Особенности бухгалтерского учета и налогообложения лизинга зданий и сооружений.

В современной экономике финансовая аренда (лизинг) приобретает все большее значение. Недостаточность собственных средств российских предприятий и изношенность производственного оборудования делает лизинг наиболее привлекательным для предприятий способом обновления фондов и развития бизнеса.

Основным преимуществом лизинга с точки зрения налогообложения является гибкий подход , разрешенный по отношению к учету имущества, переданного в лизинг (возможность выбора на чьем балансе учитывается оборудование), возможность отнесения лизинговых платежей на себестоимость , а также применение ускоренной амортизации.

Основную массу заключаемых договора лизинга составляют договоры, объектом которых являются транспортные средства, машины и оборудование и лишь только незначительная часть - это здания и сооружения. Лизинг зданий и сооружений имеет свои особенности. Основными из них являются :

  • Требование государственной регистрации. Однако на сегодняшний день, отсутствие специальных правил для регистрации договора финансовой аренды выступает одним из основных препятствий для заключения такого рода договоров.
  • Связь зданий и сооружений с землей. Поскольку лизинг земли запрещен , исполнение данной сделки лизинга затруднительно с правовой точки зрения. Как правило, стороны вынуждены на срок договора лизинга заключить договор аренда (субаренды) земельного участка.
  • Значительный срок амортизации зданий и сооружений.
  • Высокая стоимость зданий и сооружений

Однако, Лизинг зданий и сооружений является перспективной разновидностью лизинга. Как любой вид финансовой аренды, он может быть рекомендован тем компаниям, которые работают и заинтересованы в развитии своего бизнеса, поскольку позволяет получать дорогостоящее имущество без крупных первоначальных затрат. Так как заключаемые договоры лизинга, в основном, предусматривают передачу имущества в конце срока договора в собственность Лизингополучателя без внесения выкупного платежа в размере рыночной стоимости имущества, то это еще больше повышает привлекательность лизинга  для потенциальных Лизингополучателей.

Стороны лизинговой сделки часто сталкиваются с трудностями при применении норм бухгалтерского учета и налогообложения в ходе реализации лизинговой сделки. К сделкам , предметом которых является недвижимое имущество законодательство традиционно предъявляет более высокие требования, нежели к сделкам с иными видами имущества. Так как правила учета и налогообложения иногда сформулированы противоречиво и неточно, лизинговые компании и лизингополучатели справедливо обеспокоены тем, что налоговые органы будут не согласны с их интерпретацией и что это может привести к значительным штрафам и взысканиям.

Данная статья направлена на описание особенностей бухгалтерского учета и налогообложения лизинга недвижимости (зданий и сооружений) у лизингодателя. В ней рассмотрены основные этапы отражения лизинговых операций: Приобретение объекта недвижимости, принятие его к учету, передача в лизинг, сопровождение договора лизинга, передача объекта лизинга в собственность , вопросы налогообложения.

1.   Приобретение и ввод в эксплуатацию .

1.1. Бухгалтерский учет.

Приобретение объекта недвижимости (зданий и сооружений) производится по договору купли-продажи между Продавцом имущества и Лизингодателем, с последующем переходом права собственности на Лизингодателя. В соответствии со ст.83 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) после регистрации права собственности на недвижимость , она подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества. Кроме того, если Лизингодатель приобретает земельный участок в собственность , то после регистрации права собственности на его имя, он также подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и будет обязан платить земельный налог (ст.388 НК РФ).

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств , утвержденных Приказом Минфина России №91н от 13.10.2003 объект основных средств принимается к бухгалтерскому учету на основании утвержденного руководителем акта приема-передачи. Порядок , закрепленный п.41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденный Приказом Минфина России от 29.07.98 №34н устанавливает, что затраты на приобретение зданий , не оформленные документами , которые подтверждали бы государственную регистрацию прав на объекты недвижимости , относятся к незавершенным капитальным вложениям. Таким образом, получая объект недвижимости по акту приема-передачи , Покупатель (Лизингодатель) должен отразить затраты на его приобретение на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Однако, следует принять во внимание, что Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (№ 91н) предусматривают два способа учета недвижимости , которая уже введена в эксплуатацию и проходит государственную регистрацию;

  • пока не зарегистрировано право собственности , объект недвижимости числится на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»
  • имущество сразу учитывается на отдельном субсчете к счету 01 «Основные средства , право собственности на которое не зарегистрировано».

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» , утвержденное приказом Минфина №26н от 30.03.2001 применяется  также в отношении доходных вложений в материальные ценности. В соответствии с п.3 Приказа Минфина РФ №15 от 17.02.1997г. : «Имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договору лизинга, в сумме всех затрат, связанных с его приобретением, приходуется по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчет «Имущество для сдачи в аренду» в корреспонденции со счетом 08 «Капитальные вложения»».

Иными словами, если фирма (Лизингодатель)  приняла недвижимость по акту приема-передачи от поставщика, ввела в эксплуатацию и подала документы на регистрацию , ее можно учесть на отдельном субсчете счета 03 «Имущество для сдачи в аренду, право собственности на которое не зарегистрировано». Если же предприятие ввело недвижимость в эксплуатацию, а документы еще не подало на регистрацию, то учесть объект на счете 03 нельзя. Однако важно не забыть зафиксировать выбранный вариант учета в учетной политике. Данный порядок относится и к учету земли, если она выступает одним из объектов  сделки. Ввиду того, что земля не может быть передана в лизинг, значит, до конца  действия договора лизинга она будет учитываться на счете 01 «Основные средства» (или специально открытом субсчете счета 01).

Дебет

Кредит

Наименование операции

Документ, действие

08

60 (76)

Отражены затраты на приобретение объекта недвижимости

Акт приема-передачи

19

60 (76)

НДС

Счет-фактура

03 с/сч «Имущество для сдачи в аренду(лизинг), право собственности на которое не зарегистрировано»

08

Учтена в составе имущества для сдачи в аренду недвижимость

Акт ввода в эксплуатацию, документы поданы на регистрацию.

01 с/счет «Основные средства»

08

Учтен в составе основных средств земельный участок под объектом недвижимости

Акт ввода в эксплуатацию, документы поданы на регистрацию.

Налогообложение.

НДС. В соответствии с требованиями НК РФ чтобы принять к вычету «входной» НДС по недвижимости  необходимо выполнить обычные условия : оплатить имущество, получить от продавца счет-фактуру, использовать имущество в деятельности , облагаемой НДС , а также принять объект к учету. Если компания оплатила недвижимость, приняла ее по акту приема-передачи, ввела в эксплуатацию, подала документы на государственную регистрацию,  во избежании споров с налоговыми органами лучше учесть ее стоимость на отдельном субсчете счета 03 «Имущество для сдачи в аренду, право собственности на которое не зарегистрировано».

Налог на имущество. В соответствии со ст.374 НК РФ с 2004 года налогом на имущество облагаются только основные средства. Данная статья не направлена на рассмотрение спорной ситуации в части обложения налогом на имущество, основных средств, учтенных на сч.03 «Доходные вложения в материальные ценности», сложившейся после появления Письма Минфина РФ №03-06-01-04/16 от 31.08.04.  Исходя из того, что налогом на имущество облагаются объекты , которые числятся на бухгалтерских счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Пока недвижимость учитывается на счете 08 , она не облагается налогом на имущество. Из чего следует, что объект недвижимости может быть выведен из под налогообложения на неопределенный срок, т.к. продавец перестает платить налог с даты списания недвижимости с баланса в день отгрузки, а покупатель может учитывать на счете 08 «Вложения во необоротные активы» до тех пор пока не получит свидетельство о государственной регистрации. При этом стоит учитывать мнение налоговиков, которые считают, что покупатель должен облагать недвижимость налогом на имущество с того месяца, в котором от отразил объект на сч.08 «Вложения во необоротные активы».

Налог на прибыль. В соответствии с п.1 ст.257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства (предмета лизинга) равна сумме , которую лизингодатель истратил по его покупку (приобретение), доставку и доведение до работоспособного состояния.  Первоначальная стоимость имущества по данным лизингодателя обычно указывается в акте приема-передачи имущества в лизинг (акте приема-передачи) или оговаривается в договоре лизинга.

Солнышкина О.В.

23.05.05

Продолжение следует ...