Большинству успешных менеджеров хорошо известны принципы управления временем, без которых невозможно эффективно достигать результатов. Проблемы начинаются, когда мы пытаемся применить эти принципы в непредсказуемой окружающей среде, агрессивно претендующей на наше время. Возникает вопрос: как лучше всего построить борьбу с окружающими за личное время, за право расходовать его так, как вам представляется оптимальным?

В арсенале китайских стратагем есть одна, важность которой трудно переоценить: «Покажи врагу дорогу к жизни». Это означает, что противника нельзя загонять в угол – тогда он будет сопротивляться отчаянно. Если же вы показали ему удобный выход из ситуации, скорее всего, его сопротивление ослабнет.

Представьте себе реакцию коллеги на вашу реплику, желательно в присутствии окружающих: «Прекратите отнимать мое время своими глупыми анекдотами!» Результат, скорее всего, будет противоположным ожидаемому. И другой вариант: «NN, история классная, какая жалость что сейчас у меня срочная работа. Давайте когда-нибудь соберемся, посидим в спокойной обстановке, пообщаемся…» Неважно, что это «когда-нибудь» может никогда не наступить – главное, что вы достигли своей цели, при этом противник «сохранил лицо». Более того, он получил то, чего желал – признания своих достоинств в качестве рассказчика, проявления внимания коллег, и т.п.

Еще одна стратагема, проявившаяся в этом примере – «Бросить кирпич, чтобы получить яшму», то есть обменять малоценное (в данном случае несколько слов внимания и уважения) на ценное (ваше время). Часто реальные цели человека не совпадают с декларируемыми, хотя он сам может этого не осознавать. Поэтому стоит попытаться понять: что мне и ему на самом деле нужно? Возможно, не реальные сдвиги в направлении Х, а всего лишь уверенность в подконтрольности ситуации? Не отчеты, которых он требует, а всего лишь демонстрация вашего к нему уважения?

Классик китайской стратегии Сунь-Цзы говорит: «На войне лучше сохранить страну противника без разрушений, разгромить ее – это наихудший поворот событий». Прежде чем бороться за время, ответьте себе на вопрос «вам шашечки или ехать?» Вы хотите победы «по содержанию», например, чтобы коллега не отнимал ваше время своими анекдотами, или «по форме», то есть чтобы все увидели, что вы победили? Если вы склоняетесь к содержанию, то согласитесь: проще всего достигнуть такой победы, в которой побежденный чувствует себя комфортно. В идеале – не чувствует себя побежденным вообще.

Еще один важный момент, связанный с заботой о «противнике» в борьбе за время. Время является достаточно сильным индикатором внимания. На что вы тратите больше всего времени – тому вы уделяете больше всего внимания. Часто случается ситуация, когда вы не хотели бы уменьшать количество внимания, уделяемого человеку, но хотели бы уменьшить расходы времени на общение с ним. В такой ситуации может помочь изменение самих форм проявления внимания, причем это изменение может быть как содержательным, так и формальным, имиджевым. Но для того, чтобы человек чувствовал свою востребованность, часто большего и не нужно – недаром родилось выражение «знаки внимания».

В частности, возможны различные формы замены расхода времени его имиджем: «поздравляю, очень хотел бы приехать, как жаль что…», посылка заместителя, и т.д., и т.п. Важно не забывать, что такие формы отношений являются манипулятивными и вашу хитрость могут «раскусить». Поэтому к описанным приемам желательно прибегать только тогда, когда нет никакой надежды на нормальное открытое обсуждение с «противником» принципов вашего взаимодействия.

Наконец, эффективно «показать врагу дорогу к жизни» помогают ритуалы. На корпоративном тайм-менеджерском семинаре председатель правления банка рассказал случай из своей практики в бытность зампредом правления другого банка. Между ним и его начальником сложилась негласная традиция: если начальник говорит «Договорились», это означает «Иди отсюда, не до тебя». Аналогичным «ритуальным сигналом» со стороны подчиненного была фраза «Ну я пойду?».

 Казалось бы, зачем придумывать тонкие намеки, если можно сказать прямо? Но так уж устроен человек – многие вещи для него бывает комфортнее воспринимать на уровне намека, знака, подтекста. Хотя и говорящий, и воспринимающий прекрасно понимают, о чем идет речь. Как говорили древние китайцы, варварские народы руководствуются правилами, просвещенные – ритуалами. Возможно, ритуалы – логичная высшая ступень любой регламентации?..

Подведем итоги. Управление личным временем – это не только организация и планирование. Это еще и борьба с окружающими за личное время. Чтобы быть успешным в этой борьбе, нужно думать за двоих: за себя и за «противника». Нужно любить противника, заботиться о нем, и делать его дорогу к поражению максимально комфортной.