От специалиста к руководителю: базовые инструменты управления
Цель семинара
Освоить профессиональную позицию руководителя, отработать приемы и инструменты осуществления основных управленческих функций, ориентированных на достижение результата, повысить личную эффективность руководителей, задать импульс к дальнейшему профессиональному и личному развитию руководителей.
В программе семинара
Управление - как особый вид профессиональной деятельности.
- Что такое управление, основные задачи управления
- Позиция руководителя. Границы ответственности управления и исполнения, матрица ответственности руководителя. Два фокуса внимания руководителя: задача и люди
- Понятие управленческой эффективности. Соотношение результативности и эффективности
- Основные функции и «рычаги» управления. Цикл управления, задачи каждого этапа управленческого цикла
- Ключевые навыки руководителя (целеполагание, решение-распоряжение, предвидение-прогнозирование, деловая коммуникация-управление людьми)
Упражнение: «Функционал руководителя».
Анализ видеофрагмента: «Компетенции успешного менеджера».
Кейс: «Новый руководитель».
Планирование.
- Планирование как прогноз. Задачи этапа планирования. Виды планирования
- Алгоритм планирования, последовательность действий руководителя на этапе планирования
- Методы приоритезации задач, критерии и методы выделения приоритетных задач
- Перевод задачи в план действий: декомпозиция работ, сроки
- Образ результата, способы формулировки конечного результата как «продукта», выбор параметров и ключевых показателей
- Ресурсное обеспечение. Виды ресурсов. Как определить необходимый объем ресурсов
- Оценка рисков невыполнения, компенсация рисков
- Оценка уровня компетенции сотрудников, распределение между подчинёнными
- Инструменты планирования
Симуляционная деловая игра.
Упражнение: «Подготовка к планированию».
Упражнение: «Создание результат-ориентированных формулировок».
Кейс: «Типовой план на месяц подразделения…».
Постановка целей и задач подчиненным, организация выполнения работ.
- Влияние цели на результат. Как происходит подмена цели
- Характеристики цели и задачи (SMART-критерии)
- Алгоритм постановки задачи сотруднику
- Критерии качества, временные рамки исполнения задач, параметры контроля
- Проверка понимания задачи, ответственности и полномочий подчинённых
Анализ видеосюжетов.
Кейс: «Неожиданное поручение».
Упражнение: «Постановка задачи сотруднику».
Тест: «Мой стиль руководства».
Кейс: «Стили руководства».
Основы ситуационного руководства и лидерства.
- Ситуационное руководство (модель Херси-Бланшара)
- 4 стиля руководства и 4 уровня готовности сотрудника
- Практика ситуационного руководства в повседневной деятельности линейного руководителя
- В чем отличие лидерства от руководства. Основные тенденции современного мира (бизнес-среда, социум, клиенты, персонал) и вызовы лидерству руководителя сегодня
- Лидер - как катализатор процессов взаимодействия. Качества лидера-катализатора. Стили лидерства. Инструменты лидерского влияния
- Концепция персонального лидерства руководителя. Инструменты персонального лидерства
Анализ видеосюжетов.
Командная игра.
Кейс: «Стили руководства».
Упражнение: «Постановка задачи сотруднику с учетом его уровня готовности».
Контроль результативности деятельности подчиненных.
- Контроль как управленческая «опция». Что контролируем? Как технологично и последовательно достигать целевых результатов с помощью работающей системы контроля
- Основные принципы, виды и способы контроля. Алгоритм контроля
- Система KPI для оценки эффективности деятельности сотрудников и подразделения. Выбор показателей. Создание точек контроля
- Инструменты анализа отклонения-неисполнения. Внесение корректив
- Типичные ошибки контроля. Способы и инструменты контроля промежуточных и конечных результатов
- Приемы коррекции отклонений. Алгоритм обсуждения с подчиненным результатов деятельности
Демонстрационная игра.
Кейс: «Две системы контроля».
Практическое задание: «Определение точек контроля».
Ролевая отработка: «Оценка промежуточных результатов деятельности сотрудника».
Финансовые и нефинансовые способы мотивации сотрудников.
- Соотношение понятий мотив, стимул, активация, глобальные тенденции в современной трудовой мотивации, ценностная структура мотива. Психологический механизм мотивации – как это работает?
- Принцип ожидания и его практическое применение - управление ожиданиями. Принцип равенства («справедливости») и его практическое применение – как создать баланс усилие-вознаграждение
- «Торможение» исполнения. Типичные причины снижения мотивации сотрудников при выполнении поставленной задачи (демотиваторы). Являются ли деньги мотиватором. Финансовые и нефинансовые способы мотивации сотрудников.150 способов нематериальной мотивации
- Типы мотивации сотрудников: основные поведенческие индикаторы и показатели. Методы определения ведущей мотивации сотрудника. Как создать мотивирующую среду. Обогащение труда, мотивационный потенциал рабочего места, пять ключевых характеристик рабочего места (задания)
- Как рассчитать и максимально использовать мотивационный потенциал рабочего места сотрудника. Мотивационная формула рабочего места сотрудника, ее наиболее критичные составляющие
- Как построить мотивирующий диалог с сотрудником. Мотивация через вовлечение. Приемы вовлечения подчиненных. Приемы работы с позицией сотрудника, перекладывающего ответственность за невыполнение задачи на внешние факторы (на клиентов, продукты, бизнес-процессы и т.п.)
Анализ видеофрагментов.
Кейс: «Мотивационные типы».
Упражнения: «Определение мотивационного типа сотрудника», «Расчет мотивационного потенциала рабочего места».
Ролевая игра на отработку приемов мотивирующего диалога и работы с негативной позицией сотрудника.
Наставничество в управлении.
- Что такое наставничество, отличие от других видов обучения, результаты. Виды наставничества. Этапы развития сотрудника, действия наставника на каждом из них. Кого и чему обучать
- Условия успешного обучения. Принципы обучения взрослых. Цикл формирования навыка (цикл Коулба). Алгоритм постановки навыка
- Позиция обучаемого. Неконструктивная позиция подчиненного (не могу, не умею, не хочу) Способы и приемы работы возврата его в конструктивную позицию (возврат ответственности за результат)
- Инструменты наставничества. Этапы проведения «полевого тренинга», обучение на рабочем месте. Работа с чек-листом (лист наблюдения). Анализ неэффективных действий подчиненного, определение причин. Алгоритм развивающей обратной связи, модель ТОТЕ. Постановка задачи на отработку навыка. Обучение, отработка, оценка
- Прикладные приемы коучинга в работе менеджера. 10 вопросов коучинга. Модель GROW
Анализ видеофрагментов.
Практическое задание на составление чек-листа.
Ролевая игра: «Наставник-подчиненный» (отработка инструментов и прикладных приемов коучинга).
Основы эффективных деловых коммуникаций и построения взаимоотношений.
- Законы и барьеры коммуникации. Цели коммуникации. Каналы коммуникации (вербальный, невербальный, паравербальный). Механизмы восприятия и обработки информации. Коммуникационные фильтры
- Факторы, влияющие на результативность коммуникации. (уважение-внимание, вовлечение, эмпатия, открытость, поддержка) – формы их реализации в повседневной практике управления людьми
- Позиции в деловой коммуникации (ориентация на людей – ориентация на задачу). Контракт – как основа результативного делового взаимодействия. Виды коммуникативных контрактов
- Коммуникативные инструменты управления приказы - распоряжения, просьбы, аргументация и убеждение и обучение
- Основные коммуникативные навыки: слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и выражать. Коммуникативные приемы: техника «активного слушания», техника вопросов, приемы убеждения и влияния
- Коммуникативные типы подчиненных (модель HDI). Поведенческие маркеры каждого типа
- Оптимальные коммуникативные приемы в отношении каждого типа подчиненных
Демонстрация действия коммуникационных барьеров.
Анализ видеофрагментов: демонстрация и определение факторов результативной коммуникации.
Кейс: «Типичная ситуация».
Практические задания: «Передача информации», «Активное слушание», «Приемы убеждения и влияния».
Обратная связь в управлении.
- Значение предоставления и получения обратной связи для управления процессом взаимодействия
- Инструменты обратной связи: критика, конструктивная критика, развивающая обратная связь
- Виды и правила критики. Алгоритм конструктивной критики
- Параметры и алгоритм эффективной (развивающей) обратной связи
Практическое задание: «Определение вида обратной связи».
Кейс: «Обратная связь» (разбор ситуаций и определение параметров эффективной о/с).
Ролевая игра: «Обратная связь подчиненному».
Навыки личной работы руководителя.
- Управление порядком выполнения дел. Виды личного планирования руководителя, долгосрочной и краткосрочное. Управление порядком выполнения задач на основе приоритетов. Методы определения приоритетов: Матрица Эйзенхауэра, Правило Парето, метод автофокуса. Правила и уровни делегирования. Алгоритм делегирования
- Принципы и приемы планирования рабочего дня руководителя. Типы задач (жесткие, гибкие, бюджетные) принцип 60/40 в организации рабочего дня руководителя, галечный принцип. Оценка выполнения дел, метод 4D. Большие дела («слоны») и неприятные дела («лягушки») – как с ними справляться
- Методы достижения внутреннего баланса. «Статьи» расходования и источники восстановления энергии. Стили преодоления стрессовых ситуаций – продуктивные и непродуктивные. Управление своим энергетическим балансом Приемы позитивного мышления. Психотехнические приемы релаксации и мобилизации. Методы рациональной организации деятельности
- Психологические составляющие успеха. Структура сознания успешного-уверенного и неуспешного-неуверенного человека. Влияние бессознательных установок. Треугольник уверенности. Техники управления своим настроением. Как создавать драйв в своей работе
- Инструменты саморазвития. Как мы учимся? Навыки и мета-навыки. Цикл развития компетенции. Модель «Окна Джо Харри». Как определить необходимые зоны роста и составить индивидуальный план развития, три «О» развития управленческих навыков. Индивидуальный план развития руководителя как Проект самосовершенствования
Упражнения: «Определи приоритеты», «Делегирование».
Практическое задание: «Рабочий день руководителя».
Упражнения: «Позитивные переформулировки», «Релаксация», «Мобилизация», «Ключ».
Составление индивидуального плана отработки навыков (Action-plan).
Для кого предназначен семинар
Руководителей среднего звена, линейных руководителей, старших менеджеров отделов и подразделений, сотрудников, входящих в кадровый резерв, начинающих управленцев, собственников малого бизнеса.
Раздаточные материалы
Методический материал, обеды, кофе-паузы.