Продолжение статьи "Стикеры (1) о психологии отечественного рынка бизнес-тренинга или записки идиота (2)"
Прошлый стикер был посвящен нашей ментальности и отношению к Ценностям.
Ещё пришла мысль посмотреть на рынок бизнес-тренинга с точки зрения Консультанта по организационному развитию. А на каком собственно этапе мы находимся?
Моделирование развития рынка (как, собственно и организации) может быть осуществлено с помощью «теории жизненных циклов» (3).
Первое, что вспоминается мне Стадии развития от Консалтингового центра «Шаг».
Напомню, там четыре стадии развития:
- «Тусовка»;
- «Механизация»;
- «Внутреннее предпринимательство»;
- «Управление идеей».
Между каждыми этапами - очередной кризис развития. Судя по описанию этапов, мы с Вами находимся на этапе «Тусовка». Рынок состоит из разрозненных игроков. Нет общих стандартов и критериев. Процветает профанация и подсовывание Клиенту под видом навыкового бизнес-тренинга других продуктов (например – психологических групп, лекций, просто «шаманства» и д.р.). При этом в самом разгаре кризис «Управляемости» - переход к стадии «Механизации». Клиент не удовлетворён положением вещей, тренерское сообщество не может предложить крепкого продукта, вновь появляются «шаманы с бубном» (мини сессии, ночные марафоны, вебинары, системы ДО и другие микро нишевые продукты преподносятся как новое слово и панацея). Есть несколько инициативных групп по объединению рынка. Но, основная масса тренеров сопротивляется любой технологизации. Так легче скрывать непрофессионализм. (См. курсы, семинары и тренинги для тренеров, лекторов, специалистов по обучению, event-тренеров)
У А.И. Пригожина (интерпретация по: Ichak Adizes, “Corporate Lifecycles”) есть описание Жизненного цикла организации, если приложить его к нашему рынку, то получается, что мы с Вами находимся где-то на «Давай-давай», т.е. – не дотягиваем даже до «Юности».
« «Давай-давай» (Go-go) — стадия быстрого роста. Бизнес-идея начинает приносить свои первые плоды, преодолевается нехватка денежных средств, увеличивается объем продаж. Организация работает в «пожарном режиме», чтобы удовлетворить все новые и новые запросы рынка. В этот период в компании могут появляться и «раскрываться» множество неординарных личностей. Периодически между ними могут возникать самые разнообразные острые дискуссии о путях дальнейшего развития» (4). Помните до начала мирового кризиса, по-моему, точное описание.
Далее по тексту: «Одним из видов патологии на данной стадии развития может быть желание охватить необъятное. Чтобы выжить, организация должна четко определять, чем не следует заниматься. Появляется необходимость в административной подсистеме — переход от управления «по интуиции» к более профессиональным действиям. В противном случае организация может попасть в ловушку, когда действия основателя могут привести к гибели его же творения. Преодолевая описанные проблемы, организация движется к следующему этапу — юности» (4).
Я не планировал давать такие большие цитаты, да и вообще не хотел давать цитат. Но почувствуйте вкус. Ещё раз последнюю цитату прочитайте.
Ничего не напоминает?
Как тут не вспомнить разговоры о «интуитивном» в тренинге, о исключительной роли личности тренера, невозможности какой либо технологизации тренинга, о всяких «Джазах» как высшей форме тренингового продукта и тренерского стиля, и т.п.
Любой разговор о критериях и технологии сразу сводят к «гребёнке» под которую всех «постригут».
Используют термин «Джаз» как полное отсутствие канона и технологии, как пример «чистой импровизации». Совершенно не понимая, что Джаз это самый сложный вид музицирования. Джаз, господа, так же записывается нотами! Джаз это высшая форма музыкальной технологии! ТЕХНОЛОГИИ!!! В джаз с улицы не приходят! Джаз возможен только когда Вы на гаммах стали Мастером, а не наоборот! Сначала ноты, сольфеджио, годы работы, а потом Джаз!!! Это музыка, а не кто во что горазд! Соло – это часть мелодии и оркестра. И ещё, импровизация, как говорил К.С. Станиславский – это хорошо подготовленная и отрепетированная вещь.
Частично – это идёт именно от стадии развития нашего рынка. (Давайте пока опустим засилье психологов, пришедших из науки, академической наукой, не считающийся собственно наукой, по множеству критериев. Один из которых – предельная не технологичность).
В данный момент Клиент не может оценить и сравнить тренеров и тренинги. Нельзя провести параллельно 10 групп с одной и той же темой, тема то называться будет одинаково, но тренинги будут разными. И чем выше уровень тренеров и тренинговых задач, тем меньше количество возможных групп. Как не смешно звучит, но даже плохих тренеров 10 не найдёте, чтобы провести одинаковые модули. Нет «Корпоративной культуры» рынка и профессии. Пока тренинговый рынок в 80% не знает классической методики навыкового тренинга и, например, рассматривает фасилитацию (являющуюся базовым навыком тренера) как нечто новое и модное (даже стали приписывать как отдельную профессию в резюме и визитную карточку). Отсутствует сервисный рынок обслуживающий рынок тренинговый. На Тренингах для Тренеров (ТОТ) преподаётся не методика навыкового бизнес-тренинга, а совершенно не нужные тренеру, но широко преподающиеся психологам вещи (которые уже нашли своё название, из нутра психологического сообщества, – «псигня»). (См. курсы, семинары и тренинги для тренеров, лекторов, специалистов по обучению, event-тренеров)
Только время всё равно уже вышло. Кризис «Управляемости» совпал с системным мировым кризисом. Деваться некуда!
Или наш рынок вымрет, или мы будем переходить в «Механизацию» и «Юность». Прописывать Корпоративный и Этический кодексы профессии, Критерии качества оценки и профессионализма, Стандарты деятельности тренера и подготовки тренеров на ТОТ, и т.д., и т.п.
Пришло время!
Тенденции:
И по этому стикеру, пока негативные тенденции.
Кризис больше увёл с рынка профессионалов, и сохранил «серейшее». Молодые HRы стали руководствоваться в оценках тренингового продукта просто непрофессиональными критериями. «Джаз», причём не из Нового Орлеана, а наш, доморощенный, побеждает!
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- (1). Стикер - самоклеящаяся бумага для записей
- (2). «Идиот» - с греч. – свой, свояк, частное лицо, ничем не ангажированное, никем не уполномоченное.
- (3). Моделей много: модель Доусона (жизненные циклы государственных комитетов), модель Липпита и Шмидта (развитие деловой организации), модель Торбета (индивидуальные менталитеты членов организации), а также модели Катца и Канна, Грейснера, Кимберли, Адизеса и др.
- (4). Сергей Васильевич Пятенко, доктор экономических наук, генеральный директор "Экономико-правовой Школы ФБК" (ЭПШ ФБК). «Жизнь и смерть организаций».