Система сбалансированных показателей BSC используется предприятиями как инструмент разработки и реализации стратегии, позволяет повысить результативность деятельности компании. Собственнику компании BSC позволяет контролировать и оценивать эффективность бизнеса, эффективность деятельности наемного менеджера и вовремя предпринять корректирущие или предупреждающие действия.
Опыт разработки BSC на предприятии малого бизнеса.
Начиная с 1996 года BSC- система сбалансированных показателей, разработанная известными авторами Д. Нортоном и Р.Капланом внедряется на предприятиях. При этом BSC используется и как инструмент для оценки и контроля всех направлений деятельности, оценки линейных менеджеров своих результатов и как управленческий инструмент для разработки и реализации стратегии.
У нас есть множество примеров крупных западных и американских предприятий, описанных
Д. Нортоном и Р.Капланом, крупных и средних российских, в трудах уже наших авторов, успешно внедривших BSC и достигших значительных результатов. Нужна ли система BSC для предприятия малого бизнеса и какие особенности могут быть при разработке BSC малого и вполне стабильно работающего предприятия?
Компания « ФОРМОПТ” г. Екатеринбург– динамично развивающаяся фармацевтическая дистрибьюторская компания, специализирующая на поставках высококачественной продукции: субстанций, средств дезинфекции по всему Урало-Сибирскому региону.
Генеральный директор считает, что в сегодняшней организации все большее внимание должно уделяться глубинной структуре организации, «человеческому фактору», т.е ключевой фактор успеха на сегодняшний день: результативные сотрудники, способные обучаться и адаптироваться к изменениям, лояльные компании, а также наличие доверительной атмосферы.
Исходя их этого, одна из стратегий компании: постоянное совершенствование системы управления персоналом компании, основанной на формировании компетенций и навыков сотрудников, необходимых для соответствия будущим требованиям рынка.
В совершенствовании ставка делается на внутреннее обучение, коучинг и мотивацию персонала.
При этом текущие финансовые и сбытовые показатели компании должны демонстрировать плановый рост.
Особенности стратегической карты компании.
На сегодняшний день можно представить BSC компании следующим образом:
финансовая составляющая стратегии является скорее основой, чем конечной целью, то есть можно воспользоваться вариантом «перевернутой» BSC. Развитие компании, сотрудников, создание самообучающейся организации становится основной целью.
Клиентская перспектива направлена на достижение лояльности и сохранности клиентов, а перспектива процессов сосредоточена на совершенствовании и регламентировании бизнес-процессов.
В компании существует прямая зависимость между целями и стратегией генерального директора и стратегией развития компании. Необходимо отметить, что в данный момент в системе целей высшего руководителя достижение цели в области управления персоналом находятся на одном уровне (или преобладают) с экономическими достижениями компании.
И встает вопрос: если цели и стратегия руководителя и стратегия развития компании в определенный момент не совпадут, то как это повлияет на успешность компании в будущем?
Хорошо бы в таком случае иметь механизм, позволяющий оперативно установить такое расхождение.
Инструментом, который позволит обнаружить расхождение личных целей руководителя и целей компании может стать Личная BSC генерального директора , при этом влияние личной BSC руководителя на ССП предприятия повышается, если руководитель- собственник.
Одновременно персональная ССП может помочь руководителю-собственнику определить личные цели и роль возглавляемой им компании в своей жизни и внести коррективы, если это становится необходимым.
Не всегда стратегическая цель владельцев предприятия сводится к получению прибыли. Многие собственники имеют или приобретают компании не только ради получения прибыли, но и для самореализации, для формирования имиджа, интеграции, снижения конкуренции и т.д.
Система мотивации . Интеграция с BSC .
« Когда работник поймет, что его поощрение зависит от достижения стратегических целей, тогда стратегия станет поистине повседневной работой каждого». Каплан. Д. Нортон.
Поскольку на данном предприятии одна из основных целей : повышение лояльности и удовлетворенности персонала было бы целесообразным построение личных BSC ценных сотрудников, руководителей.
Возможно провести интеграцию целей руководителей, ценных сотрудников с целями компании. Кроме этого, зная цели и ожидания сотрудников, можно выстроить систему мотивации в компании, которая непосредственно будет способствовать повышению лояльности и удовлетворенности персонала.
В результате диагностики и определения целей и потребностей сотрудников оказалось, что одной из основных целей является рост материального благосостояния.
В связи с этим была разработана система вознаграждения ( ее переменная часть), зависящая от выполнения ключевых показателей эффективности, которые были определены на основе BSC компании / подразделений / сотрудника. В результате, сотрудникам была предоставлена возможность ( при выполнении показателей) получать большее вознаграждение, чем они имели до внедрения BSC.
Руководитель компании понимает, что разработка KPI на основе BSC компании -это только первый этап, за которым последует «тестовый прогон», «пилотный проект», корректировка показателей и весов ,т.е. до окончательного внедрения предстоит еще довольно большой объем работы. Планируется привлечь в обсуждение разработанных KPI всех руководителей.
Здесь важно не ошибиться, иначе подобный эксперимент может дорого обойтись компании.
Другая значимая цель и потребность для сотрудников: профессиональное развитие.
В связи с этим в компании осуществляется обучение, как внешнее с привлечением бизнес-тренеров и коучей: проводится коучинг на повышение эффективности менеджеров по продажам, так и внутреннее: раз в неделю генеральный директор проводит тренинги для управленческого персонала.
Важным также становится установление причинно-следственных связей между целями, показателями различных перспектив. что позволяет отказаться от показателей и тех инициатив, которые не оказывают влияния ( или оказывают незначительное влияние) на достижение стратегических целей компании.
Например, сотрудник должен понимать, что цель его обучения (перспектива обучения)- более успешное выполнение своей работы с достижением соответствующих показателей (процессы) для удовлетворения клиентов (перспектива клиенты), что позволит достичь финансовых целей подразделения (финансы).
Необходимо учитывать, что BSC компании/сотрудников должны соответствовать корпоративной культуре, ценностям, стилю управления в компании, основанному на коучинге персонала.
Заключение. Значимость BSC для руководителей-собственников.
Достаточно актуально сегодня для руководителей – собственников становится частичный выход из бизнеса ( найме управляющего директора) и развитие нового бизнеса, а возможно и самореализация в новом бизнесе. Но для этого необходимо, чтобы первоначальный бизнес отвечал ряду требований: прозрачности управления, возможности оценки эффективности бизнеса, понятной и обоснованной стратегии развития, возможности оценить и проконтролировать как осуществляется реализация разработанной стратегии.
В таком случае система сбалансированных показателей становится одним из инструментов, который полностью отвечает вышеупомянутым требованиям и создает необходимые возможности для руководителя- собственника.