Лучше молчать и казаться и идиотом, чем заговорить — и развеять все сомнения в этом.
Человек «кажется идиотом», когда не хочет казаться идиотом. Недавно опять видел тому забавное подтверждение. Неглупый и, в общем-то, славный человек сделал (случайно) не очень умное замечание. Ну, сделал и сделал. Если бы ему не было важно (вот именно «ВАЖНО»), оно просто пролетело бы незаметно. Как у всех. Всем же случается ляпнуть что-то. Ну, даже ляпнуть и покраснеть до кончиков ушей. Всего переживания секунд на 30. Но вот если человеку — НЕЛЬЗЯ — ПОКАЗАТЬСЯ — ИДИОТОМ, если его представление о себе этого «с кем не бывает» не позволяет ну никак — вот тогда человек начинает упираться. В нашей истории он начал. И продолжил. И усугубил. И с удвоенной энергией принялся упираться, чтобы показать всю глубину и не случайность своей первоначальной фразы. Словом, минут через пять таких усилий он уже действительно казался идиотом. За него было неловко, его было несколько жаль. Уже все понимали (вокруг не было злорадствующих врагов), что ему надо просто — остановиться. Мы замнем сами. Забудем, перейдем на другую тему, поддержим. Ему надо было просто перестать копать себе яму. Просто остановиться в любом — самом неудачном, неловком — любом месте. Хоть на полуслове…
Словом, мы постепенно рассосались по сторонам. Труднее всего пришлось последнему слушателю, но и он нашел в себе храбрость и трусливо сбежал. И только наш упорный друг стоял один-одинешенек, как бы отстаивая свою правоту тем, что продолжает занимать спорную территорию. Так в прежние времена победителем считался тот, кто остался ночевать на поле боя, если верить историкам.
Это все, кстати говоря, напоминает мне более общий принцип из серии «взялся за гуж». Дескать, если брошу — то признаю, что был дураком с самого начала. И человек упирается дальше — доказывать и усугублять. Поэтому яростнее всего напирает обычно тот, кто уже начал подозревать, что неправ. Аргументов уже не осталось — только «сила воли». Тут и про обвинения других, и про уже давно покатившуюся под откос «любовь», и про «безнадежное дело», в которое «вложил душу», и про пламенную защиту очередного основателя очередного МММ со стороны вкладчиков — ну и так далее. Не будь этого — нежелания казаться идиотами — идиотизма в прямом повседневном поведении было бы все-таки поменьше…