Поручительство, либо залог как способ дополнительного обеспечения рисков.

Заключая контракт с длительным сроком поставки, условия которого предусматривают осуществление авансового платежа (ей) и сторонами не достигнуто договоренность о предоставлении банковский гарантий, целесообразно рассмотреть возможность предоставления поручительства юридического (физического) лица за поставщика на срок поставки, либо залога. Данные формы обеспечения распространены при приобретении имущества по импортному контракту в рамках договора лизинга, где лизингополучатель, заинтересованный в данном имуществе, предоставляет лизингодателю ( в данном случае покупателю) поручительство за продавца, либо залог.

Суть договора поручительства сводится к тому, что поручитель выступает гарантом перед покупателем (в данном случае кредитором) в части ответственности за исполнение поставщиком своего обязательства. Причем по договору поручительства поручитель может отвечать за исполнение должником обязательства в полной мере или частично. Договор поручительства выступает дополнительным договором к основному, и без существования которого договор поручительства не имеет смысла и значения.

Заключение договора поручительства не сопряжено с дополнительными финансовыми тратами, но у компании-покупателя должна быть возможность оценить финансового состояние и платежеспособности поручителя.

Залог представляет собой один из самых надежных способов обеспечения исполнения обязательств по контракту. При этом, стоит рассматривать в качестве залогодателя третье лицо – резидента РФ, а в качестве объекта залога – ликвидное движимое имущество.

Заключение договора залога в данном случае сопряжено с издержками на оплату услуг независимого оценщика. При заключении договора залога движимого имущества, если в компании нет специалиста способного оценить и подтвердить его рыночную стоимость, стоит сделать независимую оценку.

Инкассо – как инструмент регулирования рисков сторон внешнеторговой сделки в России используется редко, хотя обладает рядом положительных черт, ну и кончено недостатков. Он наиболее удобен при оплате товара по факту поставки.

Инкассо представляет собой поручение экспортера своему банку получить от импортера (непосредственно или через другой банк) определенную сумму или подтверждение (акцепт), что эта сумма будет выплачена в срок. При этом инкассо может быть как финансовых документов (например, векселей), так и коммерческих. На практике чаще используются коммерческие документы (обусловленных контрактом). Инкассо не дает импортеру право получить товар, не оплатив его или не акцептовав вексель. При этом для экспортера существует риск неоплаты товара, т.е. не выкупки импортером товарно-распорядительных документов.

Поэтому важными условиями использования инкассовой формы расчета являются надежность покупателя и его коммерческая репутация, ясность и определенность положений контракта в отношении обязательств экспортера и импортера, отгрузка товара в точном соответствии с условиями сделки, передача покупателю товарных документов только после осуществления им платежа или акцепта.

Данная операция недорога. Ее стоимость  устанавливается как в % от суммы инкассо, так и в конкретной номинальной сумме, в зависимости от вида операции.

  1. Между импортером и экспортером заключается контракт
  2. Экспортер отгружает
  3. Экспортер получает транспортные документы от транспортной компании
  4. Экспортер предоставляет своему при инкассовом поручении документы
  5. Банк-ремитет отсылает документы инкассирующем банку
  6. Инкассирующий банк представляет документы плательщику – импортеру
  7. Импортер производит оплату
  8. Инкассирующий банк производит перевод денежных средств банк-ремитенту .

Аккредитивы.

Аккредитивная форма расчетов дает богатый выбор в построении системы взаиморасчетов между контрагентами. Аккредитив, это поручение банка плательщика, банку получателя средств, производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в поручении. Расчет аккредитивами идет как - бы под контролем банков и исключает невыполнения условий по заключенным контрактам, как поставщика продукции, так и покупателя.

В международной практике используются самые разные виды аккредитивов – переводные (транферабельные), резервные, возобновляемые (револьверные),  покрытые и непокрытые, отзывные и безотзывные и т.д. Выбор наиболее приемлемой формы аккредитивы зависит от особенностей каждой сделки.

Использование аккредитивной формы расчетов имеет свои положительные черты и недостатки как для экспортера, так и для импортера. Она достаточно сложна и обладает сравнительно высокой стоимостью. Для компании-импортера она обеспечивает осуществление платежа иностранному поставщику только при условии соблюдения условий аккредитива.  Для компании-экспортера надежно обеспечивает получение экспортной выручки, особенно если аккредитив подтвержденный.

Принято считать аккредитивную форму расчетов выгодной для экспортера, так как расчет по аккредитиву осуществляются по месту его нахождения,  несвоевременное открытие аккредитива позволяет ему задержать поставку или отказаться от нее. Но это не всегда так. Если условиями контракта предусмотрена предоплата, а импортеру (резиденту РФ) необходимо привлечение заемного финансирования для его оплаты , либо просто использование собственных оборотных средств не целесообразно, при грамотном подходе к выбору вида аккредитива, момента его покрытия и т.д. стоимость его обслуживания даже с учетом всех комиссий банка может быть значительно ниже в сравнении с действующими ставками кредитования.

  1. Между импортером и экспортером заключается контракт
  2. Между российским банком и импортером заключается соглашение об аккредитиве, может открываться кредитная линия
  3. Российский Банк выставляет импортный аккредитив (с платежом против документов – at sight L/C, либо с отсрочкой платежа – deferred payment L/C), Банк Экспортера подтверждает аккредитив.
  4. Экспортер представляет отгрузочные документы в Зарубежный Банк.
  5. Банк экспортера оплачивает аккредитив
  6. Погашение импортером кредита банку, либо покрытие аккредитива
  7. Погашение списанной по аккредитиву суммы.

В данной статье, мне удалось лишь в общих чертах рассказать о некоторых способах снижения рисков при взаиморасчетах с иностранным контрагентами. Но ведь самое главное в пагоне за снижением рисков не только выбрать самый безрисковый путь осуществления сделки, но не обмануть самих себя в стоимости выбранного пути, скорости ее осуществления и кончено доверии и деловой репутации сторон.

Начало статьи от 6.11.2008