За год в нашей стране органами Федеральной инспекции труда совместно с другими федеральными органами проводится более 250-300 тыс. различных проверок, в результате которых выявляются и устраняются допущенные работодателем нарушения трудового законодательства. На каждую проверку приходится в среднем свыше 10 выявленных грубых нарушений.
Официальные результаты проверок, проводимых инспекторами труда и результаты судебных споров по вопросам применения трудового законодательства крайне неутешительны: наши работодатели не знают и не соблюдают трудовое законодательство.
При этом в действующих законодательных актах установлена достаточно серьезная мера ответственности за его нарушение. Давайте разберемся, что прописано в нашем законодательстве по данным вопросам. Регулируют вопросы ответственности работодателей и должностных лиц три действующих нормативных акта:
1. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.
3. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 №63- ФЗ.
Трудовой Кодекс РФ предусматривает привлечение лиц, виновных в нарушении трудового законодательства к дисциплинарной ответственности (в рамках самого Трудового кодекса это замечание, выговор, увольнение), а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Кодекс РФ об административных правонарушениях КоАП, в нем за нарушения законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27) установлены следующие виды административных наказаний:
1. Административный штраф(ст.3.5.)
Административный штраф это денежное взыскание, кратное минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – МРОТ).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Статья 5.27 КаАПа предусматривает за нарушение законодательства о труде и об охране труда - наложение административного штрафа на виновных должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Различные штрафные санкции предусмотрены и за:
- уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, либо нарушение установленного срока его заключения, либо необоснованный отказ от его заключения;
- непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;
- нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению;
- уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах; невыполнение соглашения;
- сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
и др.
Согласно, Федеральному закону от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда" ( ст. 5) установлено, что исчисление штрафов, осуществляемых в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Таким образом, максимальный размер штрафа при одной проверке в любом случае не будет больше 5000 руб. (в настоящий момент времени).
Применение административного наказания, производится по факту одной проверки, а не каждого нарушения (для кого-то, к сожалению, а для работодателей, точно, к счастью, так как по Москве среднее предписание состоит из 15-25 пунктов нарушения трудового законодательства).
Сумма не такая большая, поэтому штрафами нашего работодателя не запугаешь. Пойдемте дальше?
Кроме этого в этой же статье с сентября 2005 г. установлены дополнительные санкции: «на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
2. Дисквалификация (ст.3.11.)
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом. Также она может распространяться на предпринимателей без образования юридического лица. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только по решению суда.
За что же может быть применима такая мера административного наказания? Статья 5.27 КоАПа, пункт 2, говорит о том, что за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
Дела в суд по вопросам дисквалификации, как правило, передаются инспекторами труда, которые после проведенной проверки обнаружили повторное аналогичное нарушение в сфере трудового законодательства и охраны труда.
Если по решению суда физическое лицо будет дисквалифицировано с определенной должности, запись об этом должна быть внесена работодателем этому сотруднику в трудовую книжку. Выглядеть она будет примерно следующим образом: «Дисквалифицирован с должности______ сроком на три года. Основание: решение суда от (дата) № __».
Кроме этого в КаАПе установлено обязательное требование (ст. 32.11) о расторжении трудового договора с лицом, которое по решению суда было дисквалифицировано.
То есть, после внесения записи в трудовую книжку о дисквалификации, следующая запись должна быть об увольнении этого сотрудника и, именно, в связи с его дисквалификацией.
И, если с момента введения такой меры наказания в 2002 г. случаи дисквалификации были единичны, то сейчас масштабы применения дисквалификации должностных лиц за нарушения законодательства о труде и об охране труда привели к тому, что в планируемых поправках в Трудовой Кодекс РФ в статью 83, регулирующую основания расторжения трудового договора по обстоятельствам не зависящим от воли сторон будет внесен дополнительный пункт 8. Этот пункт будет предусматривать возможность расторжения трудового договора именно с дисквалифицированным лицом.
Кроме этого в КоАПе же установлено обязательное требование для работодателя при заключении трудового договора запросить информацию о возможном наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Это обязательно необходимо делать, если трудовой договор заключается с человеком, претендующим на руководящую должность и не имеющим (по непонятным причинам, а точнее, по очень понятным причинам) на руках трудовой книжки, для предъявления ее работодателю.
То есть, кроме записи в трудовой книжке, существует еще и своеобразная «Доска почета дисквалифицированных», а точнее реестр дисквалифицированных лиц, который ведет Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц").
Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления любого лица. Чтобы получить ее, необходимо оплатить госпошлину в размере 1 МРОТ и соответствующие сведения будут предоставлены заинтересованному лицу (организации) в течение 5 дней со дня получения запроса.
В данном реестре фиксируется ФИО человека, его паспортные данные, срок дисквалификации, с какой должности и за какие нарушения он был дисквалифицирован.
Если человек, который был дисквалифицирован продолжает заниматься управленческой деятельностью, он будет оштрафован на 50 МРОТ, а юридическое лицо (работодатель), который либо не расторг с виновным сотрудником трудовой договор или принял на работу сотрудника, не проведя специальной проверки, будет оштрафован до 1000 МРОТ (ст. 14.23).
«Попасть» под дисквалификацию на практике оказалось очень легко, достаточно повторно быть подвергнутым проверке инспекторов труда, и, быть «пойманным» на аналогичном нарушении, за которое на должностное лицо уже налагали административное взыскание.
А попасть под саму проверку в настоящее время не просто легко, а очень легко. Любой сотрудник организации, написавший жалобу на нарушение трудового законодательства и его прав в Государственную инспекцию труда, гарантировано, в течение месяца получит ответ от инспектора труда по факту уже проведенной проверки.
Причем работодателя о внеплановой проверке по жалобе предупреждать, скорее всего, не будут. Как прописано в статье 360 Трудового кодекса «При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля». Поэтому, что в первый раз, что во второй, подготовиться «как следует» скорее всего, не удастся.
И, настоятельно не рекомендую, при проведении проверки не предоставлять совсем, или предоставлять не вовремя сведения (информацию, в том числе устную), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления инспектором своих прямых обязанностей, а также представлять такие сведения (информацию) в неполном объеме или в искаженном виде. Это может быть отягощено не только штрафами, но и другими видами ответственности, вплоть до уголовной. Задумываемся ли мы об этом, когда забыв оформить вовремя кадровый документ, оформляем его позднее, указывая в нем «не совсем фактические» даты?
Если при такой проверке будет обнаружено нарушение трудового законодательства и законодательства по охране труда, должностное лицо, виновное в данном нарушении, как уже отмечалось выше, может быть оштрафовано до 50 МРОТ. Повторная проверка после этого может придти уже в любой момент (и по жалобе и без нее) и, если будут обнаружены аналогичные нарушения….См. п. «Дисквалификация»
Поэтому штрафы, штрафами, а дисквалификация это значительный ущерб деловой репутации и карьере. Кем быть потом, куда податься? Только во владельцы, поуправлять уже не удастся, по крайней мере, в ближайшем обозримом будущем.
Кроме этого, не стоит забывать, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. То есть, выполнять предписание, выданное инспектором труда на обязательное исправление допущенных нарушений, и, восстановление прав работников придется все равно, причем в четко установленные в данном предписании сроки. Невыполнение предписания в срок, чревато организации штрафом от 50 до 100 МРОТ, виновному должностному лицу от 5 до 10 МРОТ (ст. 19.5).
Ну, и наконец…
Уголовный Кодекс РФ.
Поговорим с Вами про главу 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».
В Конституции РФ, в ст. 37 прописано: «Труд свободен. … Принудительный труд запрещен. …Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации …Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.»
Таким образом, нарушение этих постулатов, может быть трактовано, как нарушение прав и свобод гражданина (с использованием служебного положения (ст. 136 п.2.) и, повлечь за собой штраф в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Как уволить беременную женщину? Этот вопрос мне задают практически все организации. Отвечаю: «За необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145), по этим мотивам – виновные лица, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов».
Очень много нарушений сегодня в организациях всех форм собственности и сфер деятельности есть по охране труда. Поэтому нелишне будет привести здесь выписку из ст. 143 Трудового законодательства:
Статья 143. Нарушение правил охраны труда.
1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
К таким нарушениям относятся: нарушение режимов работы (большие переработки, работа в течение двух и более смен подряд), нарушение режимов отдыха (большая задолженность по отпускам, непредоставление отпуска более двух лет, частая работа в выходные дни) и др.
И, напоследок, невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145.1.), совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет (и это, если данные действия, не повлекли тяжких последствий).
Закон есть закон, плох он или хорош. Поэтому быть или не быть, решать Вам.