Молодой менеджер часто представляет себе карьеру как уверенное и стабильное движение по готовым ступенькам. «Я буду хорошо работать – и меня повысят в должности», «мне дадут более высокую зарплату», «я получу интересные предложения». Короче говоря, предполагается, что есть система, которая обеспечит вам успех в жизни. Увы, в современной экономике таких лесенок, по которым можно спокойно и уверенно взбираться «наверх», становится все меньше. Чтобы достичь успеха, необходимо осознанно, самостоятельно и грамотно планировать свою жизнь и свой успех. Сделать это поможет метод «управление личным временем как управление фирмой».

«Персональное ЗАО»

Давайте рассматривать вас, уважаемый читатель, как как ЗАО «Иванов И.И.», достаточно сложно устроенное интеллектоемкое предприятие, имеющее все те же элементы, что и любая фирма. Например:

  • акционеров – это родственники, друзья, начальство, коллеги;
  • потребителя – работодатели, клиенты;
  • ассортимент товаров и услуг – ваши способности, умения, компетенции;
  • маркетинг и стратегическое планирование – чем выше уровень управленца или специалиста, тем больше внимания он уделяет системному планированию своего личного и профессионального развития;
  • управленческий учет, бухгалтерию – хронометраж времени, учет личных финансов.
  • и другие «персональные подразделения», управляющие различными аспектами личной деятельности.

Такой подход к управлению собой имеет ряд важных преимуществ перед классическими «техниками» управления личным временем. Благодаря этому подходу вы можете повышать свою личную эффективность системно, целостно, последовательно, не накладывать отдельные «заплатки» в виде приемов и техник, но последовательно выстраивая систему управления «Корпорацией Вы».

При этом к задачам управления собой вы можете привлекать все методы, разработанные для управления фирмой – теорию мотивации для того, чтобы побудить себя сделать нужное; стратегическое планирование – чтобы определить свои личные приоритеты, и т.д. И самое главное: вы можете задействовать весь собственный управленческий опыт, все полезные приемы и принципы, которые для себя выработали и сформулировали.

Попробуйте применить эту аналогию, сформулировав для себя любую проблему в области личной эффективности. Не знаете точно, на что тратится ваше время? Подумайте, как бы вы стали решать проблему «Не знаю, на что тратятся деньги фирмы», и перенесите этот подход на свою личную задачу. Не хочется браться за какое-то дело? Подумайте, как вы побудили бы что-то сделать своего подчиненного. Хотите добиться успеха в жизни и карьере? Вспомните принципы и приемы успешного управления бизнесом, о которых вы постоянно слышите и читаете, и приложите их к управлению «собой любимым».

Капитал личного времени

Первый шаг к эффективному управлению «личным предприятием» – от управления на основе привычек, эмоций и стереотипов перейти к управлению на основе фактов. наладить простую и понятную системуучет и контроль ресурсов. Попробуйте «посмотреться на себя в зеркало», понять, насколько эффективен на данный момент регулярный менеджмент в вашем «персональном ЗАО».

Для начала обеспечим генерального директора этого ЗАО фактическим материалом. Вооружитесь листочком бумаги, желательно в клетку. В левом столбике будет «портрет» вашего рабочего дня. При желании можно включить и нерабочее время. Для анализа лучше всего взять вчерашний день, но если он плохо отражает ваш обычный рабочий день, возьмите какой-нибудь другой, если вы его можете неплохо вспомнить. Можно вообще нарисовать портрет «типичного», «средне - статистического» рабочего дня, как вы его себе представляете, только обязательно «как это обычно бывает», а не «как мне хотелось бы, чтобы это обычно бывало». Здесь заметим, что всякий анализ собственной деятельности требует предельной честности и без нее не имеет смысла. Это ваша внутренняя информация, которая должна быть доступна только вам, и которая должна давать вам объективную картину реально происходящего.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

9

письмо В.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

совещание

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тлф. Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

11

инет

 

 

 

 

 

 

 

 

отчет по

проекту А.

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обед: газета

 

 

 

 

 

 

 

...

 

 

 

 

 

 

 

 

Выберите точность учета – для начала рекомендуем 15 или 30 минут. В каждую клетку левого столбца вам нужно будет записать содержимое соответствующего отрезка дня. Лучше начинать с тех дел, которые вы помните хорошо, с тех событий, время начала которых сильно запечатлелось в памяти. Вслед за ними можно восстанавливать то, что запомнилось хуже, вспоминая логические связи между событиями, используя разные каналы памяти (представьте себе зрительно картину происходившего, вспомните звуки и слова, и т.д.). Можно привлечь записи в органайзере, и т.д. Если некоторые части дня вспоминаются очень плохо – отметьте их галочками в 1 столбце. Соответствующие «белые пятна» можно просто не учитывать в дальнейшем анализе, а можно заполнить типичными делами, которые обычно случаются в это время.

Диагностика системы управления

Первое, что нам предстоит оценить – это то, насколько вы владеете информацией о состоянии дел в вашей личной корпорации. Подсчитайте количество «оптиченных» клеточек в 1 столбце и разделите на количество строчек, соответствующее портрету дня. Процент, который вы получите, характеризует ваше владение ситуацией с информационной стороны. Т.е. именно в такой степени вы осведомлены о происходящем в фирме, остальное для вас покрыто завесой таинственности, и, соответственно, неуправляемо.

Теперь займемся вопросом приоритетов. Попробуйте выделить из ваших дел (отметив галочками во 2 столбце) те, которые «работают» на важнейшие, крупные, долгосрочные цели. Получившийся процент показывает, насколько сильно вы ориентированы на достижение реальных стратегических результатов, и насколько легко поддаетесь затягивающей мелкой «текучке». Подумайте, нельзя ли как-то уменьшить ее количество? Примерно прикиньте, каких затрат потребует избавление от части таких дел. Имейте в виду, что сейчас вы теряете на этих мелких делах очень много, поскольку из-за них откладываются более крупные, важные и результативные дела.

Заметим: если относительно какого-то дела вы не уверены, к какому классу его отнести, а дело длинное и занимает несколько строчек, можно часть дела отметить, а часть оставить неотмеченной. Можно кроме галочек использовать какой-нибудь другой, «половинный» значок, для повышения точности оценок. Хотя точность цифр здесь – не главное. Важно хорошо прочувствовать, обдумать, изучить структуру своего времени, понять, в каком направлении стоило бы над ним поработать. Численные оценки в этом играют вспомогательную роль.

Следующий этап – оценка управляемости ситуации. Попробуйте в 3 столбце разделить дела по признаку: «обделенные» – «поглотители». «Обделенные» – это такие дела, на которые следовало бы тратить больше времени, уделять им больше внимания, но по каким-то причинам не удается. «Поглотители», наоборот, съедают слишком много времени, не принося вам ни результатов, ни удовлетворения. Отмечайте галочками и те, и другие. Те дела, на которые по-вашему тратится нормальное количество времени, оставляйте неотмеченными. Процент галочек – это мера того, насколько структура вашего времени соответствует вашему желанию, проще говоря – насколько свободно вы владеете своим временем. «Обделенные» – это перспективные направления деятельности вашего «ЗАО», а «поглотители» – платежи налоговой инспекции, в роли которой в данном случае выступают ваши внешние обстоятельства. Подумайте, нельзя ли каким-то образом снизить эти «платежи», побороться с поглотителями, и за счет выигранного времени «профинансировать» обделенные перспективные направления?

Близкое по смыслу направление оценки – количество помех. Исследование в этом направлении может быть особенно полезно, если вы работаете в офисе с другими людьми и вас часто отрывают от дела телефонные звонки, посторонние посетители, и т.п. Попробуйте в 4 столбце вспомнить количество таких мелких отвлечений, соответствующих каждому периоду времени. Подумайте над тем, сколько времени в среднем отнимает каждое такое отвлечение (время на переключение внимания, на само отвлечение, на «возврат» в прежнюю деятельность). Помножьте на количество отвлечений, и получите сумму времени, потерянного совершенно напрасно, так сказать, отходы производства, не подлежащие никакой переработке и не стоящие ни копейки. Можете с помощью этой цифры внести соответствующие коррективы в показатель предыдущего пункта. Но главное – есть смысл задуматься о том, как можно снизить такие потери. Техника борьбы с офисными «ворами времени» достаточно хорошо разработана и описана во многих книжках по тайм-менеджменту.

Теперь оценим качество планирования (или шире, привязки дел к времени). В 5 столбце поставьте галочки напротив тех дел, время выполнения которых, как вам кажется, было выбрано неудачно. Например, следовало бы сделать это дело еще неделю назад, тогда бы результат был заведомо лучше. Или: в то время, когда у вас была высокая работоспособность, вы занимались чем-то не самым важным и не самым сложным. Итоговая оценка будет показывать, насколько хорошо вы, как генеральный директор вашего собственного предприятия, учитываете окружающую ситуацию и закономерности ее развития. Чем выше процент «несвоевременных» дел, тем, значит, ваше «ЗАО» более склонно предлагать внешнему миру сани летом, а телегу зимой. Возможно, стоит подумать о планировании, бюджетировании и прочих достижениях цивилизации.

Далее – соотношение функционирования и развития. Отметьте в 6 столбце те дела, выполнение которых дает вам что-то для собственного развития – вырабатывает новые умения, дает новые знания, и т.п. За бортом останутся те, которые вы можете выполнять легко и уверенно, выполнение которых не вносит никакого вклада в ваше развитие. Процент, который вы получите, характеризует соотношение функционирования и развития, ориентации на краткосрочную и долгосрочную перспективу в вашем «ЗАО». Здесь нельзя дать точных рекомендаций по наилучшему размеру этого соотношения; главное, чтобы оно вам было известно, и вас удовлетворяло.

Итак, вы окинули беглым взглядом ваш типичный рабочий день. Искренне надеемся, что вы довольны собой не на 100%, ибо в таком случае вы или совершенно уникальный человек, или очень несамокритичный. Конечно, этот тест не даст вам вполне серьезной и глубокой информации о том, в каком направлении развиваться, какие меры принять для повышения вашей личной эффективности – это задача нескольких недель хронометража. Но, надеемся, тест выполнил свою главную задачу – обратить ваше внимание на проблему организации вашего времени, выявить «в первом приближении» узкие места, наметить пути дальнейшей работы.

«А зачем 7-й столбец?» - спросит дотошный читатель. Отвечаем: уверены ли вы, что вопросы автора охватили все ваши потребности? Может быть, есть какие-то параметры дел, важные именно для вас, которые вам хотелось бы отследить? Например, насколько хорошо вы делегируете – какие из задач могли бы быть поручены? Или: какой процент времени дня вы провели в хорошем эмоциональном состоянии? Таких показателей может быть множество. Так почему бы не создать собственные критерии качества, начав самостоятельное творчество, своими руками создавая систему повышения личной эффективности? Это абсолютно несложно – достаточно выделить на это немного времени и применить уже имеющиеся у вас менеджерские знания и навыки. И тогда успех вашей «персональной корпорации» будет гарантирован.