Симптомы неэффективной работы такого подразделения, как Бухгалтерия:
- Отчетность сдается с опозданием
- Бухгалтерия о многих вещах заявляет, что «это невозможно» (о чем угодно – об управленческом учете, о предоставлении ежедневной
- отчетности, о возврате экспортного НДС, о том, чтобы справиться с требуемым объемом работы, провести такую-то сделку или Договор и т.п.)
- Ошибки (в оформлении документов, в расчетах налогов, в отчетности и т.п.)
- Авралы, неритмичная работа
- Главный бухгалтер делает проводки сам
- Главный бухгалтер не учится, учатся младшие бухгалтеры
- Бухгалтеры говорят «нам некогда» и жалуются на всех подряд (причем, дело не в лености специалиста – просто он остается сверхурочно)
Почему Бухгалтерия часто работает неэффективно?
- Потому, что не понимает, что реально (какие «продукты») она должна делать
- Потому, что в бухгалтерии недостаточно нормативных материалов (инструкций и т.п.) внутреннего характера или они не работают,
- поскольку неконкретны, формальны, недостаточно четкие, содержат ненужные требования
- Квалификация младшего персонала недостаточна, старшего – избыточна и лежит не в нужной области
- Общая российская проблема: руководители работают за сотрудников
- Не понятен «продукт» каждого конкретного сотрудника: что является проверяемым и измеримым результатом его работы. Человек
- «жужжит» вместо полезной работы.
- Бухгалтерию нагружают несвойственными ей функциями (заставляют работать по истребованию дебиторской задолженности и пр.)
- Ее перегружают бесполезной работой, дергают (например, по заявке отдела сбыта раз по 10 переделываются отгрузочные документы и счета-фактуры)
Цель семинара
- Что позволяет семинар "Бухгалтерия, которая работает":
- Рассмотреть
- Что должна делать нормальная бухгалтерия – ее продукты
- Семинар дает: список продуктов, которые имеет смысл требовать с Бухгалтерии, нормативы на изготовление этих продуктов (по времени)
- Кто это должен делать – требования к персоналу на разных уровнях
- Семинар дает: как построить оптимальную структуру Бухгалтерии в компании.
- Как должно быть построено взаимодействие между сотрудниками Бухгалтерии и с «соседями»
- Семинар дает Базовые Инструкции и Принципы эффективного взаимодействия между сотрудниками и отделами и шаги по выстраиванию этих отношений
- Автоматизацию работы
- Семинар дает Базовые Принципы автоматизации – что с автоматизаторов в области учета и отчетов требовать нельзя, а что можно и нужно. Как ставить задачи и правильно формулировать ТЗ.
- Документооборот
- Семинар дает Базовые Инструкции по Документообороту (чтобы выполнялись все задачи, и при этом не было перегрузки документами)
- Базовые инструкции
- Семинар дает Правила написания инструкций (чтобы они выполнялись, а не плодили бюрократию), а также образцы инструкций.
- Рассмотреть
- Разобрать технологию выстраивания бухгалтерии по шагам
- пошаговое выстраивание подразделения
- методы обеспечения устойчивости работы при сокращении персонала
- технологии контроля исполнения поручений
В программе семинара
- Проблемы современных бухгалтерий
- Место бухгалтерии в современных компаниях
- Свойственные и несвойственные функции
- Формирование бухгалтерской и налоговой отчетности
- Ведение управленческого учета
- Отслеживание договоров и контроль кредиторской и дебиторской задолженности
- Оформление первичных документов вместо соседних отделов или контрагентов
- Написание ТЗ на автоматизацию.
- Внешние и внутренние продукты бухгалтерии
- Перечень продуктов (текущие, инвестиционные, разовые)
- Нормативы на изготовление
- Подсчет количества произведенных продуктов за период (квартал)
- Что такое «качественно произведенный продукт»
- Технологические принципы выстраивания и оптимизации структуры отдела
- Ключевые должности (посты)
- Основные знания и практические навыки (умения)
- Организация обучения и наставничества
- Построение системы делегирования, контроля и взаимозаменяемости
- Расчет бюджета бухгалтерии
- Обеспечение работы бухгалтерии
- Написание положений, инструкций и регламентов
- Описание внутренних бизнес-процессов и документооборота
- Внедрение информационной системы
- Оценка и обеспечение эффективности работы бухгалтерии
- Критерии оценки эффективности работы отдельного бухгалтера
- Критерии оценки эффективности отдела в целом
- Как находить и бороться с непроизводительными потерями времени (психологические и технологические фокусы)
- Как заставить сотрудника управлять своим рабочим временем
- Мотивация сотрудников
- Подбор, выращивание и удержание сотрудников
- Плюсы и минусы материальной, условно-материальной и нематериальной мотивации
- Гигиенические факторы, влияющие на производительность труда
- Как поощрять инициативу и бороться с самодеятельностью
- Системный статус сотрудника
- Построение взаимоотношений с руководством (ГД, ФД)
- Как «достучаться» до руководителя
- Как сломать стереотип «бухгалтерии-нахлебника»
- Построение взаимоотношений с «соседями»
- Как разграничить ответственность, не испортив отношения
- Как сломать стереотип «бухгалтерии-врага народа»
- Построение взаимоотношений с контрагентами
- Типы контрагентов по способу построения отношений
- Как заставить контрагентов выполнять свои требования
- Проект "наведение порядка"
- Как развязать клубок взаимосвязанных проблем
- Что делать завтра, через неделю, месяц, квартал
- Совместный разбор конкретных примеров ситуаций, сложившихся в компаниях участников семинара
- Четкая формулировка ситуации
- Анализ причин возникновения
- Поиск и выработка решения
- Воплощение решения (формулирование принципов, написание конкретных инструкций, планирование пошаговых действий)
+ Ответы на вопросы участников в процессе ведения семинара.
Результат посещения семинара
Что в итоге?
По отзывам участников в итоге получается не просто эффективная бухгалтерия (ежедневная отчетность, без авралов и пр.), но еще и высвобождаются ресурсы (на практике – от 40% до 80%), что позволяет либо сократить затраты, либо теми же силами вести не только бухгалтерский, но и управленческий учет.
Для кого предназначен семинар
Для кого этот семинар?
- Тех, кто отвечает за то, чтобы фирма работала «как часы», за слаженность и эффективность работы (главный бухгалтер, финансовый директор)
- Для тех, кто хочет создать себе нормально работающую бухгалтерию.
Метод ведения
Что предлагается?
Пройти на семинаре последовательность шагов по превращению собственной бухгалтерии в результативную, гибкую и при этом малозатратную систему.
1. Рассмотреть
- Что должна делать нормальная бухгалтерия – ее продукты
- Семинар дает: список работ (продуктов), которые имеет смысл требовать с Бухгалтерии, нормативы на изготовление этих продуктов (по времени)
- Как объективно и доказательно измерить работу сотрудника бухгалтерии
- Кто это должен делать – требования к персоналу на разных уровнях
- Семинар дает: как построить оптимальную структуру Бухгалтерии в компании.
- Как должно быть построено взаимодействие между сотрудниками Бухгалтерии и с «соседями»
- Семинар дает: Базовые Инструкции и Принципы эффективного взаимодействия между сотрудниками и отделами и последовательность шагов по выстраиванию этих отношений.
- Автоматизацию работы
- Семинар дает информацию – что с автоматизаторов в области учета и отчетов требовать нельзя, а что можно и нужно. Как ставить задачи и правильно формулировать ТЗ. Должен ли автоматизатор знать бухучет
- Технологии, обеспечивающие возможность работы «день в день»
- Документооборот
- Семинар дает Базовые Инструкции по Документообороту (чтобы выполнялись все задачи, и при этом не было перегрузки документами).
- Как правильно и эффективно описывать документооборот
- Базовые инструкции
- Семинар дает Правила написания инструкций (чтобы они выполнялись, а не плодили бюрократию), а также образцы инструкций.
- За что, как и кому платить
2. Разобрать технологию выстраивания бухгалтерии по шагам (на примерах участников)
- пошаговое выстраивание подразделения
- методы обеспечения устойчивости работы при сокращении персонала (увольнения, отпуска, болезни)
- технологии контроля исполнения поручений