Несмотря на то, что аутотренинг был элегантно высмеян в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», это один из самых важных моментов в подготовке к интервью. В этом году исполнилось 10 лет, как я работаю в сфере, связанной с подбором и оценкой персонала. Много раз я видела волнующихся и бледнеющих – краснеющих кандидатов, как до интервью с работодателем (работая в агентстве), так и во время (в период работы в качестве директора по персоналу). Много раз я говорила фразу, которая, думаю, помогла немалому количеству людей: «Вы помните, что ничего не теряете, когда идете на интервью В самом худшем случае вы просто ничего не приобретете». Старайтесь быть, извините за выражение, пофигистом. Именно люди, уверенные в себе и ничего не боящиеся легко и уверенно ведут себя, производя тем самым самое позитивное впечатление на работодателя (однако не путайте уверенность с хамством).

Часто мои знакомые, находясь в поиске работы, просят меня помочь им придумать красивый обман. Мое глубокое убеждение – не старайтесь обмануть работодателя на интервью: это все равно «всплывет» впоследствии и мирно расстаться без потерь не всегда удается. Ведь вы уже ушли с предыдущего места, а компания потратила на вас время и деньги. В общем, лучше избегать разочарований.

Помните еще один важный момент: «Мы выбираем, нас выбирают». Не только компания оценивает вас, но и вы должны понять, насколько вам подходит эта работа, вакансия и корпоративная культура. Настройтесь на то, что вы идете на нормальные переговоры, в которых надо проявить себя с лучшей стороны, но и неудача не является концом света.

Итак, вы можете выиграть, но не можете проиграть! Именно с такой установкой и идите в бой!

Начало интервью.Установление контакта и достижение согласованности

Очень важно как можно быстрее добиться взаимопонимания с интервьюером. Это нужно для того, чтобы произвести максимально позитивное впечатление. Что для этого стоит сделать:

  • Старайтесь сидеть в открытой позе (руки открыты ладонями вверх или, по крайней мере, не скрещены)
  • Говорите на одном языке, старайтесь быть, с одной стороны, понятным (например, если ваш собеседник HR, избегайте сложных терминов), с другой – показывайте, что рынок, на котором работает компания, вам знаком, поэтому используйте слова, которые характерны для бизнеса, в который вы пришли
  • Подстраивайтесь по речи: старайтесь говорить в том же темпе, примерно с той же громкостью, как собеседник. Именно такой вариант общения и взаимодействия будет максимально комфортен для того человека, который проводит интервью
  • Важно, чтобы ваша скорость реакции была сопоставима со скоростью собеседника: белее медленное реагирование раздражает, так и хочется поторопить, а более быстрое приводит к тому, что значительная часть информации просто выпадает

Как правильно реагировать на вопросы. Как реагировать на провокации

Когда вас задают вопросы, помните о том, что на них хотят получить максимально конкретные ответы. Очень типичной ошибкой при прохождении интервью является попытка ухода от конкретного ответа на конкретный вопрос. Стоит помнить о том, что четкий и ясный ответ почти всегда произведет более позитивное впечатление, чем попытка уйти от ответа или дать размытый вариант.

Бывает так, что опытный интервьюер неоднократно обращается к одной и той же теме, пытаясь «поймать на нестыковках». Поэтому стоит избегать неправды, в том числе для того, чтобы не попасть в неприятное положение, когда в вашем рассказе нашли нестыковки.

Некоторые интервьюеры также используют провокативные методики при проведении интервью. Старайтесь корректно и четко реагировать на ситуации и вопросы. Помните, что казаться лучше, чем вы есть, все равно не имеет смысла: правда все равно выплывет.

Типичные вопросы, вызывающие затруднения. Как на них реагировать:

Причины смены места работы

Старайтесь избегать охаивания предыдущего работодателя: это почти всегда производит очень плохое впечатление, но называйте причину, максимально соответствующую истине. Немотивированная смена места работы производит еще более плохое впечатление, чем не самое позитивное расставание. Кроме того, «маленькая ложь рождает большое недоверие», поэтому искренность в пределах разумного и без эмоций только пойдет на пользу.

Случай из практики: девушка объясняет причину смены места работы необходимостью написания диплома, при этом дата защиты ДО ухода. Как вы понимаете, приятного впечатления это произвести не может. При более тщательном выяснении становится понятным, что причиной перехода являлось отсутствие перспектив и перегрузка, что вполне нормально. Вот это и надо было говорить с самого начала, было бы лучше.

Ваши недостатки

Дурацким, с моей точки зрения, советом, что называемые недостатки должны быть продолжением достоинств воспользовались многие на моем опыте. Поверьте, впечатление вес это производит самое странное: когда тебе на полном серьезе объясняют: «Я слишком целеустремленный», или «Я слишком ответственная», так и хочется добавить: «А еще чертовски красивый, умный и обаятельный, и все это является недостатками». Поэтому старайтесь называть действительно недостатки, но такие, которые не являются слишком существенными для той работы, на которую вы претендуете. Например, низкая степень детальности не будет опасным недостатком торгового представителя, а некоммуникабельность – для бухгалтера (кстати, если поменять местами, то все будет ужасно).

Реальный случай: на вопрос о недостатках кандидат говорит, что он слишком целеустремленный. Так и хочется добавить, что еще и слишком обаятельный, коммуникабельный и так далее. Просто смешно.

Достоинства, достижения, успешность

Довольно часто встречается и этот вопрос. Очень странно слышать что-то типа «пусть оценивают другие», «бывает лучше» и тому подобное. С другой стороны, представлять себя идеалом тоже не стоит. Помните, что человек кончает свое развитие,  и многое с этим согласны, как только он заявляет себе, что достиг всего и больше не к чему стремиться. Поэтому советую всегда четко обозначать свою успешность, лучше всего подтверждать ее конкретными цифрами и фактами: это производит очень позитивное впечатление. Также найдите золотую середину между адекватностью самооценки и возможностью подать себя с лучшей стороны. Кроме того, старайтесь, чтобы достижения и сильные стороны были действительно значимыми для той работы и должности, на которую вы претендуете. Помните также о том, что достижения в личной и семейной жизни интересуют потенциального работодателя гораздо меньше, чем служебные.

Один из типичных ответов: «У меня все еще впереди». Неужели нет ничего, чем уже сейчас можно гордиться?

Неудачи

Основное – неудачи были у всех. Человек, который говорит, что у него их не было, или врет или не адекватен. Поэтому неудачи стоит признавать. Важно, чтобы вы показали способность брать на себя ответственность за них и умение исправлять ошибки и учиться на них, используя их в будущем для позитивного опыта. Старайтесь при этом, чтобы неудачи не выглядели фатально, а производили впечатление скорее нормального рабочего процесса.

Ужасно, а с этим несколько раз приходилось сталкиваться, когда человек называет какие-то очень серьезные личные неприятности. В глупом положении оказывается и интервьюер, и кандидат.

Ваши планы на будущее

Планы на будущее стоит строить конкретные, также должна быть логическая цепочка между тем, что вы есть сейчас, и тем, кем планируете стать. Лучше, конечно же, говорить о социальных и рабочих, а не сугубо личных планах.

Забавно, когда выпускник рассказывает о том, что через три года видит себя Генеральным директором. Не стоит также говорить о своей мечте занять кресло интервьюера или начать свой собственный бизнес в самое ближайшее время, даже если вы об этом и задумывались.

Ожидания от текущего места работы

Здесь стоит говорить о реальных вещах, учитывая специфику бизнеса компании и ее корпоративную культуру, насколько вы могли это понять в ходе интервью.

Человек, претендующий на вакансию представителя в другом городе, говорит о том, как ему важно быть постоянно в команде и коллективе. Прямо скажем, с такими ожиданиями он вряд ли получит интересное предложение.

Как позиционировать себя, если вас просят рассказать о себе

Четко определите, что из ваших характеристик в наибольшей степени соответствует работе и компании. Говорите, в первую очередь, о деловых качествах. Старайтесь всегда показать, чем вы можете быть полезны и выгодны компании, в которую устраиваетесь. Очень положительное впечатление производят люди, которые изначально ориентированы на то, что они могут дать, а только потом спрашивают, что за это получат. Избегайте замечаний, которые могут показывать вашу чрезмерную квалификацию: это также часто служит поводом для отказа. Не стоит слишком детализировать, равно как показывать себя слишком уж универсальным: обычно это не вызывает доверия. Четко покажите, что вы знаете, к чему стремитесь, понимаете, где ваши сильные и слабые стороны. Все решения и карьерный путь должны выглядеть максимально четкими, логичными и обоснованными. Старайтесь соблюдать логическую последовательность рассказа, это позволит вам произвести впечатление системного и стркутурированного человека.

Примеры из резюме:

  • Желаемая должность – Коммерческий директор, Руководитель отдела продаж, Менеджер по продажам, Торговый представитель, Ассистент коммерческого директора. Как вы понимаете, такое позиционирование вряд ли располагает к восприятию кандидата всерьез.
  • Дополнительная информация: Имею личный автомобиль, водительские права категории В, жену, троих детей. Здесь, я думаю, комментарии излишни.

Как формировать собственные ожидания

До того, как вы пришли на интервью, четко сформулируйте для себя, что для вас принципиально важно, а что нет. Помните, что и вы выбираете. Важно, чтобы вы четко знали, чего хотите, ведь нет ничего хуже, чем получить вариант не лучше, а то и хуже, чем то, что было. Лучше всего сделать анализ по такому плану:

  • что для меня принципиально и необходимо
  • что желательно и ради чего я могу пожертвовать какими-то из этих пунктов
  • что недопустимо.

Причем анализ этот стоит сделать по следующим пластам – содержание работы, условия работы, корпоративная культура, ценности, коллектив и руководитель.

Как и какие можно и стоит задавать вопросы

Вопросы стоит задавать тогда, когда вам предложили это сделать. Стоит адресовать их корректно (не стоит детально спрашивать менеджера по персоналу о деталях профессиональной деятельности). Нельзя задавать вопросы, которые могут содержать конфиденциальную информацию, это может заставить заподозрить в вас «засланного казачка». Также помните о том, что характер вопросов может свидетельствовать о вашей мотивации (поэтому не стоит спрашивать только о материальной мотивации и деталях компенсационного пакета). Характер вопросов и их направленность косвенно свидетельствует и об уровне квалификации: поэтому постарайтесь заранее заготовить вопросы, которые показывают вашу осведомленность в вопросах специфики бизнеса и рынка.

Главное – будьте самим собой, верьте в себя и свою звезду, и все будет хорошо. По моим наблюдениям, лучше всего проходят интервью как раз те, кто не слишком волнуется и не слишком многое ставит на один этот вариант.