0 (495) 135-33-75

ЖКХ в 2024 году: механизмы привлечения инвестиций, инструменты модернизации, создание и реализация инвестиционных программ

курс повышения квалификации,
ID 42556
Последний раз заказывали недавно

С 01.10.2023 изменяются правила заключения и изменения концессионных соглашений в коммунальной сфере. Федеральным законом № 296 от 10.07.2023 установлены новые требования к концессионерам и новые ограничения по финансовому участию концедента. Утверждены новые обязательные расходы на техобслуживание объектов в концессии, введены новые правила организации электронных конкурсов на право заключения концессии и новый порядок согласования изменения действующих концессионных соглашений в антимонопольных органах. Законом от 04.08.2023 № 490-ФЗ утверждены более жесткие требования к концессионерам в ЖКХ: не допускается, чтобы ими могли быть офшорные компании и подконтрольные им организации. Концессионер обязан разработать и утвердить инвестиционную программу; должен соответствовать требованиям по квалификации по наличию опыта эксплуатации объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Все принятые нововведения должны обеспечить прозрачный механизм привлечения частных инвесторов в строительство и обновление основных фондов коммунальной инфраструктуры.

Цель курса повышения квалификации

Получить знания и навыки по механизмам привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты. Понять механизмы реализации инвестиционных программ и программ модернизации в ЖКХ. Овладеть механизмами заключения и сопровождения концессионных соглашений, раскрыть проблемные вопросы заключения и исполнения концессионных соглашений в сфере коммунального хозяйства, особенности долгосрочных параметров регулирования концессионеров, порядок исполнения и контроля концессионных соглашений по объектам коммунальной инфраструктуры, рассмотреть проблемные вопросы и «узкие» места.

В программе курса повышения квалификации

Нормативно-правовая база. Современное состояние государственно-частного партнерства в России. Основные отличия ГЧП и Концессионных соглашений.

  • Изменения в законе «О концессиях» и новые требования к концессионерам согласно ФЗ № 296 от 10.07.2023.
  • Особенности и проблемные вопросы заключения концессионнных соглашений (КС), объектом которого являются объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения.
  • Порядок направления предложений о заключении КС. Существенные условия КС.
  • Гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
  • Обязательства концессионера и концедента.
  • Обеспечение исполнения обязательства по заключению концессии.
  • Порядок технического обслуживания объектов КС и обязательные расходы на эксплуатацию имущества. Новые признаки и последствия наступления особых обязательств в КС.
  • Новые возможности прекращения КС без согласия концедента.
  • Обоснование расходов концессионеров.
  • Рекомендации по расчету и обоснованию расходов РСО для заключения или изменения КС.

Модернизация и реконструкция объектов ЖКХ. Основные аспекты в принятии решения о заключении концессионного соглашения.

  • Техническое обследование как необходимость в принятии решения.
  • Внесение изменений в схемы ( теплоснабжения, водоснабжения…). Создание и утверждение инвестиционной программы.
  • Источники финансирования инвестиционной программы. МУП или концессия? Оценка необходимости привлечения сторонних инвестиций.
  • Оценка кадрового потенциала.

Определение и предварительная подготовка проекта.

    • Предварительное изучение возможности реализации концессионного соглашения.
    • Виды инвестиционных контрактов (СПИК, СЗПК, ДИС, КЖЦ, концессия и др.). Почему выбираем концессию?
    • Определение срока реализации проекта.
    • Разработка концепции проекта (финансовая модель, правовая модель, техническая модель, маркетинговый анализ, матрица рисков).
    • Финансовая структура проекта. Создание БП и финансовой модели проекта. Инструменты окупаемости инвестиций в проектах ГЧП.
    • Меры поддержки.

Новые условия и порядок финансового участия концедента.

      • Формы финансового участия: капитальный грант, плата концедента, минимальный гарантированный доход.
      • Ограничения по размеру финансового участия.
      • Порядок согласования изменений условий и сроков финансового участия.
      • Определение оптимального платежного механизма и условий бюджетного участия публичной стороны в проекте (отложенные бюджетные обязательства).
      • Формы бюджетной финансовой поддержки.
      • Структуры поддержки проектов в сфере ЖКХ (государственные структуры, финансовые институты, инвесторы).
      • Возможные формы публичного финансирования (государственные программы, Фонд реформирования ЖКХ и др.).
      • Механизм TIF (покрытие части инвестиций за счет налогов).
      • Выпуск «вечных» облигаций.
      • Плата концедента.
      • Механизм минимального гарантированного дохода (МГД) инвестора на эксплуатационной стадии реализации проекта.
      • Вопросы, связанные с привлечением частного финансирования.
      • Кредитный портфель и особенности учета процентов по кредиту в ДПР.
      • Денежные потоки в проекте на разных стадиях его жизненного цикла. Особенности контроля « свободного денежного потока».
      • Основные финансовые показатели проекта.
      • Взаимодействие концедента и концессионера с финансирующими организациями. Прямое соглашение.
      • Обеспечительный пакет.
      • Коммерческое закрытие.

Концессионные соглашения (КС) в сфере ЖКХ.

      • Ограничения законодательства в части выбора форм взаимодействия между публичным и частным сектором в сфере ЖКХ.
      • Состав сторон КС — особенности КС в сфере ЖКХ.
      • Субъект РФ как сторона КС в сфере ЖКХ, правовой статус имущества, вовлекаемого в реализацию проекта (объект соглашения; «иное имущество»; имущество, не относящееся к объекту соглашения и «иному имуществу»; имущество третьих лиц). Перечень объектов, подлежащих передаче в концессию.
      • Особенности передачи незарегистрированного имущества.
      • Существенные условия КС.

Подготовительные шаги к заключению концессионного соглашения, отраслевые особенности подготовки проекта в отношении объектов коммунальной инфраструктуры.

      • Подготовительный этап (подготовка технико-экономического обоснования, проведение технического обследования, актуализация схемы теплоснабжения, формирование заявки в адрес органа регулирования тарифов и т.д.).
      • Сопоставление долгосрочных параметров регулирования с финансово-экономической моделью проекта.
      • Расчет и утверждение основных физических показателей проекта, расчет их в динамике по срокам реализации проекта ( потери, удельные расходы электроэнергии, удельные расходы топлива, и.т.д.).
      • Получение долгосрочных параметров тарифного регулирования.
      • Необходимые правовые акты органов местного самоуправления для проведения конкурсных процедур в целях заключения концессионных соглашений. План концессионных соглашений ( плюсы/минусы).

Особенности заключения трехстороннего концессионного соглашения в сфере ЖКХ.

      • Особенности этапов конкурсной процедуры.
      • Практика подготовки документации для проведения конкурсных процедур.
      • Неконкурсные процедуры заключения концессионного соглашения, практика подготовки частной инициативы.
      • Существующие формы концессионных соглашений в ЖКХ («коробка», упрощенная форма, в соответствии с методическими рекомендациями) с примерами.

Реализация концессионного соглашения в сфере ЖКХ (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения).

      • Передача имущества.
      • Тарифная кампания.
      • Договорная кампания.
      • Формирование штата SPV.
      • Кассовые разрывы на старте проекта.
      • Гарантии возврата инвестиций концессионера.
      • Взаимодействие, полномочия и обязанности сторон КС.
      • Ответственность сторон концессионного соглашения.
      • Организация эффективного контроля и мониторинга за ходом реализации проекта.
      • Внесение изменений в КС.
      • Досрочное расторжение КС.
      • Проблемы концессий, пути решения и рекомендации.
      • Правоприменительная практика: обзор судебных решений по концессионным проектам.

Проблемные вопросы признания концессионного соглашения недействительным или незаключенным.

    • Досрочное расторжение КС, компенсации при прекращении.
    • Основания для досрочного расторжения, порядок досрочного расторжения, последствия досрочного расторжения КС.
    • Правовая квалификация компенсации при досрочном расторжении КС, особенности правоприменительной практики при взыскании компенсации при расторжении КС.

Практикум – интенсив по созданию прототипа концессионного соглашения.

  • Выбор примера по предложению слушателей.
  • Определение условий КС.
  • Определение структуры привлечённых инвестиций.
  • Выбор наиболее подходящих условий концессионного соглашения.
  • Создание концессионного проекта.
  • Распределение типичных рисков по проекту в сфере ЖКХ, влияющих на «банкуемость» проекта.
  • Механизмы контроля исполнения параметров проекта и реализации инвестиционной и производственной программы.

Для кого предназначен курс повышения квалификации

Руководителей и специалистов региональных органов власти и органов местного самоуправления, предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы, руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов власти, руководителей и специалистов предприятий жилищно-коммунальной сферы, ресурсоснабжающих организаций, юристов, занимающихся вопросами сопровождения концессионных соглашений.

Метод ведения

Курс повышения квалификации,Онлайн-трансляция

Раздаточные материалы

Методический материал, кофе-паузы.

Документ по окончанию курса повышения квалификации

По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 32 часов (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной Департаментом образования и науки города Москвы).

Преподаватели курса повышения квалификации

Преподаватель

Кандидат экономических наук, главный специалист АО «Газпром промгаз». Практический опыт работы на руководящих позициях в финансово-инвестиционных службах на предприятиях энергетического комплекса более 20 лет.

Наши пользователи еще не оставили отзывов о данной программе обучение. Станьте первым!

Похожие курсы

31 мая - 1 июня 2024
10:00-17:30
30 305 руб. 31 900 руб.
15-16 июля 2024
Москва
10:00-17:30
30 305 руб. 31 900 руб.
Посмотрите похожие тренинги по управлению многоквартирными домами (289) и выбирайте подходящее! Обращаем ваше внимание на список семинаров по жилищно-коммунальному хозяйству (154), а также вам могут быть интересны курсы тайм менеджмента (83), полный список курсов и приятная скидка!
Подождите, идет загрузка информации...