимулирует взаимопомощь в среде. Взаимопонимание способствует развитию культуры единомышленников в компании, взаимопомощь — развитию культуры соратничества или сподвижничества. И в том и в другом центральным элементом является развитие способности любить: любить свое дело, своих партнеров, свой город. Когда мы, например, говорим о необходимости развития клиенто - ориентированности и эмпатии по отношению к клиентам, необходимости развивать социальное искусство обхождения с агрессией, разочарованием и смущением, обеспечивать партнерам творческие решения и излучать свет мы, так или иначе, раскладываем способность любить на составляющие.

Прозрение порой дает нам импульс, который также не легко исполнить, как и свою судьбу. Развитие способности любить выполняет функции активного забывания, дает нам возможность забыть на некоторый момент о себе. Между прозрением и развитием способности любить нет прямой связи — лишь только необходимость чередовать эти активности, поскольку они позитивно укрепляют друг друга. Содержание прозрения не играет роли, но важен сам факт наличия, поскольку абстрактное развитие партнерства тогда теряет глубину смысла. В конце концов, как и в случае с прозрением, все мы также нуждаемся в том, чтобы в нас видели партнеров, и развитие способности любить позволяет видеть такие ресурсы для развития, которые открывают большие возможности для партнерства.