Подавляющее большинство главных бухгалтеров признают, что как бы ни был высок их профессиональный уровень, налоговая проверка на предприятии всегда остается для них очень сильным стрессом. И неважно, сколько таких проверок за жизнь они прошли и насколько успешно. Данная статья не преследует цель рассказать о том, какими должны быть ваши действия во время проверки, что делать можно и нужно, а что нельзя. Остановимся лишь на чисто психологических аспектах проверки. Будем предполагать, что вы профессионал и все юридические вопросы знаете на «отлично»

Почему мы, даже если уверены в своих знаниях, в профессионализме подчиненных, в аудиторах, которые нас проверяли и консультировали, все равно нервничаем перед проверкой? Потому что любая проверка — это экзамен, а любой экзамен — это стресс. Мы боимся, что, несмотря на то как выучили предмет, мы все-таки чего-то не знаем или нас сознательно будут валить.

Чего и почему мы боимся    Конечно, в первую очередь того, что мы что-то не учли, что-то сделали не так. Мы боимся, что проверяющий будет предвзят (а он, конечно же, будет стараться накопать у вас какие-то нарушения), что нарушения будут выявлены, что предприятию придется заплатить штрафы.

Теперь давайте представим себе самый худший вариант — штрафы действительно начислены, и немалые. Что это может означать?
Мы уже с вами договорились, что вы — профессионал, т.е. вы понимали, что делали. Это значит, что:
  • у проверяющих была исходная установка вас завалить;
  • скорее всего, результаты можно будет оспорить в суде;
  • вы с директором осознанно выбрали сомнительную схему налогового (бухгалтерского) учета или другой, ваш вариант.
Поскольку проверка является неотъемлемой частью работы любой бухгалтерии и результаты ее зачастую непредсказуемы, мы всегда рассматриваем вероятность того, что «все будет плохо». Рекомендации в этом случае могут быть следующими.

1. Не притягивайте отрицательные события. Мир, к сожалению, не так материален, как мы того хотим. Известно, что чаще всего с нами происходит именно то, о чем мы постоянно думаем, чего боимся. Все наши мысли, вольные или невольные, воздействуют на происходящие события. Вместо того чтобы думать о плохом и тем самым притягивать неприятные события, визуализируйте (т.е. представьте себе в картинках) желательный положительный исход событий. Например, как по окончании проверки вы мило раскланиваетесь с проверяющим, подписываете «чистый» акт о выполненной проверке, получаете от директора премию за «высоко - профессиональную работу». 
 
2. Не нагружайте свой организм понапрасну. Стресс, который мы назовем «А что, если…» появляется из-за того, что вы переживаете из-за определенного события, которое может случиться в будущем. Тем не менее практически в 90% случаев событие, которое вызывает у вас беспокойство, вообще никогда с вами не происходило, а если и происходило, то оказывалось не таким ужасным, а может быть, даже приятным.

Вспомните ночь перед экзаменом. Мы переживаем, все ли мы выучили, боимся завалиться. Но мы хорошо учились и готовились. Безусловно, существует ненулевая вероятность того, что нам не повезет, что мы вытащим невыученный билет, что преподаватель будет нас валить… Мы нервничаем, сердцебиение учащается, давление поднимается, мышцы напряжены, как результат — не можем заснуть.
Фактически вместо того, чтобы хорошо выспаться, прийти на экзамен со свежей головой, в хорошем настроении и быть готовым думать над каждым вопросом, мы наносим вред организму и потому приходим на следующий день вялыми и разбитыми, голова работает плохо. Результат? Вы сдаете экзамен хуже, чем реально могли бы! 

Конечно же, рекомендация проста: не думайте о плохом! Не нагружайте свой организм зря! Не портите свое здоровье! Действительно, развитие событий может быть как положительным, так и отрицательным. Но от того, что вы будете переживать, результат скорее всего не изменится. Лучше пусть вы придете даже к отрицательному результату (пунктирная стрелка), но сохраните свое здоровье и способность оперативно и разумно действовать в сложной ситуации (приводить инспектору веские аргументы, обжаловать результаты проверки, отстаивать свои позиции в суде и т.п.).
Если же вы не можете не переживать, если вас преследует очередное «А что, если…», необходимо:
  1. рассмотреть возможные варианты развития событий;
  2. оценить вероятность всех возможных вариантов;
  3. выделить наихудший вариант развития событий»;
  4. определить, какие действия нужно совершить для наилучшего разрешения ситуации (подумайте, у кого вы могли бы попросить помощи);
  5. постараться оценить, какие положительные последствия могут быть и у этого наихудшего варианта;
  6. представить, как вы посмотрите на это событие через три дня, три месяца или три года;
  7. сказать себе: «Теперь я готов к самому неприятному повороту событий»;
  8. сделать дыхательную гимнастику.
Я предвижу бурю возражений по поводу п. 5. «Что же может быть хорошего в плохих результатах проверки?» — спросите вы. Да, неприятно, конечно. Но платить штрафы вы будете не из своего кармана. Иными словами, скорее всего вы боитесь конфликта с шефом или увольнения. А так ли уж страшно для вас увольнение из этой компании? Профессиональных, опытных главбухов в нашей стране явно не хватает. Будьте уверены — вы наверняка найдете новое место работы и, вполне возможно, с более высокой зарплатой, более симпатичным генеральным директором, более дружеским коллективом, возможностью развиваться и учиться…
Но скорее всего и искать новое место не придется! Говорят: «За одного битого двух небитых дают». Хорошего, проверенного, уже ставшего своим бухгалтера директор не выгоняет, тем более такого, который справился с последствиями «неуспешной» проверки. 
Есть еще один момент. Нам всем очень неприятно выглядеть дураками. Понятно, что это ощущение обязательно возникнет, если во время проверки у вас нашли что-то, о чем вы и не думали. И мы заранее начинаем продумывать варианты, где нас могут «закопать». Примите для себя, что отрицательный результат не свидетельствует о вашем непрофессионализме. Вы ничего не могли сделать — просто у проверяющего была исходная задача вас утопить, например, вся проверка была заказана конкурентом или этой проверкой решались какие-то политические вопросы.

Даже не пройдя проверку идеально, вы не перестаете быть профессиональным, опытным специалистом!

Личность проверяющего   
 
Налоговый инспектор — это человек, наделенный властью, правом наказать нас или простить. А потому мы склонны приписывать ему и более высокий, чем у нас, уровень компетенции, и знание каких-то психологических приемов воздействия, и еще бог знает что.

Давайте вспомним о том, что проверяющий (а чаще всего это женщина) — обычный человек. Со своими радостями и печалями, сильными и слабыми сторонами, позитивным и негативным опытом, профессиональными деформациями, проблемами в здоровье, на работе, в семье. Я не буду здесь описывать эти проблемы — вы и сами можете догадаться. Если же кто-то из инспекторов будет читать эту статью, то может обидеться — ведь у него могут быть другие слабости и другие проблемы в личной жизни.

Налоговый инспектор так же, как и вы, переживает о здоровье мамы, не поступившем в институт сыне, затянувшемся ремонте, нехватке денег. Представили? Да, это обычный человек. У него просто задачи немного отличаются от ваших.

Сначала поговорим о задачах. Мы привыкли считать, что основная задача инспектора — добиться, чтобы мы заплатили как можно больше денег: в виде налогов, штрафов, пеней. А наша задача — заплатить как можно меньше. Таким образом, встречая проверяющего, мы исходим из того, что наши с ним задачи — противоположные.

Найти удовлетворяющее обе стороны решение при таком подходе чрезвычайно сложно. Тут-то мы и пытаемся находить компромиссные решения: дать проверяющему взятку, надарить кучу подарков, оставить несколько мелких «дырок» в учете, чтобы вроде как и заплатить государству, но чтобы это было по минимуму, и инспектор не стал копать глубже. Это, конечно, решения нашей задачи, но насколько они эффективные?

Если, задаваясь вопросами о целях наших и инспектора, подумать о том, что задача главного бухгалтера — достоверное отражение в бухгалтерском и налоговом учете финансовой деятельности предприятия, то мы вспомним, что задача инспектора на самом деле абсолютно такая же. И тогда наша схема будет выглядеть уже по-другому!

И теперь уже не кажется, что наши задачи отличаются коренным образом. Теперь мы уже можем находить решения, которые удовлетворили бы обе стороны! А именно поправить что-то в процессе проверки, оперативно доделать недостающие документы, дополучить от контрагентов счета-фактуры и т.п.

Немного психологии   
 
Как мы уже говорили, налоговый инспектор — это обычный человек. Представьте себе жизнь налогового инспектора. Куда бы он ни пришел, к нему относятся с опаской, даже с ужасом, на предприятиях ему никогда не доверяют, его встречают как врага (даже если дарят подарки или делают вид, что любят и уважают). Это человек, лишенный в процессе работы возможности нормального искреннего человеческого общения. Как вы думаете, каково это, когда на какое бы предприятие ты ни пришел, один твой приход является причиной конфликтной ситуации? Каково это, постоянно контролировать себя, не иметь права лишний раз улыбнуться, просто по-человечески поговорить?

Постарайтесь настроить себя позитивно и встретить вашего налогового инспектора так же, как вы встречаете своего аудитора, который приходит, чтобы помочь вам наладить учет и выявить ошибки. Вы улыбаетесь аудитору? Вы разговариваете с ним о погоде? Спрашиваете, где она купила такую сногсшибательную блузку (а он — такой шикарный портфель)? Обсуждаете школы, в которых учатся ваши дети? А рецепт вашего фирменного пирога? Я думаю, что за чашкой кофе или в обеденный перерыв вы с вашим помощником, каким вы считаете аудитора, конечно, поднимаете эти или другие личные темы, которые в результате и создают то ощущение, которое мы называем «личный контакт».

А что же инспектор? Да, с ним сложнее. Да, он понимает, что такой личный контакт будет мешать ему в выполнении его задачи. Но ведь можно попробовать? Игра явно стоит свеч!

Неформальные разговоры помогают узнать, что волнует человека, какие у него интересы, какие проблемы. Выявленные интересы помогут вам сделать инспектору маленький, не требующий ощутимых финансовых затрат, подарок — это может быть отросток комнатного растения, переписанный из домашней фонотеки редкий диск любимого певца, билет на спектакль любимого театра, координаты хорошего зубного врача и т.д. и т.п.

Будьте приветливы с проверяющим. Это не значит, что вы должны по первому требованию предоставлять любые документы. Просто все, что вы делаете — делайте приветливо, доброжелательно и вежливо!

Очень часто бывают ситуации, когда бухгалтерские операции можно проводить различными способами, что не влечет за собой занижение налогов. Спрашивайте у инспектора, правильно ли вы проводите данную операцию. Давайте ему возможность рекомендовать вам что-то на будущее. Просите его о помощи. Ведь известно, что, если мы делаем для человека что-то хорошее, мы невольно начинаем относиться к нему лучше, он становится нам симпатичнее!

Перед приходом инспектора настройте себя на позитив. Искренне поверьте, что в каждом человеке есть положительные черты, и с первой встречи, с первого взгляда ищите их в пришедшем к вам инспекторе. Будете искать плохое — найдете, но тогда ваше взаимодействие превратится в сплошной конфликт и кошмар. Постарайтесь понять и принять человека, который к вам приходит, доброжелательно относиться к нему, разговаривать с ним о том, что ему важно и интересно. Инспекторы привыкли к тому, что их встречают с опаской и недоверием. Будьте приятным исключением, и тогда налоговая проверка пройдет для вас по-деловому, комфортабельно и без нервов.