Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.
Луций Анней Сенека
В основании методологии страхования лежат различные идеи. Среди них – идея «риска». «Есть старая английская шутка: отлично иллюстрирующая идею риска. Один человек падает с верхнего этажа небоскрёба. Падая все ниже и ниже, пролетая мимо каждого этажа он повторял: «Пока всё нормально, пока всё нормально, пока всё нормально». Суть шутки заключается в том, что этот человек принял за риск то, что было уже определено – он уже не рисковал, так как было очевидно, что он упадёт и разобьётся»1 .
Современная методология оценки рисков, основанная на вероятностном подходе, не в состоянии учесть влияние бесчисленного множества внутренних и внешних обстоятельств жизни человека, которому далеко не безразлично, наступит страховой случай или нет, особенно если речь идёт об его здоровье или жизни. Потребителю страховой услуги нужна гарантия безопасности - на меньшее он не согласен и, в большинстве случаев, даже готов внести свой посильный вклад в её формирование. Проблема заключается в том, что человеку, приобретающему страховой полис, страховая компания, как правило, не может передать в пользование инструментарий управления рисками, а гарантирует лишь финансовую компенсацию в случае уже произошедшего несчастья.
Но случайность (в том числе непредвиденные риски) – это непознанная закономерность. Принятие этого тезиса за основу размышлений заставляет продавца и потребителя страховой услуги в корне пересмотреть свои взгляды на предмет страхования, благодаря чему клиент больше не перекладывает ответственность за своё будущее на страховую компанию, а страховая компания освобождает себя от дачи клиенту невыполнимых гарантий.
Довольно сложно не согласиться с идеей о том, что «Самое непостижимое в этом мире - то, что он постижим»3, так как она заставляет страховщика и страхователя в корне пересмотреть свои взгляды на предмет страхования в целом: страховщик больше не перекладывает ответственность за своё будущее на страхователя, а страхователь не даёт страховщику невыполнимых гарантий, предлагая ему самостоятельно делать свободный и независимый выбор и оценивать его с помощью системы критериев, представляющей из себя комплекс универсальных морально-нравственных и этических инструментов. Системные критерии, о которых пойдёт речь в данной статье, адекватно характеризуют инновации, привносимые человеком в свою жизнедеятельность и помогают лучше понять фундаментальные основы страхования как системной технологии решения вопросов, связанных с проблемами будущего. Страховая компания предлагает самому клиенту самостоятельно делать свободный и независимый выбор своего будущего и оценивать его с помощью специальных критериев, представляющих собой комплекс универсальных морально-нравственных и этических инструментов. Критерии, о которых пойдёт речь в данной статье, адекватно характеризуют инновации, привносимые человеком в свою жизнедеятельность и помогают лучше понять фундаментальные основы страхования как системной технологии решения проблем, связанных с вопросами определения будущего.
Суть страхования заключается в подготовке к нежеланным, несущим опасность событиям. Подобная трактовка в методологическом плане даёт нам возможность широкого использования методов проектного управления для оценки жизнедеятельности отдельно взятой личности, а также раличных социальных групп.
Будучи от природы наделённым инстинктом самосохранения, мы озадачены вопросами личной и общественной безопасности в целях продолжения рода, реализации собственного творческого потенциала, создания личностно и общественно значимых ценностей. Стараясь всеми силами воспроизвести, сохранить и передать последующим поколениям результаты собственного труда и творчества, мы преодолеваем различные естественные и искуственные барьеры, и, достигнув желаемой цели, ставим перед собой новые задачи.
Жизнь человека дискретна и поэтому подвержена различного рода влияниям: как изнутри так и извне. С одной стороны, самопознание является источником различного рода инноваций, свершений, с другой стороны, влияние общества в определённом смысле форматирует наше миросозерцание и предъявляет требования к нашей деятельности. Одним словом, человек пребывает в состоянии хронического стресса, вызванного различными внутренними и внешними причинами и, со временем, под давлением поступающей информации начинает испытывать страх, который старается преодолеть всеми доступными методами, в том числе и при помощи страхования.
Психологи определяют страх как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности.
Для страховщика же в финансовом отношении представляет наибольший интерес человек, который владеет методиками эффективного управления собственной жизнедеятельностью и сопутствующими ей рисками, в этом случае возможность возникновения страхового случая в результате неадекватных действий клиента сводится к минимуму, соответственно, можно предположить, что возможность страховых выплат также будет минимизирована. Закономерно возникает вопрос: каким образом страховой компании нужно действовать для того, чтобы создавать и постоянно увеличивать число таких потенциальных клиентов, которые могли бы адекватно ориентироваться в современной действительности, не отягощая себя различного рода социальными проблемами? Получается, что страховщику самому необходимо активн озаботиться вопросами обучения своей клиентуры навыкам безопасной жизнедеятельности – либо самостоятельно, либо создавая партнёрские программы совместно со специализированными образовательными учреждениями дополнительного образования, заключая аутсорсинговые договоры.
Не будем забывать и об интересах потребителях страховых услуг. Клиенту можно показать, что ему выгодно приобретать комплексную программу страхования с интегрированным в неё образовательным модулем. Подобный симбиоз несёт в себе инновационный потенциал, достаточный для удержания страховщиком страхователя среди своих постоянных клиентов, а универсальность получаемых клиентом знаний позволяет ему использовать их для успешного решения различных жизненых ситуаций, напрямую не связанных с договором страхования и извлекать из обучения дополнительную косвенную прибыль, оставляя за собой право на бессрочное использование методологического ноу-хау.
Теперь задумаемся о критериях, которым должна соответствовать образовательная программа повышения качества жизни человека, ставящая целью превратить его из пассивного наблюдателя за быстротечной действительностью и «нежелательными случайностями» в активного участника жизненных процессов. Отметим некоторые из них:
- Системность
- Научность
- Междисциплинарность
- Инновационность
- Масштабируемость
- Универсальность
- Предельная практичность
Ещё Сенека говорил, что «большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо. Решение задач повышения эффективности обучения сотрудников часто упирается в трудности управления их собственным временем.