IV. Кто такие рейдеры и чем они отличаются от гринмэйлеров

Во всем мире существует такое понятие, как поглощение – это вполне цивилизованный способ перехода права собственности, как правило, от менее финансово-устойчивой компании к более финансово-устойчивой фирме. Все происходит по «любви и согласию». Захват же принципиально будет отличаться тем, что переход права собственности происходит вопреки желанию собственников и, возможно, менеджеров захватываемой компании.

 

Рейдеры – это специалисты (компании), которые предпринимают специализированные шаги, направленные на захват компании с последующей ее перепродажей или реализацией активов. Реже, когда захват был направлен на развитие и улучшение компании (например, с целью построения вертикальных компаний).

 

Гринмэйлеры – это специалисты (компании), которые предпринимают специализированные шаги, направленные понуждение компании-жертвы выкупить акции, принадлежащие гринмэйлеру по завышенной цене.

Иными словами, гринмэйл является разновидностью высоко - интеллектуального вымогательства.

 

В отличие от обычного вымогательства, которое, кста­ти, в США обозначается похожим термином «блэкмэйл» (black mail), гринмэйлера крайне сложно привлечь к ответственности.

V.   схема действий гринмэйлера

Схема действия гринмэйлера, как правило, не отличает­ся особым разнообразием. Сначала он приобретает небольшой пакет акций общества, а потом по заранее разработанному сценарию начинает свою борьбу с ним, кото­рую ведет до тех, пока не получит предложение о продаже своих акций по более высокой цене. Во многих случаях гринмэйлеру достаточно получить доверенность от мелко­го акционера, которая обходится значительно дешевле.

 

Обычный арсенал мелкого гринмэйлера включает в себя:

 

6. постоянные требования о проведении внеочередных об­щих собраний   акционеров,

7. жалобы в различные органы с целью инициировать проверки в отношении общества, его должностных лиц и крупнейших акционеров;

8. беспричин­ное судебное обжалование решений и действий органов управления общества.

 

Гринмэйлер без особых на то оснований использует свои права по отношению к компании, аккуратно коллекционирует допущенные нарушения и использует в своей деятельности любой промах предприятия:

  1. Не предостав­ленные в установленные сроки копии документов общест­ва являются основанием для того, чтобы пожаловаться в региональное отделение органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а жалоба может являться основанием для наложения на общество штрафа.
  2. Невключение части выдвинутых кандидатур в список для голосования по вы­борам в совет директоров (наблюдательный совет) иногда может служить основанием для признания недействитель­ным решения общего собрания акционеров.

Некоторые деятели этой сферы любят ежедневно про­водить внеочередные общие собрания акционеров (участ­ников) и каждый день избирать на них новые органы управления общества, а потом забрасывать письмами офи­циальные органы, банки и партнеров общества, извещая их о том, что «вновь избранный состав совета директоров» или «генеральный директор» приступили к работе.

 

Кое-кто прославился своей пылкой привязанностью к аре­сту активов накануне совершения важных для общества сде­лок с ними. Тем более что эта задача очень легко решается с помощью определений об обеспечении абсурдных исков,

 

Совершенно особым методом воздействия на менедж­мент компании является предъявление исков к членам со­вета директоров (наблюдательного совета) и лицам, осу­ществляющим полномочия исполнительных органов в по­рядке ст. 71 Федерального закона «Об акционерных обще­ствах» или ст. 44 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Для того чтобы вос­пользоваться этим весьма популярным инструментом, дос­таточно владеть всего 1% акций или быть участником об­щества. Как показывает практика, с одной стороны, такого рода иски оказывают мощное психологическое воздейст­вие на руководство общества, а с другой - этот иск, подан­ный с использованием «правильной» подсудности, способен на многое. Как и любой другой иск, он может быть обеспечен, например, арестом пакета акций (долей), при­надлежащего генеральному директору и членам совета ди­ректоров. Все зависит от истинных намерений, фантазии и возможностей гринмэйлера.

 

Безудержное стремление к «оптимизации» финансовых потоков и неистребимая любовь к наличным создают эту самую почву, облегчая зада­чу гринмэйлерам, поскольку иначе им бы приходилось ее выдумывать. Например, акционерное общество сдает по­мещения в аренду по цене, в десять раз меньше рыночной. Разумеется, оставшуюся часть арендной платы арендаторы оплачивают наличными в карман руководителю. Все пре­красно знают, как это происходит в жизни. Однако закон не учитывает разнообразных махинаций, а поэтому, воо­ружившись заключением оценщика о рыночной стоимости права аренды 1 кв. м в этом здании, даже не слишком та­лантливый гринмэйлер может направиться, по меньшей мере, сразу в два адреса.

  • В суд (причем такого рода иски принимаются к рассмотрению, в том числе и судами общей юрисдикции со всеми вытекающими последствиями) с иском к генераль­ному директору о возмещении убытков, причиненных им обществу (кстати, если размеры сдаваемых в аренду пло­щадей велики, то иск можно предъявить на астрономическую сумму).
  • В отдел борьбы с экономическими преступлениями с заявлением о возбуждении в отношении руководителей общества уголовного дела о злоупотреблении служебным положением по ст. 201 УК РФ (кстати, если в дальнейшем ОБЭП проявит инициативу и «раскрутит» это дело, то ру­ководителю еще не избежать и уголовной ответственности по ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата), а поскольку за счет аренды обычно живет весь менеджмент предприятия, то и другим также не поздоровится).

Таким образом, деятельность гринмэйлера практически всегда направлена на дестабилизацию обстановки в общест­ве и нарушение его нормального функционирования. Начи­нают возникать различные недоразумения, партнеры вдруг отказываются отпускать комплектующие в кредит, различ­ные правоохранительные органы являются с проверками, миноритарные акционеры заваливают общество исками, над руководителем предприятия нависает реальная

угроза быть привлеченными к уголовной ответственности и т.п.

 

Самое любопытное в том, что отступные гринмэйлер практически всегда получает. Даже тогда, ко­гда нет решительно никаких оснований ему платить.

 

Нередко, когда неудачные попытки поглощения завершаются «банальным» гринмэйлом и наоборот, когда обычная процедура гринмэйла завершалась полным поглощением предприятия.

I.    Принципы и основные способы борьбы с гринмэйлом

Для успешной борьбы с гринмэйлом необходимо пом­нить об основных принципах любого шантажиста, которые перечислены ниже:

  1. во-первых, любой гринмэйлер стремится к получению максимальной возможной и скорой прибыли;
  2. во-вторых, этот субъект, скорее всего, будет исполь­зовать коррумпированных представителей власти (обычно правоохранительные и судебные органы) для достижения своих целей;
  3. в-третьих, во многих своих действиях шантажист рас­считывает на то, что предприятие, ставшее объектом его пристального внимания, просто испугается и предпочтет даже не слишком выгодные договоренности войне;
  4. в-четвертых, гринмэйлер всегда использует в своей дея­тельности несовершенство действующего законодательства.

Анализируя перечисленные выше постулаты, несложно сформулировать основные направления борьбы с гринмэйлером.

  1. Во-первых, если гринмэйл-акция затягивается, то ее инициаторы обычно теряют к предприятию интерес, если только ими не были потрачены серьезные средства на по­купку пакета акций.
  2. Во-вторых, судебные определения могут быть обжалова­ны и отменены. Любой судебный акт, который используется  гринмэйлером, поначалу производит эффект разорвавшейся бомбы, однако, когда первые страхи остаются позади, ста­новится ясно, что проблема также может быть решена. Кстати, определение вполне может оказаться поддельным.

Коррумпированные представители различных органов поныне всего на свете не любят адвокатов. Обе стороны понимают, что очередные проверяющие пришли на пред­приятие не только для выполнения своих прямых служебных обязанностей. Иногда задушевная беседа с ними и не­сколько жалоб в нужные инстанции способны серьезно изменить ситуацию. Специалисты, которые работают в этой области, хорошо знают многих постоянно действующих лиц. Такие встречи для ангажированных представителей власти обычно ничего хорошего не предвещают.

  • В-третьих, такое явление, как гринмэйл, является неотъ­емлемой частью жизни акционерного общества. Не стоит его бояться, лучше начать атаку на гринмэйлера. Он, как правило, не готов к войне.
  • В-четвертых, несовершенство действующего законода­тельства можно поставить себе на службу. Эффективно ис­пользуя различные уловки и юридические казусы, предпри­ятие сможет заставить гринмэйлера начать тратить значи­тельные средства на сохранение его пакета акций. Иными словами, все то, что использует гринмэйлер против своей жертвы, может быть использовано против него с той же эффективностью