Автор статьи -

Сегодня много говорят о кризисе, неплатежах, сокращении расходов, сокращении персонала. Но мало говорят , которые позволят не только выжить организации в кризис, но и опередить конкурентов. Другими словами о том, как организации стать более эффективной в кризис, чем конкуренты.

Цель статьи - поиск вариантов повышения (в т.ч. финансовой) предприятия в период кризиса, да и не только в кризис.

Одно из определений эффективности.

Эффективность - способность получать результаты с наименьшими затратами ресурсов (Stewart, 1985).

В самом общем упрощенном виде, эффективность, применительно к организации, - отношение выручки предприятия к издержкам.

Исходя из определения, существует следующие варианты повышения эффективности:

  1. Выручка растет быстрее, чем затраты.
  2. Затраты снижаются быстрее, чем выручка.
  3. Идеальный вариант - выручка растет, затраты падают.

Наблюдаются две тенденции.

  1. В период стабильности и роста рынка внимание руководителей и собственников сосредоточено, как правило, на завоевании рынков, росте выручки, затратам уделяется мало внимания.
  2. В период кризиса внимание руководителей и собственников сосредоточено, как правило, на снижении затрат. На втором месте - как удержать выручку на прежних показателях, реже, как поднять выручку.

Безусловная польза кризиса в том, что он заставляет руководителей серьезно думаться о затратах предприятия и о повышении эффективности работы организации.

Зачастую, самыми доступными способами снижения затрат во время кризиса являются:

  1. Замораживание некоторых проектов.
  2. Сокращение ФЗП (урезание премий, сокращения). Более 80% российских компаний сокращают людей или зарплаты.
  3. Сокращение арендных платежей (переезд на меньшую и дешевую площадь).
  4. Сокращение складского запаса (снижение нормы запаса, распродажа неликвидов).

Что мы собственно и наблюдаем сегодня на Российском рынке.

Действия по пп. 1, 3, 4 достаточно очевидны.

Не очевидны действия по п. 2. Вопрос в том, как сократить затраты на персонал во время кризиса так, чтобы не потерять в эффективности работы. Ведь что-то же люди до этого делали, чем-то были полезны организации.

Здесь вспоминаются работы Ф.У. Тейлора и Ф. Джилберта.

«По нашей системе люди, не уставая, производят за то же время в 13! раз больше [кладут 350 кирпичей в час] (относительно "эталона", задаваемого профсоюзом каменщиков, работавших по сдельной системе оплаты и требовавших установить норму в 275 кирпичей в день и повысить расценку). И получают при более легком, но одновременно гораздо более производительном труде процентов на 35% больше, чем средний каменщик на рынке».

И еще вспоминается стахановское движение. Очень хорошая была идея по выводу страны из кризиса после революции. Жаль только, что ее испортили плохим исполнением.

"Стахановским" движение названо по имени его зачинателя - забойщика шахты "Центральная - Ирмино" (Донбасс) А. Г. , добывший 1 февраля 1936 на шахте № 1 "Кочегарка" (Горловка) 607 т угля за смену.
В резолюции пленума [ЦК ВКП (б), декабрь 1935] подчёркнуто: "Стахановское движение означает организацию труда по-новому, рационализацию технологических процессов, правильное разделение труда в производстве, освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной подготовительной работы, лучшую организацию рабочего места, обеспечение быстрого роста производительности труда, обеспечение значительного роста заработной платы рабочих и служащих"
БСЭ.

Возможно, не все знают, и об этом почти не пишут, но дело в том, что до Стаханова каждый шахтер:

  • Работал отбойным молотком,
  • Подносил столбы и доски,
  • Крепил свод шахты, используя столбы и доски,
  • Выполнял другие работы.

Стаханов и Изотов, как высоко - квалифицированные специалисты, работали только отбойным молотком, остальную работу делали менее квалифицированные крепильщики. Поэтому выработку в 102 т (Стаханов) и в 607 т (Изотов) нужно поделить на несколько человек.

Тем не менее, производительность труда, благодаря стахановскому движению в целом выросла очень значительно и позволила Советскому Союзу быстро преодолеть кризис.

Развернувшееся стахановское движение способствовало значительному росту производительности труда. Так ... производительность труда в промышленности СССР выросла ... за годы 2-й пятилетки (1933-37) на 82%.

Что делает сегодня большинство продавцов (менеджеров по продажам):

  • Продают товар,
  • Оформляют документы,
  • Организуют и / или контролируют отгрузку,
  • Выполняют другие работы.

Не прослеживаете ли Вы аналогию между тем, чем занимается современный продавец и тем, чем занимались шахтеры до Стаханова?

Увы, реалии нашего рынка таковы, что в российских компаниях квалифицированный персонал (не только продавцы) очень часто выполняет много неквалифицированной, рутинной работы.

Это одна из причин, почему в России очень низкая производительность труда.

Неэффективность трудовой деятельности россиян подчеркивают ... цифры. По расчетам Международной Организации Труда (МОТ), в 2005 году вклад каждого гражданина в ВВП страны составил $ 15,563 тыс. При этом в США - это почти $ 64 тыс. ежегодно, в восточноевропейских странах - $ 20-25 тыс., и даже в странах СНГ показатели приличнее: в Армении - $ 22,763 тыс., в Беларуси - $ 21,527 тыс., в Казахстане - $ 18,688 тыс.

Давайте сравним советскую терминологию про стахановское движение и современную бизнес-терминологию.

Советская терминология

Современная терминология

рационализация технологических процессов

правильное разделение труда в производстве

освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной подготовительной работы

лучшую организацию рабочего места

и др.

Велосипед давно изобретен, и более того, многие его используют.

Сегодня разрыв в уровне производительности труда между 20% лучших и 20% худших предприятий в каждой отрасли составляет от 10 до 20 раз.

Методикам «оптимизации бизнес-процессов» и «оптимизации организационной структуры» уже несколько десятков лет.

Производительность труда - один из ключевых показателей эффективности работы организации.

Простое сокращение персонала в кризис позволяет компании что-то сэкономить в краткосрочной перспективе, но практически никак не отражается на итоговой эффективности организации в долгосрочной перспективе.

Простое сокращение персонала в кризис не является действенной антикризисной мерой.

- повышение производительности труда благодаря разделению (перераспределению) труда между сотрудниками организации, внедрению современных бизнес-технологий. Это очень мощный резерв для повышения эффективности компании во время кризиса.

На заре рыночных отношений, пока рынок был «пустым», выигрывал тот, кто был проворнее других. Работал принцип: «Кто первым встал, того и тапки». Сегодня эта стратегия работает намного хуже, поскольку рынок достаточно наполнен.

Кризис сделал рынок еще более тесным. Выживут и вырвутся вперед те, кто использует , квалифицированные функции отделены от не квалифицированных, отлажены бизнес-процессы, как следствие, оптимизированы затраты.

Уважаемые руководители и собственники бизнеса!

Благодаря Вашему таланту родилось и развилось много интересных бизнесов. Но невозможно быть мастером на все руки.

Если Вы решите оптимизировать свою организационную структуру, перераспределить работу и обязанности, оптимизировать бизнес-процессы, повысить эффективность бизнеса, пригласите все-таки для этого профессионала, владеющего специальными инструментами. Вспомните еще раз о разделении труда!

Всех благ!

16.12.08.

К тексту приведены ссылки, которые при публикации на сайте b-seminar.ru не вошли. Ссылки Вы сможете увидеть на сайте автора.