И ваше внимание будет направлено уже не на то, как вас оценивают (и тогда автоматически вы почувствуете психологический дискомфорт и скованность), а на оценивание самому этих обез…, простите, людей. И тогда вы будете чувствовать себя гораздо более свободно и комфортно. По-другому говоря, вы смещаете фокус внимания с себя — на человека, которого вы рассматриваете. И наблюдаете за ним, думаете про него:

- Вот лицо какое интересное…
— А какого цвета у него глаза…?
— А куда он едет…?
— А кем он работает?
— Наверно, нелегко ему живется…?
— Интересно, кем работает…?
— А что у него в личной жизни…?
— Надо же, смущается почему-то…?

В результате, если вы честно все это время думаете про него, пытаетесь почувствовать, что он чувствует, настраиваетесь под этого человека, ваше внимание на 100 % занято делом. И тогда оно не занято мыслями о том, что у вас самих что-то не так. Не могу сказать, что управлять своим вниманием — это очень просто. Но это реально, даже без особой тренировки. А с тренировкой можно достичь очень хороших результатов в управлении своим вниманием и, следовательно, собой и своим поведением.

Этот прием — «Клетка» или, по сути, смещение фокуса внимания, можно применять в любых других ситуациях, когда вам важно произвести достойное и уверенное впечатление на людях, в кабинете начальника, при знакомстве и общении с новыми людьми. Однако, внимание при этом необходимо распределить уже между ним и собой. Пусть большая часть вашего внимания будет занята интересом к другому человеку, а меньшую часть направляйте время от времени на быстрое мысленное «сканирование» и легкую коррекцию своего тела, поведения, лица, голоса — все ли в порядке? Образ «сканирования» помогает лучше понять, как распределять в этом случае свое внимание во времени: ОН, ОН, ОН — Я (тело, глаза, голос) и опять ОН, ОН, ОН…

Очень важно научиться одновременно и говорить с человеком и держать с ним контакт глазами. А это непросто еще и потому, что глаза другого, бывает, перетягивают на себя внимание и мешают сосредоточиться на мыслях и речи. И все-таки держать контакт глазами необходимо, если рассчитываете произвести достойное, сильное и уверенное впечатление. Сравните впечатление от человека, который смотрит в глаза — и впечатление от человека, глаза которого избегают встречаться с вашими, хотя он находится рядом с вами, беседует, слушает и говорит. А смотрит он постоянно мимо вас, на стену. Или вниз на ваш письменный стол. Или выше вас, на картину или обои.

С таким человеком затруднен личностный психологический контакт, поскольку глаза же, как известно, «зеркало души». Вы понимаете, что либо чувствует неловкость (что скорее всего), либо делает вид, что вас не замечает (что странно для человека, с которым вы еще не успели испортить отношения).

Если вы освоите умение держать постоянный неубегающий контакт глаз с собеседником, то вы будете неуязвимы даже перед знатоками НЛП, которые по движению взгляда могут считывать — фантазируете ли вы при ответе на вопрос или говорите правду.

Упражнение «Стихи с партнером» для освоения умения удерживать контакт глаз и говорить одновременно. Выполняется вдвоем с товарищем. Расположиться напротив друг друга на расстоянии примерно полметра, установить контакт глаз и читать попеременно по одной строчке стихов: строчку он, строчку Вы. Стихи любые: «У лукоморья…», «Однажды в студеную зимнюю пору…», «В лесу родилась елочка…». Причем стихи должны быть разные — «у вас своя свадьба, у него своя». Сбились — начинаем сначала и так много раз. Главное — добиться легкости все делать одновременно — держать контакт глаз, говорить свой текст, сразу же слушать и слышать его текст, помнить и не сбиваться со своего текста.

Окраска взгляда

Одним только взглядом можно привлечь и крепко «зацепить» человека! Если вы, глядя на человека, честно представляете, что это ваш любимый человек, смотрите так, как будто перед Вами возлюбленный / возлюбленная — тогда в вашем взгляде появится нечто, что заставит вашего партнера (партнершу) заинтересоваться вами и даже почувствовать необъяснимое стремление сблизиться. По-другому этот прием можно назвать «Если бы я тебя любил…».

Есть еще одна эффективная модификация этого приема, позволяющая крайне заинтриговать любую женщину/мужчину. Неотрывно смотря прямо в глаза объекту необходимо вспомнить что-то сексуально-возбуждающее. Желательно мысленно подставить на место объекта вожделения вашего сиюминутного визави, поместить его в свою картинку, слегка пофантазировать на тему секса с ним. Тогда в вашем взгляде неизбежно появиться сила эротического притяжения.

Знающие этот прием особы утверждают, что ни один объект еще не устоял перед этим секретным оружием. Как минимум, это рождает ответный интерес. Как это дальше использовать — решать вам.

Если для вас этот прием слишком фриволен — есть совсем несложный метод. Помещая партнера в «клетку» и разглядывая его лицо, мысленно примериваетесь:

- Куда бы поцеловать…? Может, в щечку… Нет, в шейку… Впрочем, в губки…

Если вы все это проделаете честно, ваш взгляд приобретет эротическую изюминку и обязательно «зацепит» другого человека. И, наоборот, взглядом можно так сильно отстранить человека, что он забудет к вам дорогу — если, конечно, он того заслуживает и это в ваших интересах. Для этого достаточно, разглядывая его лицо, мысленно примериваться:

- Куда бы влепить? Может в челюсть…? Или лучше прямо в лоб…? Нет, пожалуй, в ухо…

И тогда агрессивная энергия, неизбежно рождающаяся в вас, через взгляд будет воздействовать на оппонента. Ваш взгляд будет воспринят как «тяжелый», отталкивающий, некомфортный для человека. И, скорее всего, он предпочтет с вами не связываться.

Еще более сильный эффект будет, если во время контакта глаз вы будете мысленно ненавидеть его, настроитесь на состояние «не люблю» и будете проговаривать примерно такой внутренний монолог:

- Ненавижу! Скотина! Ты мне всю жизнь загубил. Пошел вон, дебил! Сволочь. Урод. Дурень.

Сами по себе эти слова несут мощный агрессивный заряд. Если вы сами не испугаетесь этой агрессивной силы — в вашем взгляде появиться такое мощнейшее отталкивающее действие, что свобода от этого человека вам гарантирована.

Нулевая оценка

В актерском мастерстве уверенное и достойное поведение принято раскрывать через понятие «нулевая оценка». Все мы в жизни немного актеры, поэтому это понятие очень хорошо нам пригодиться. Сначала о том, что такое этап «оценки» у актеров. Это любая реакция на какой-то сигнал или раздражитель: на слова, действия партнера по сцене, новую ситуацию и т.д. Оценка — это выданная актером эмоция, слово, мимика, жест, движение, реплика по принципу «стимул-реакция»: нажал на кнопку, получи результат. Оценка актера — это способ преподнесения своей роли, своего персонажа. Например, на известие о том, враг пересек границу:

- Французы объявили нам войну, ваше величество!

Актер, играющий роль короля, может выбрать из несколько возможных оценок — реакций, в зависимости от характера своего персонажа. Если он выдал испуг или страх, зритель понимает, что король слабачок. Если актер выдает смех, зритель видит другой характер: может быть это торжество воина, смелость, может быть это бравада, может быть недалекость и глупость этого короля. Если король (актер) дает оценку «гнев», зритель увидит вспыльчивость, несдержанность и взбаламошность этого персонажа. Оценка может быть подана и через изменение чего-либо в поведении актера.

Например, если король во время этого судьбоносного известия чистил корону, и слегка замедлил свои движения — это тоже оценка. Если оценка короля странная или совершенно нелепая (ерничество, обморок, женские ужимки) — возможно, вы попали на комедию или на новаторский спектакль.

Существует особый вид актерской оценки: «нулевая оценка». Это полное отсутствие всякой реакции на стимул или раздражитель. То есть абсолютная невозмутимость, каменное выражение лица, никакого изменения в поведении и намека на то, что сейчас что-то произошло. То есть «нулевой оценкой» актер дает зрителям понять:

- А для меня нет никакого раздражителя, для меня это ничего не значит, это никак меня не задевает и не ранит…

В нашем примере, если король на известие о войне выдает «нулевую оценку» и полную невозмутимость, в эти секунды он выглядит как король сильный, мудрый, уверенный и расчетливый во главе мощного государства.

Таким образом, актеры приемом «нулевая оценка» играют любую сильную личность, и, что характерно, такого супермена играть проще всего потому, что он играется всего лишь и только этим актерским приемом. Вспомните любого супермена, от Штирлица до Шварцнеггера и Бодрова-младшего. Вспомните ли вы у их персонажей хоть какую-то выраженную в течение всего фильма человеческую эмоцию: смех, улыбку, печаль, гнев, возмущение, радость, горе, удивление, раздражение? Тем более испуг, страх, робость? Эмоций нет абсолютно! Если бы эти оценки, реакции, эмоции у них проявлялись бы, это был бы уже не супермен, а какой-то другой персонаж.

Советский разведчик Штирлиц в знаменитом фильме только один раз за все семнадцать мгновений сентиментально всплакнул в своем доме во время одинокого празднования Дня Советской Армии 23 февраля — над полузабытой вареной картошкой «в мундире». А сцена свидания на расстоянии с женой в кафе является показательной демонстрацией владения «нулевой оценкой».

В боевике «Терминатор-2» есть эпизод, когда Шварцнеггер, играющий робота, посланного в помощь «нашим», идет навстречу выстрелам полицейских, тупо исполняющих свой долг. Камера крупным планом показывает, как в грудь ему попадают пули и пробивают одежду, но Арнольд с абсолютно каменным выражением лица только слегка вздрагивает от импульса пули и продолжает свое неспешное движение вперед. И что понимает зритель? Зритель понимает, что когда Терминатор, со своим лицом «кирпичом», дойдет туда, куда он идет, этим несчастным полицейским достанется на орехи по полной программе. Играется же здесь всего лишь «нулевая оценка». Если бы этот персонаж от попадания пуль гримасничал бы от боли, пугался, возмущался, удивлялся, смеялся бы, чесался — это был бы уже не супермен, а пародия на супермена и на боевик.

Вы можете возразить, вспоминая смешного каратиста Джеки Чана из гонконговских боевиков: он же «супермен»? А вот и нет. Джеки Чан — вне драки — не производит впечатление супермена: у него обычные человеческие эмоции: страх, радость, раздражение, возмущение, гнев. Поэтому, пока враги его не раскусили — они его и не боятся, а зритель над ним посмеивается. И никто его не воспринимает как что-то серьезное, пока Джеки не начинает дубасить нехороших мальчиков — только тогда его враги (и зрители вместе с ними) видят в нем супермена. В таком образе героя Джеки Чанга есть свой замысел — ведь комедии построены на нелепостях и парадоксах. Режиссерская изюминка комедий Джеки Чана и заключается в несовпадении его образа обычного человека с образом супермена-каратиста.

Приемом «нулевой оценки» прекрасно владел почетный караул часовых на Красной площади, у Мавзолея вождя. Попробуйте простоять весь час, абсолютно невозмутимо, не допуская ни малейших видимых реакций и даже практически без движений глазами. Аналогичный почетный караул автор этих строк наблюдал в Афинах у военного мемориала на центральной площади города. Причем часовые выступают в старинной военной греческой одежде: белых панталонах, короткой юбочке, ботиночках с белыми пушистыми пумпончиками, длинной накладной косе. Это дико смешное зрелище, собирающее толпы туристов. К чести греческих караульных они хранят полную невозмутимость даже когда к ним вплотную подходят туристы для совместного фотографирования и заигрывания.

Прием «нулевой оценки» можно прекрасно использовать в сложных жизненных ситуациях. Когда вы не знаете, как реагировать — делайте «нулевую оценку». Знайте, что в этот момент вы воспринимаетесь оппонентом как уверенный и сильный человек. Представьте, что на вас «наезжают». Если вы взрываетесь, или притупляете взор, или приниженно улыбаетесь или даже просто начинаете растерянно почесывать нос — все это говорит агрессору, что он достиг того, чего хотел. Вы уже догадываетесь, чего он хотел? Правильно, подтверждения, что его слова вас задели — это и есть искомый им результат. Если ожидаемой реакции не последовало, а последовала полная невозмутимость — этим вы ему сообщаете: «ты слаб, чтобы задеть меня».

Это оптимальная и беспроигрышная первоначальная реакция, сразу дающая вам преимущество. За «этапом оценки» у актеров следует, как правило «этап действия». За эту секунду — другую, когда вы делаете «нулевую оценку» у вас есть возможность выбрать это последующее действие. И далее уже возможны варианты достойного и сильного ответа. Какие? Это большая тема, поэтому оставим ее на потом.

Еще пример. Вы ошиблись в выступлении перед большим количеством публики. Какая импульсивная обычная реакция? Смущение. Извинение. Попытка оправдания. В результате ваш ранг как сильного и уверенного человека падает. Если же это не просто оговорка, а что-то пострашнее? Ну, ширинка расстегнута или колготки разъехались на видном месте — тогда обычная неконтролируемая реакция — покраснение до корней волос или даже полное смятение на глазах у всех.

Лучшее, что можно сделать, чтобы сохранить достоинство в глазах других людей, это опять же — делать нулевую оценку. И этим вы даете понять публике, что вы достаточно сильны, чтобы вас можно было задеть такими пустяками и сразу переходите к этапу действия — например, спокойно застегиваете ширинку или не спеша удаляетесь, чтобы поменять колготки. А может, даже без этих условностей продолжаете лекцию. Шутка.

Кстати, интересно наблюдать за реакцией дикторов телевидения, когда они ошибаются. А ответственность на них немаленькая во время прямого эфира — их видят миллионы телезрителей. Именно реакция диктора на ошибку многое говорит о его опыте и профессионализме.

Для тренировки приема «нулевой оценки» можно использовать уже известное упражнение «Взор в метро». А также упражнение «Спокойное выслушивание анекдота». Заключается в том, чтобы не смеяться над анекдотом или шуткой, даже если это очень смешно. Если, конечно, это не шутка вашего начальника. И если вы не рискуете обидеть человека — например, смеется целая компания. Тогда отсутствие «правильной» реакции от вас будет незаметно. После такой тренировки вы заметите, что контролировать свои импульсивные реакции вы сможете гораздо успешнее. Причем не только реакцию довольного смеха (например, на похоронах вашего врага), но и любую другую лишнюю, нежелательную реакцию и эмоции — что внешне будет выглядеть, как мы уже выяснили, как уверенность и спокойствие.

Начало статьи от 16.12.2008