Спам, отсутствие стандартов качества и авторских тренингов — это, пожалуй, на сегодняшний день три главные беды краткосрочного бизнес-образования. Но Симон Епископосян, бизнес-тренер и партнер компании BI&R Consulting, уверен: «К 2009 году в России должен сложиться цивилизованный рынок тренинговых услуг».

CF: Симон, вам принадлежат слова: «Цивилизованного рынка бизнес-тренингов в России не существует». Чего не хватает?

С.Е.: Например, прозрачности ценообразования. Если мы говорим о покупке автомобиля, то знаем: стоимость той или иной модели в зависимости от комплектации не превышает $10000 и не опускается ниже $6000. О тренинговых же продуктах мы пока такого сказать не можем. Кроме того, на рынке присутствует масса неэтичных участников.

CF: Кого вы имеете в виду?

С.Е.: Спамеров. Разве поставщики интеллектуальных услуг могут рассылать спам? Такое позволяют себе те, кто пришел в этот образовательный сектор вчера или уйдет с него завтра. К счастью, есть и культурные игроки на нашем рынке, которым дорога репутация компании.

CF: А ведь многие известные тренинговые центры не чуждаются спама…

С.Е.: Да. До недавнего времени этим «баловалась» дружественная мне компания. Я спросил: «Зачем рекламировать себя таким образом»? И получил ответ: «Это работает, особенно когда дело касается привлечения клиентов на открытые тренинги». Отдача есть. К сожалению! Надеюсь, в скором времени ее не будет.

CF: Заказчики жалуются на то, что все российские программы — кальки с западных программ.

С.Е.: Есть и такая проблема. У наших тренеров сложности с тем, что в западной терминологии называют R&D (research & development) — в общем, с инновациями. Да и надо понимать: создать хорошую программу одному человеку не под силу. Помимо самого тренера (хорошего психолога и презентатора) нужны специалисты, которые помогут грамотно подать материал в печатном виде. Иначе что получится? Ваш портрет на первой странице, а далее — не сформированные в единое целое мысли. Чаще всего тренер или хорошо говорит, или хорошо пишет.

CF: По-моему, для тренера как раз важнее хорошо говорить.

С.Е.: Да. Но значение раздаточного материала вы недооцениваете. Сложно провести качественный тренинг, посвященный, допустим, управлению проектами, если нет наглядного пособия со схемами и таблицами. Свой тренинг, равно как и себя, надо уметь презентовать. А у многих тренеров, как мне представляется, проблемы с самопрезентацией. Я бы сказал, более чем у 60% моих коллег. Кстати, для 40% заказчиков решающим фактором в пользу того или иного провайдера оказывается личность тренера, его умение представить себя и свою компанию.

CF: Откуда такая цифра?

C.Е.: Из личного опыта и опыта партнеров.

CF: Вернемся к разговору о степени цивилизованности рынка. Один из показателей его формирования — наличие лидеров, крупных и всеми уважаемых.

С.Е.: А у нас пока нет и намека на явных лидеров. По не самым проверенным, на мой взгляд, данным, в России работает около 3 000 тренинговых компаний. И все они — наши, российские. И никто из них не занимает главенствующих позиций. А крупными и серьезными игроками на нашем рынке могли быть стать такие западные компании, как Thompson и Segos. Они предлагают свои услуги по всему миру. Каталог их программ по объему можно сравнить со справочником «Желтые страницы». Но на сегодняшний день российский рынок этим гигантам не слишком интересен. В той же Франции или Италии спрос на бизнес-тренинги значительно выше, чем у нас.

CF: Тем не менее, предположим, эти компании пришли на наш рынок. Что должно произойти?

С.Е.: Произойдет передел рынка в хорошем смысле этого слова. И исчезнут несерьезные игроки. Разумеется, изменится ситуация и с ценообразованием. Стоимость тренинга больше не будет рассчитываться по принципу «я считаю себя дороже такого-то тренера».

CF: Кстати, а о себе что скажете?

C.Е.: На меня оказали значительное влияние такие специалисты, как Том Хопкинс, один из крупнейших тренеров-фрилансеров на американском рынке, и Керк Ректор, тоже тренер и бизнесмен. Их я знаю лично. Сначала американцы учили меня преподавать, далее с этой же целью объездил 9 стран. Был в Германии, Испании, Великобритании, Греции, Италии, Венгрии и др.

CF: Вы ездили получать MBA или поучаствовать в тренингах для тренеров?

С.Е.: И то и другое. А шесть лет назад я проходил сертификацию в Segos. Это было условием со стороны провайдера (Segos). Тренинг проводился для компании LeGrand. А чтобы качественно обучать сотрудников фирмы Veka Rus, нашего давнего клиента, пришлось сертифицироваться в Германии.

CF: Вы слышали, что в октябре 2005 года компания «Амплуа-Брокер» привела на наш рынок ASTD — Американскую Ассоциацию специалистов по обучению и развитию персонала? В ее задачи входит в том числе и сертификация бизнес-тренеров.

С.Е.: Отличная новость. А в целом явление скорее положительное, чем отрицательное. Хотя я понимаю тех, кто говорит: а по какому праву сертифицировать нас будут американцы?

CF: Реально ли существование российской организации, которая авторитетно могла бы раздавать «корочки»? Впрочем, уже появилась АРКО (Ассоциация профессиональных участников рынка краткосрочного бизнес-образования). Кстати, некоммерческое образование…

С.Е.: Плохо, что в первом случае ассоциация американская, а во втором — некоммерческая. Но деятельность одной или другой организации неизбежно повлияет на рынок. В течение двух-пяти лет стоимость тренингов будет расти. Наконец-то сформируется спрос, и рынок из пиратского, копирующего западные программы, превратится в цивилизованную среду обитания. Таков мой прогноз.

CF: Значит, сертифицироваться должен не только тренер, но и его программы.

С.Е.: Да, правильно. Правда, это необходимо активно пропагандировать, иначе мало кто пойдет сертифицироваться добровольно.

CF: А кто-то пойдет, но не сможет получить сертификат. И что делать таким горе-тренерам?

C.Е.: «Бросать ружье и всплывать»! (Улыбается.) А кто сказал, что все должны успешно пройти сертификацию? Кто сказал, что все участники дорожного движения хорошо умеют водить? Естественно, некоторых надо переучивать. Автомобильные права изымаются — ведь водитель может наехать на пешехода. Бизнес-тренер также может «задавить» слушателей. А случаев того, чтобы неквалифицированный тренер был отчитан и наказан, на сегодняшний день нет. Это надо доводить до сведения коллег, и я собираюсь этим заняться.

CF: Каким образом?

С.Е.: Публичным. Например, с помощью круглых столов. Также можно создать авторитетную тренерскую организацию или с кем-то скооперироваться.

CF: Не боитесь столкнуться с равнодушием коллег? Ведь многие предвзято относятся к такого рода профессиональным сообществам. Опасаются, что после вступления их сразу начнут рейтинговать, оценивать и так далее.

C.Е.: В том-то и дело, что на нашем рынке пока домашнее-семейная обстановка. И от нее следует избавляться, в том числе с помощью профессиональных организаций. Кто останется и кто будет играть главную роль — АРКО, ASTD или кто-то третий, — мы пока не знаем. Но лично я могу встать на ту сторону, которая покажется мне правильной. Кого-то я поддержу и сделаю это с чувством выполненного долга. С удовольствием пойду и первым пройду сертификацию. Кстати, надеюсь, что за нее будут брать значимые деньги. Эта сумма должна укладываться в рамки 50−500 долларов.

CF: И все же те, кому не посчастливится с сертификатом качества, тоже останутся на рынке. Пусть их услуги будут стоить дешевле, но и спрос останется. Небогатые клиенты пойдут именно к ним.

С.Е.: Да, поначалу прослойка несертифицированных тренеров останется, но она обречена на «вымывание». А если вернуться к вопросу о стоимости… Кто сказал, что стоимость образовательных услуг должна оставаться на одном и том же уровне? Московская недвижимость за последнее время только дорожает — то же самое должно происходить и с тренингами. Вы догадываетесь, сколько стоит один и тот же тренинг в России, Европе и США? Предположим, если у нас двухдневная корпоративная программа обойдется заказчику в $3000, то в США это
как минимум $5000−7000, а у европейских коллег — 5000−7000 y.e. Развитие рынка должно привести к выравниванию цен в мировом масштабе.

CF: С ценами все ясно, а как быть с многообразием программ?

С.Е.: Надеюсь, оно появится. Пока же клиентам предлагаются курсы по маркетингу, стратегии, презентациям. А уж сказать, что у тебя нет программы по продажам, просто неприлично.

CF: Предположим, в ближайшее время появится множество новинок. Как их рекламировать? Ведь не с помощью массовых почтовых рассылок.

С.Е.: В узкоспециализированных изданиях. Есть пример успешной рекламы на радио. Тогда я работал директором учебного центра в компании «Оптима». Мы запустили рекламу на радио «Максимум». Хорошо сработало! Звонили прямо из машин.

CF: Чему удивляться? У радио огромная аудитория.

C.Е.: Я не ожидал, что на рекламу обучающих услуг будут так реагировать. Но был приятно удивлен. Надеюсь, в обозримом будущем столь же приятно удивит и тренинговый рынок в целом