Двадцать первый век принёс нам генную инженерию, глобализацию и жесточайшую, на гране фола, конкуренцию. Любая ниша рынка занята множеством мелких и крупных игроков, которых, кажется, едва ли не больше, чем потенциальных клиентов. Выжить и тем более развиваться в такой непростой ситуации очень сложно. Поэтому руководитель компании вынужден постоянно искать способы опередить конкурентов, сделать своё предприятие более конкурентоспособным.

Кто-то старается выделиться за счёт какой-нибудь новинки. Это, конечно, помогает ненадолго вырваться вперёд, но со временем конкуренты всё равно догонят. Ведь любое технологическое новшество можно скопировать.

Кто-то старается снижать издержки, разрабатывает программы скидок и бонусов, но это ведёт к уменьшению прибыли. Кроме того, ничто не мешает конкурентам предложить такую же скидку.

Кто-то отчаянно демпингует, продавая продукт почти по себестоимости. Это привлекает клиентов (хотя далеко не всех), но лишает ресурсов для развития.

Куда ни кинь — всюду клин, и у любой стратегии хватает минусов.

Но выход есть. К сожалению, лишь немногие ищут возможности повышения конкурентоспособности компании там, где нужно искать в первую очередь.

В эффективном управлении персоналом.

Люди — вот главное конкурентное преимущество любого предприятия. «Да, — возразит иной руководитель, — люди — это хорошо, но где мне взять таких сотрудников? Мои теперешние — ленивы и не такие уж большие профессионалы».

Что ж, возражение справедливое. Но — лишь частично. Дело в том, что эффективность человека в организации любого рода (компания, государственная служба или школа) только на половину зависит от самого человека. Вторая половина — это ответственность организации. Другими словами — руководства.

Следовательно, именно руководство должно быть заинтересовано в построении эффективной системы управления персоналом. Вот пример: во времена Великой Депрессии, когда производство и продажи у автомобильных компаний падали, Генри Форд, напротив, производил и продавал всё больше. К этому моменту конкуренты уже повторили все основные технологические находки Форда: конвейер, лёгкие сплавы, более точные и производительные станки. Но Форд развивался, а они — стагнировали. Почему? Потому что Форд построил самую эффективную на тот момент систему управления персоналом. А никто из конкурентов даже и не думал об этом.

Форд смог сделать так, что его рабочие трудились усерднее и продуктивнее. Вот доказательство: количество рационализаторских предложений на заводах Форда превышало такой же показатель на всех автомобильных заводах США вместе взятых.

Рабочие болели за своё предприятие. И Форд победил.

Таким образом, эффективное управление персоналом позволяет не просто вырваться вперёд на пару месяцев, но и удерживать лидерство в долгосрочной перспективе.

И теперь всё больше руководителей уделяют внимание вопросам эффективного управления сотрудниками. Они понимают, что именно люди являются главной ценностью компании. Ведь стоимость материальных активов фирмы составляет от двадцати до тридцати процентов. А всё остальное — это стоимость активов нематериальных (то есть всего, что создаётся вашими сотрудниками — репутация компании, сервис, идеи и профессионализм).

Тенденция очевидна — главным ресурсом и достоянием любой компании являются люди. И от того, насколько эффективно вы управляете ими, зависят финансовые показатели и перспективы компании. А значит управлять нужно — качественно.