Конечно, никто заранее не думает о том, что автомобиль может быть угнан или разбит в дорожно-транспортном происшествии. Однако, к сожалению, такие ситуации иногда случаются. В этом случае главное не растеряться и принять правильное решение. Даже в вопросах бухгалтерского учета. Помогут вам в этом советы лектора.

На основании справки ГИБДД машину снимают с учета

Итак, как только бухгалтер узнает об угоне автомобиля, он должен составить акт инвентаризации и зафиксировать в нем, что машина отсутствует. Это требование Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N- 129-ФЗ. Кроме того, необходимо подать заявление об угоне в милицию. Кто именно из работников фирмы должен сделать это, решает руководитель, издав соответствующий приказ.

На основании заявления сотрудники милиции снимут машину с учета в ГИБДД и выдадут справку об угоне. С этой справкой бухгалтеру нужно пойти в инспекцию, где машину снимут с налогового учета.

На дату снятия с учета в ГИБДД бухгалтеру обязательно нужно сделать проводки. Запишите их:

  • ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет 'Выбытие основных средств' - списана начисленная амортизация по угнанному автомобилю
  • ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ01 субсчет 'Выбытие основных средств' - списана остаточная стоимость автомобиля

С этого момента перестает начисляться амортизация и для налогового учета. Дело в том, что амортизируемым считается имущество, которое предприятие использует для извлечения дохода. Так сказано в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Автомобиль, находящийся в розыске, не может использоваться для извлечения дохода и, следовательно, в составе амортизируемого имущества не учитывается.

Так как автомобиль сняли с налогового учета, не нужно платить налог на имущество и транспортный налог. Обратите внимание на такой нюанс с транспортным налогом. В пункте 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ сказано, что месяц, в котором транспортное средство было снято с учета, нужно брать в расчет при начислении транспортного налога. То есть налог за этот ме-сяц заплатить все-таки придется. На этот счет есть и письмо УМНС по г. Москве от 2 сентября 2004 г. # 23 - "10/3/57094.

Итак, машину с учета сняли, налоги по ней платить перестали, но на этом дело не закончилось. После того, как организация подала вГИБДД заявление об угоне, назначается два месяца предварительного розыска. Через два месяца нужно подать письменный запрос в отдел милиции, который ведет следствие по вашему делу. Там вам должны выдать копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту кражи автомобиля ва-шей фирмы.

Конечно, разбираться с этими бумагами должен не бухгалтер, а специально уполномоченное лицо. Но бухгалтеру лучше самому отслеживать все сроки, ведь в конечном итоге документы нужны именно ему. В постановлении, полученном ИЗ ГИБДД, будет сказано, что предварительное следствие закончено и орга-нам ОВД поручен поиск преступников. Обратите внимание па срок, который дается для поиска машины. Для автомобилей он обычно составляет два года. В течение этих двух лет в бухучете должен 'висеть' остаток по счету 94.

Если этот срок подойдет и машина так и не будет найдена, организация должна подать письменный запрос в органы следствия. Тогда органы ОВД выдают фирме копию постановления о приостановлении уголовного дела в связи с тем, что преступник не нашелся. На основании этого постановления бухгалтер может списать стоимость имущества со счета 94:

  • ДЕБЕТ 91 субсчет 'Прочие расходы' КРЕДИТ 94 - списана на расходы стоимость автомобиля.

В этот же момент нужно поставить похищенное имущество на забалансовый учет сроком на пять лет. Это требование Инструкции по применению Плана счетов.

Теперь разберемся с налоговым учетом. На основании постановления о приостановлении уголовного дела бухгалтер может включить убыток от хищения автомобиля в состав внереализационных расходов. Это позволяет сделать статья 265 Нало гового кодекса РФ. Еще раз обращаю внимание, что учесть убыток можно только в том периоде, когда получено постановление! На эту тему есть и письма Минфина России от 3 августа 2005 г. # 03-03-04/1/141.

Авария. Учет расходов зависит от того, кто виновник

На неспокойных дорогах, особенно в зимнее время, автомобили часто попадают в аварию. Давайте посмотрим, как отразить расходы на ремонт машины и бухгалтерском и налоговом учете.

В бухгалтерском учете затраты, на которые фирмы были вынуждены пойти, чтобы ликвидировать последствия аварии, являются прочими расходами. Такие суммы по правилам показывают на счете 91 субсчет 'Прочие расходы'.

Если организация ремонтирует автомобиль собственными силами, то ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, нужно отразить так:

  • ДЕБЕТ 91 субсчет Прочие расходы КРЕДИТ 10 - списаны запчасти, связанные с ремонтом автомобиля;
  • ДЕБЕТ 91 субсчет 'Прочие расходы 'КРЕДИТ 70 - начислена заработная плата сотрудникам, которые занимались ремонтом.

Отметим, что в бухгалтерском учете расходы на ремонт надо признать в том отчетном периоде, когда проводились работы.

В налоговом учте расходы на ремонт будут внереализационными. Они, как и в бухгалтерском учете, признаются в момент ремонта.

Если авария произошла по чей-то вине и страховая компа-ния виновника ДТ11 по ОСАГО возместит ваши расходы, в бухгалтерскомучете возникнет прочий доход, а в налоговом учете - внереализационный доход.

  • ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчёт 'Прочие доходы' - отражена сумма возмещения последствий аварии;
  • ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 - получены деньги от виновника аварии

Вопросы после лекции

После ДТП мы ремонтируем автомобиль уже более трех месяцев. Естественно, во время ремонта машина не используется. Должны ли мы начислять по ней амортизацию в налоговом учете?

Конечно, должны. Давайте заглянем в статью 259 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за тем, и котором этот объект был введен в эксплуатацию. И продолжает начисляться в течение всего срока полезного использования независимо от того, работает основное средство или нет. Амортизацию в налоговом учете не нужно начислять только если объект переведен на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, а также если основное средство находится на реконструкции или модернизации более 12 месяцев. Есть и еще один случай- амортизация не начисляется на имущество, переданное в безвозмездное пользование. Ваша ситуация к таковым не относится, поэтому можете спокойно начислять амортизацию.

А у нас такой вопрос. Мы сельскохозяйственная организация. Используем некоторые транспортные средства только летом и осенью, то есть сезонно. Как нам платить по ним транспортный налог и налог на имущество?

Давайте разбираться по порядку. Начнем с налога на имущество. Этим налогом облагается стоимость объектов, которые числятся в бухгалтерском учете как основные средства. Об этом прямо говорит пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ. Имущество, которое фактически не используется, но соответствует условиям, перечисленным в пункте 4 ПБУ 6/01 'Учет основных средств', является основным средством. То есть объекты не перестают быть основными средствами из-за того, что временно не работают. И по- прежнему фирма их отражает на счете 01. Поэтому основные средства во время простоя не перестают облагаться налогом на имущество. Ведь статья 37411алогового кодекса РФ гласит, что налог следует платить с остаточной стоимости основных средств, которые числятся в бухучете. А во время простоя имущество со счета 01 не списывается.

То же самое и с транспортным налогом. Если транспорт временно не используется, платить налог все равно нужно. И тут не играет роли ни причина простоя, ни его продолжительность.

Мы пользуемся автомобилем по договору лизинга. Машина находится на балансе лизингодателя, он начисляет по ней амортизацию. А вот кто должен платить транспортный налог?

Транспортный налог платит тот, на кого зарегистрирован автомобиль. Это общее правило, которое прописано в статье 357 Налогового кодекса РФ. Обычно условие о том, на кого будет регистрироваться автомобиль в течение действия договора лизинга, прописывается в самом договоре. Что прописано у вас?

Что автомобиль временно регистрируется на лизингополучателя. То есть на вашу организацию. Значит, Вы и должныплатить транспортный налог.

Фирма купила автомобиль ю октября, однако в том же месяце директор принял решение его продать. Для этого пришлось в октябре зарегистрировать машину в ГИБДД и в том же месяце снять с учета. Должны ли мы были заплатить транспортный налог?

Да, должны. В пункте 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ сказано, что если машину сияли с учета в том же месяце, в котором зарегистрировали, то налог нужно заплатить за один месяц. Поэтому даже то, что вы автомобиль не использовали, а сразу продали, не освобождает вас от уплаты транспортного налога. Главное, что машина была зарегистрирована на вашу фирму.

В этом году мы создали резерв на ремонт основных средств, наждый месяц делаем в него отчисления. Не так давно машина попала в аварию, ее нужно ремонтировать. Как нам учесть расходы на ре-монт в бухучете?

Если на фирме создан резерв на ремонт, все ремонтные расходы нужно списывать за счет резервных средств. Делается это так. При проведении ремонта фактические расходы списываются в дебет счета 96 'Резервы предстоящих расходов' в корреспонденции со счетами запасов и расчетов. В конце года проводится инвентаризация резерва. Если величина сформированною резерва превысит фактические затраты на ремонт, то разницу нужно просто сторнировать.

Мы арендуем автомобиль у своего сотрудника. Ежемесячно выплачиваем ему арендную плату. Должны л и мы с суммы выплаты начислять НДФЛ и ЕСН?

НДФЛ с суммы арендной платы удержать нужно. Основание -подпункт 4 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ. А вот начислять ЕСН и пенсионные взносы вам не надо. В пункте 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ четко сказано, что ЕСН не начисляется па выплаты по договорам аренды.

Елена Витальевна, скажите, пожалуйста, можем ли мы учитывать при расчете налога на прибыль расходы по мойке машины?

Да, можете. Ведь расходы на содержание служебного транспорта относятся К прочим расходам. Это прописано в подпункте 11 пункта статьи 264 Налогового кодекса РФ. Конечно же, затраты нужно документально обосновать, как того требует статья 252 Налогового кодекса РФ. Помимо счетов из сервиса, где моют машину, нелишним будет составлять приказы, в которых руководитель разрешает списывать расходы на мойку для расчета налога на прибыль.