Бизнес-процессы банка: описание, анализ, оптимизация. Разработка регламентов
Семинар-практикум раскрывает содержание процессных технологий управления и их практическое применение для совершенствования деятельности Банка. На семинаре рассматриваются:
- методы выделения и ранжирования бизнес-процессов банка
- технологии разработки ключевых показателей (KPI) бизнес-процессов
- технологии описания и документирования банковских процессов
- технологии реинжиниринга и постоянного совершенствования процессов
- методы анализа и оптимизации банковских бизнес-процессов
- обзор современных методологий бизнес-моделирования, их преимущества и недостатки, основные области применения и программные средства, их поддерживающие
- примеры применения процессных технологий из реальных проектов, реализованных консультантами в российских банках.
Программа семинара построена на основе опыта успешной реализации проектов в банковской отрасли наших консультантов.
В программе семинара
1.Система процессного управления в банке
- Что дают процессные технологии современному банку?
- Элементы системы процессного управления. Системный подход к управлению бизнес-процессами в банке.
- От стратегии к бизнес-процессам и организационной структуре.
- Уровни процессов банка: процессные области, процессы, этапы и операции процессов.
- Роль владельцев процессов и функциональных менеджеров в управлении бизнес-процессами.
- Механизмы управления сквозными банковскими процессами.
2. Идентификация, выделение и ранжирование бизнес-процессов банка
- Идентификация и выделение банковских бизнес-процессов.
- Основные, обеспечивающие и управленческие процессы банка.
- Разработка реестра процессов. Разработка сети процессов верхнего уровня.
- Определение владельцев бизнес-процессов.
- Ранжирование и выбор приоритетных процессов для дальнейшего описания, документирования и улучшения.
3. Разработка ключевых показателей бизнес-процессов банка
- Определение ключевых показателей - KPI бизнес-процессов банка на основе стратегии.
- Виды и взаимосвязь процессных показателей.
- Показатели дохода, стоимости, времени, качества, результативности и эффективности процессов.
- Типовые показатели банковских бизнес-процессов.
- Контроль выполнения ключевых показателей и построение системы отчетности по бизнес-процессам.
- Разработка ключевых показателей бизнес-процессов на основе системы сбалансированных показателей (BSC/ССП).
4. Технология описания и документирования бизнес-процессов банка
- Определение целей описания бизнес-процесса.
- Определение границ и построение схемы окружения бизнес-процесса (SIPOC).
- Построение графических диаграмм процесса на верхнем и нижнем уровнях.
- Описание распределения ответственности за выполнение бизнес-процесса.
- "Золотые" правила описания бизнес-процессов.
- Разработка процессных регламентов, должностных инструкций и положений о подразделениях.
- Обзор современных методологий и программных средств описания, анализа и регламентации бизнес-процессов, применяемых в банках.
5. Технологии реинжиниринга банковских бизнес-процессов
- Типы изменений в банках. Что выбрать - небольшие, но постоянные улучшения или радикальное перепроектирование банковских бизнес-процессов?
- Технологии и методы реинжиниринга бизнес-процессов (BPR).
- Уменьшение организационной, территориальной и информационной фрагментарности бизнес-процессов.
- Устранение лишнего контроля и согласований. Упрощение бизнес-процессов.
- Разработка нескольких вариантов бизнес-процесса.
- Запараллеливание шагов бизнес-процесса и анализ эффективности операционного цикла (PCE). Уменьшение количества входов и выходов бизнес-процесса.
- Интеграция процессов с процессами клиентов и поставщиков.
- Автоматизация бизнес-процессов. Примеры проведения реинжиниринга в банках.
6. Технологии постоянного совершенствования бизнес-процессов в банке
- Технологии и инструменты постоянного совершенствования (ПС) бизнес-процессов.
- Установка интерфейсов между процессами и подразделениями, их выполняющими. Инструменты бережливого производства (Lean Production).
- Поиск и устранение потерь в процессах. Виды потерь.
- Применение систем 5S и «6 сигм» (Six Sigma) в банках.
- Применение семи простых инструментов (7QC) качества для улучшения банковских процессов.
- Функционально-стоимостной анализ (ФСА), снижение трудозатрат и стоимости банковских процессов.
- Примеры применения технологий постоянного совершенствования в банках.
7. Организация работ по описанию и улучшению бизнес-процессов банка. Практические приемы управления изменениями
- Технологии реализации работ по описанию и улучшению бизнес-процессов в банке.
- Основные этапы, сроки и план проекта.
- Критические факторы успеха проведения работ.
- Основные приемы и мероприятия по уменьшению сопротивлений изменениям.
- Роль "владельцев" бизнес-процессов, руководителей подразделений и специализированной службы процессного управления в описании и улучшении бизнес-процессов банка.
Результат посещения семинара
Практические работы
В рамках семинара участники выполняют следующие групповые и индивидуальные практические работы:
- Анализ функциональных и продуктовых организационных структур
- Выделение бизнес-направлений деятельности банка
- Идентификация, выделение и ранжирование бизнес-процессов
- Разработка матрицы распределение ответственности за бизнес-процессы верхнего уровня
- Разработка ключевых показателей бизнес-процесса - KPI
- Детальное описание бизнес-процесса (описание границ и окружения бизнес-процесса; построение схемы бизнес-процесса верхнего и нижнего уровня)
- Анализ бизнес-процесса и разработка решений по его улучшению
- Причинно-следственный анализ проблем
- Расчет степени организационной фрагментарности бизнес-процесса
Для кого предназначен семинар
Руководители и специалисты служб оргразвития, процессного управления, качества.
Метод ведения
Интерактивный режим. Сочетание теории и практических занятий 50/50.
Практикум выполняется как на готовых кейсах, так и на примерах из деятельности компаний - участников семинара.
Раздаточные материалы
В стоимость участия входит:
- питание (2 кофе-паузы, обед)
- учебно-методические материалы
- примеры типовых моделей и документов из банковской отрасли на электронном носителе