Самое разумное, что вы можете сделать, собираясь на собеседование – это правильно себя настроить. Вы ничего не теряете, в самом худшем случае просто ничего не приобретаете! Именно с такой установкой и надо идти в бой! Хотя, безусловно, знание некоторых нюансов также не помешает.
 
Начало. Установление контакта

            Очень важно как можно быстрее добиться взаимопонимания с интервьюером. Это нужно для того, чтобы произвести на него максимально позитивное впечатление. Что для этого стоит сделать:

  • старайтесь сидеть в открытой позе (руки не в коем случае не должны быть скрещены);
  • общайтесь на одном языке: с одной стороны, избегайте сложных специальных терминов (например, если собеседник HR), с другой – показывайте, что рынок, на котором работает компания, вам знаком, поэтому используйте слова, которые характерны для бизнеса, в который вы пришли;
  • говорите в том же темпе, примерно с той же громкостью, что и собеседник. Именно такой вариант общения и взаимодействия будет максимально комфортен для человека, который проводит интервью;
  • важно, чтобы ваша скорость реакции была сопоставима со скоростью реакции собеседника: более медленное реагирование раздражает, так и хочется поторопить, а более быстрое приводит к тому, что значительная часть информации просто выпадает.
Правильная реакция на вопросы

            Интервьюер ожидает от кандидата максимально конкретных, четких и ясных ответов на поставленные вопросы. Поэтому стремление уйти от ответа или дать размытый вариант заметно снизит ваши баллы. Бывает так, что опытный интервьюер периодически обращается к одной и той же теме, пытаясь «поймать на нестыковках». Следовательно, стоит избегать неправды, в том числе и для того, чтобы не попасть в неловкое положение.

            Иногда на собеседованиях используются провокативные методики. В таких случаях надо стараться корректно и четко реагировать на ситуации и вопросы. Помните, что казаться лучше, чем вы есть, не имеет смысла: правда все равно выплывет.

Типичные вопросы, вызывающие затруднения:
  • Причины смены места работы

Когда кандидат плохо отзывается о предыдущем работодателе, это почти всегда производит очень неблагоприятное впечатление. Поэтому лучше называть причину, максимально соответствующую истине. Но еще более тягостное впечатление вызывает немотивированная смена места работы. Кроме того, «маленькая ложь рождает большое недоверие», поэтому искренность в пределах разумного и без эмоций только пойдет на пользу.

Девушка объясняет причину ухода из компании необходимостью написания диплома, при этом дата защиты – ДО ухода. В дальнейшем выясняется, что, на предыдущем месте работы она была очень перегружена и при этом не имела перспектив роста. Вот это и следовало объяснить с самого начала.

  • Ваши недостатки

Нередко соискатели отвечают на этот вопрос в духе парадокса - когда недостатки представляются как продолжения достоинств. Но когда тебе на полном серьезе объясняют: «Я слишком целеустремленный», или «Я слишком ответственная», так и хочется добавить: «А еще чертовски красивый, умный и обаятельный». Это звучит смешно. Поэтому стоит называть действительно недостатки, но не являющиеся слишком существенными для той работы, на которую кандидат претендует.

Например, низкая степень внимания к деталям не является роковой для торгового представителя, а некоммуникабельность – для бухгалтера (кстати, если поменять местами, то все будет ужасно).

  • Достоинства, достижения, успешность

Этот вопрос встречается довольно часто. Очень странно слышать в ответ что-то типа «пусть оценивают другие», «бывает лучше» и т.п. Но и представлять себя идеалом тоже не стоит. Ведь если человек достиг всего, ему больше не к чему стремиться, значит, он закончил свое развитие. Поэтому имеет смысл всегда четко обозначать свою успешность, лучше всего подтверждать ее конкретными цифрами и фактами: это всегда вызывает расположение интервьюера. Важно также найти золотую середину между адекватностью самооценки и возможностью подать себя с лучшей стороны. Кроме того, достижения и сильные стороны должны быть действительно значимыми для той работы и должности, на которую вы претендуете. Помните и о том, что достижения в личной и семейной жизни интересуют потенциального работодателя гораздо меньше, чем служебные.

Один из типичных ответов: «У меня все еще впереди». Неужели нет ничего, чем уже сейчас можно гордиться?

  • Неудачи

При ответе надо помнить основное – неудачи были у всех. Человек, который заявляет, что у него их не было, или лжет, или неадекватен. Промахи надо признавать. Важно, чтобы кандидат показал способность брать на себя ответственность за свои ошибки, и умение их исправлять, учиться на них, использовать эти «уроки» в будущем для позитивного опыта. При этом неудачи не должны выглядеть фатально – просто как часть нормального рабочего процесса.

Нелепо, когда кандидат упоминает какие-то очень серьезные личные неприятности. В неловком положении оказываются оба собеседника.

  • Ваши планы на будущее

Такие планы должны быть конкретными, также должна прослеживаться логическая связь между нынешним положением кандидата и тем, которого он предполагает достичь. Безусловно, лучше говорить о социальных и рабочих, а не сугубо личных планах.

Забавно, когда вчерашний выпускник рассказывает о том, что через три года видит себя генеральным директором. Не стоит также заявлять о своей мечте занять кресло интервьюера или начать свой собственный бизнес в самое ближайшее время (даже если вы об этом и задумывались).

  • Ожидания от текущего места работы

Здесь имеет смысл говорить о реальных вещах, учитывая специфику бизнеса компании и ее корпоративную культуру.

Человек, претендующий на вакансию представителя в другом городе, сообщает о том, как ему важно быть постоянно в команде и коллективе. Прямо скажем, с такими ожиданиями он вряд ли получит интересно%

    Газета  "Элитный персонал"