Один мой знакомый – весьма высокопоставленный чиновник – налоговую доктрину России описал двумя меткими фразами: «Если налогоплательщик платит мало налогов, то надо заставить его платить налогов больше. Если налогоплательщик платит налогов достаточно, то он может платить еще больше, а, значит, к этому его тоже можно принудить». Просто во всех странах налоги платят, а в России их собирают… В сознании налогоплательщиков в самом деле до сих пор не укрепилась мысль, что налоги надо платить, и от этого зависят качество образования, медицины, правоохранительной деятельности, благополучие детей и пенсионеров, прочие социальные программы и в конечном итоге успех страны. Поэтому и возникают перекосы в методах налоговой службы, использующих для обеспечения наполняемости бюджета достаточно жесткие, порой неадекватные методы. Но компромисс в диалоге с инспекцией все же можно найти, причем с защитой своих интересов.
Придерживайтесь приличий
Всякий предприниматель и бухгалтер постоянно критикует налоговые органы, причем в большинстве случаев - обоснованно. Статистика – вещь упрямая, и она говорит о том, что количество ежегодных налоговых проверок в России в 2010 году по сравнению с 2002 годом возросло более чем в семь раз. Но налоговую службу можно понять. ФНС работает под таким же серьезным прессингом, как и налогоплательщики. Ведь наполнение государственного бюджета очень сильно зависит от работы двух структур - таможни и налоговой службы. Так, бюджет 2011 года ФНС планирует наполнить суммой в 8 триллионов рублей. И в следующие годы от нее требуют новых рекордов.
Между тем налогоплательщики нередко продолжают всеми правдами и неправдами уклоняться от уплаты налогов и сборов, «прятать» денежные средства и имущество, использовать мошеннические схемы. Как аудиторы мы часто это наблюдаем и выносим соответствующие рекомендации. Ведь именно из-за подобных нарушений налоговики постоянно ужесточают методы своей работы, в результате чего страдают в том числе и добросовестные, ни в чем неповинные налогоплательщики.
А бывает другая крайность. Мне один клиент недавно сказал: «Знаете, я плачу все, что нужно, и еще на всякий случай еще процентов 20, чтобы меня не трогали». Я на это ответил: «Вы платите 20 процентов сверх Вашей налоговая нагрузки, значит, налоговая инспекция посчитает, что может с Вас содрать еще процентов 30».
Так что лучше придерживаться налоговых приличий – платить не меньше минимума, но и не больше расчетных величин по совокупной налоговой нагрузке.
Как исследуют на порядочность
В арсенале налоговых органов существует много возможностей исследовать работу организации на «налоговую порядочность». Один из основных аналитических методов – «математическая модель» налогоплательщика. Эта модель создается по определенным методикам в результате аналитической обработки следующих параметров: виды деятельности организации, денежный оборот по банку, филиальная и торговая сеть, численность работающих, объем производственных и торговых площадей, признаки холдинговой структуры, структура бухгалтерского баланса, операции с наличностью, активы предприятия, а также характер взаимоотношений с контрагентами и с организациями, обслуживающими бизнес.
Второй метод называется «налоговый портрет» компании. Налоговиков, которые используют его, интересует прежде всего следующее: суммы и виды уплачиваемых организацией налогов и сборов, регулярность (соблюдение установленных сроков) расчетов с бюджетом, пыталась ли фирма возместить НДС из бюджета, подавала ли заявления на возврат ранее уплаченных сумм, уровень официальных зарплат сотрудников и результаты предыдущих налоговых проверок.
Инспекторы могут сравнивать данные, полученные с помощью первого и второго методов, и проверять их на соответствие показателям фирм, занимающихся аналогичной деятельностью.
И третий метод - «юридический портрет». Инспекция выяснит и тщательно проанализирует, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги и в порядке ли уставные документы и прочая хозяйственная документация.
В результате проведения такого комплексного анализа инспекторы могут практически со 100-процентной точностью определить суммы налогов, которые должен уплачивать добросовестный налогоплательщик. И если цифры, которые «выведут» налоговики, более чем на 20 процентов отличаются от тех, что уплачивает предприятие в действительности, то риск налоговой проверки серьезно повышается.
Есть и другие контрольные параметры, которые анализируют инспекторы. Это отраслевые показатели, такие как уровень зарплаты сотрудников компании, размер торговых наценок, рентабельность и прочие характеристики норм прибыли. Обращается внимание на степень благонадежности банков, с которыми работает компания. Если они не вошли в систему страхования вкладов физических лиц, не имеют договора с Агентством по страхованию вкладов, да еще и имеют взыскания Центрального банка РФ, то считаются не заслуживающими доверия. Всего в России работает около 1000 банков. Работать рекомендуется с банками, которые находятся не ниже 250-го места в рейтинге надежности банков ЦБ РФ. Все остальные – в зоне риска.
Другими налоговыми рисками являются работа с недобросовестными обслуживающими организациями, непрофильная деятельность и непрофильные активы, юридические и организационные риски.
Кого причисляют к «однодневкам»
Отслеживается и еще один важный параметр - признаки фирмы-«однодневки». Причем как у самой компании, ведущей бизнес, так и у ее контрагентов. Работа с «однодневкой» может явиться основанием для выездной налоговой проверки вашей компании, поэтому я не рекомендую напрямую сотрудничать с такими фирмами.
Налоговики выработали определенные критерии, по которым компания может быть причислена к «однодневкам». Этих признаков в настоящее время почти 150. Примечательно, что под эти характеристики может попасть и вполне законопослушная организация. Поэтому компания может быть признана «однодневкой» не по одному критерию, а по совокупности нескольких из них.
Одним из таких признаков являются регистрационные критерии. У налоговых органов вызывает подозрение организационно-правовая форма предприятия «общество с ограниченной ответственностью». Инспекторы с настороженностью относятся к организациям, юридические адреса которых совпадают с несколькими десятками других зарегистрированных фирм. К таким адресам, впрочем, причислены практически все офисные центры в Москве. Сведения об адресах массовой регистрации в столице можно найти на интернет-сайте Управления ФНС России по Москве. Там же можно посмотреть и списки генеральных директоров, которые руководят десятью и более фирмами. Негативным будет мнение налоговиков и в тех случаях, когда в учредителях у нее значится только одно физическое лицо. Негативным фактором будет совмещение одним человеком должностей генерального директора и учредителя или генерального директора и главного бухгалтера.
Во вторую группу входят налоговые критерии. Это сдача нулевых балансов или отказ сдавать отчетность в электронном виде. Для инспекторов такой отказ равносилен добровольному признанию организации «однодневкой». При электронном документообороте передавать отчетность нужно по интернету, налоговики в этом случае могут легко отследить IP-адрес, а через него можно «выйти» на организаторов.
Третьей группой являются критерии, связанные с порядком документооборота. Существенным основанием для признания компании «однодневкой» является расхождение образцов подписей в банковской карточке с подписями на бухгалтерской отчетности и первичных документах. Нередко на основании почерковедческой экспертизы налоговики признают документы не имеющими юридической силы.
И четвертой группой признаков фирм-«однодневок» являются финансовые критерии: например, несоответствие входящих и исходящих платежей по назначению и видам деятельности компании. Если деньги на счет организации приходят, например, за горюче-смазочные материалы, строительство и консалтинг, а уходят за ценные бумаги, то к компании со стороны налоговой инспекции могут возникнуть вопросы.
План по проверкам
Ни для кого уже не секрет, что у налоговой службы есть план, сколько налогов нужно собрать, сколько проверок разного рода при этом провести и даже сколько следует собрать штрафов, пеней и недоимок. Есть разнарядка и по внеплановым налоговым проверкам.
Из всех налоговых проверок самая легкая – встречная проверка, при которой проверяют не организацию, а контрагента, которого внимательно изучают по отдельно взятому налогу в отдельно взятом периоде. В организацию приходит запрос о том, было ли сотрудничество с этим контрагентом. Согласно прошлогодней поправке в Налоговый кодекс (закон №229-ФЗ) требование инспекции ФНС о предоставлении документов считается полученным на шестой день после его отправки. А на то, чтобы предоставить документы, у налогоплательщика есть 10 рабочих дней. Делопроизводство в компании должно быть поставлено очень четко. Ведь если вы укладываетесь в эти сроки, то, скорее всего, проверка может считаться законченной. Если же организация не уложится в срок, предоставит документы не в полном объеме или они будут содержать грубые ошибки, например, несоответствие подписей и печатей имеющимся образцам и т.п., то фискальный орган по какой-нибудь формальной причине вызывает представителя организации в инспекцию на разбирательство, и ему и будет задан вопрос о том, почему было допущено данное нарушение. Главное условие, позволяющее организации успешно пройти встречную проверку, при администрировании – подписывая документы с контрагентом, нужно внимательно проследить за единообразием нумерации, подписей, печати, прочитав все комплекты любых соглашений, а не единичный экземпляр. Встречные проверки у ваших контрагентов могут вовремя предостеречь о возможном появлении сотрудников налоговой инспекции и у вас.
Более сложным вариантом является камеральная проверка. Слово «Cameral» переводится с латинского как «ограниченный», то есть эта проверка - ограниченное по своему масштабу инспектирование. Оно обычно охватывает небольшой период деятельности, включающий в себя один-два отчетных периода или одну сделку, по которой проверяется правильность исчислений и уплаты всех налогов. А вашим контрагентам будут разосланы требования о встречных проверках. Процедура проходит заочно путем доставки документации по почте. Чаще всего результатом такого типа проверок становятся доначисления налогов, пени, штрафы. Если нарушения совершены в особо крупных масштабах (от 1 млн рублей), то возможно возбуждение уголовного дела по статьям 198 и 199 УК РФ («Неуплата налогов» и «Сокрытие объектов налогообложения»). Примечательно, что инспекторы имеют весьма мощную мотивацию – они получают до 70% от сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов, поэтому эффективность камеральной проверки для налоговой службы не меньше выездной. И еще одна важная деталь: результаты камеральной проверки могут послужить предпосылкой для более серьезной налоговой проверки предприятия.
Камеральная проверка – единственный вид проверок, который может проводиться без ведома налогоплательщика. О том, что в отношение вас проводится такая проверка, можно узнать из двух верных источников – от банка и от контрагентов. Банк знает о начатой проверке, поскольку инспекторы обращаются туда с требованием предоставить выписку по расчетному счету за определенный период. А по контрагентам проводятся встречные проверки. Чтобы вас предупредили, с банком и контрагентами должны быть установлены хорошие отношении.
Прогнозировать можно и внеплановую выездную проверку организации, задачей которой является тоже доначисление налогов, штрафов пеней. В каждой инспекции есть свои негласные указания о «тарифах». По Москве, например, минимальная ставка – в Восточном округе (1,5 млн руб.), максимальная – естественно, в Центральном (до 5 млн руб.). Одним из признаков приближения выездной проверки может быть вызов в налоговую инспекцию «на беседу» сотрудников компании, имеющих право подписи на расчетно-финансовых документах. Тематика разговора может быть как определенной, по какому-то конкретному вопросу, так и общей. Проводиться она тоже может по-разному (в неформальном ключе или в формате объяснений). Также должен насторожить тот факт, что налоговая служба направила запрос в банк по операциям по расчетному счету и с просьбой предоставить копию юридического дела для анализа на предмет реального функционирования компании. Впрочем, налоговики и сами все чаще заранее предупреждают о готовящейся выездной проверке, тайну из этого мало кто делает. За время до начала проверки (как правило, это один-два месяца) можно подготовиться и устранить недостатки в документации.
Как подготовиться к визиту инспектора
Во время ожидания выездной проверки нужно подготовить офис, там должно находиться только официальная документация, объяснимая с юридической точки зрения. Необходимо по максимуму ограничить информацию, которая может поступить к налоговикам. Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно ходил по офису, беседовал с любым сотрудником, заглядывал во все компьютеры. Иначе поток информации станет неуправляемым. Рекомендую выделить инспекторам отдельное помещение, поставить туда компьютер, не подключенный к серверу, обеспечить проверяющих чаем, кофе, булочками, а также строго ограничить количество работников, которые могут с ними общаться. Это должны быть только несколько человек – должностные лица предприятия, которые имеют право подписи, и специалист, разбирающийся в юридических и налоговых тонкостях. Грамотный специалист сделает так, что в результате проверки налоговая служба обязательно допустит ряд нарушений, благодаря которым акт инспекции можно будет отменить в судебном порядке.
Учтите, что попытка «договориться» с налоговой инспекцией посредством дачи взятки может обернуться уголовным делом. Все проверяющие «вооружены» диктофонами, да и в стенах самой инспекции все постоянно «пишется» на аудио и видео. Так что будьте внимательны в выборе выражений, когда общаетесь с сотрудниками ИФНС.
Оспаривать результаты проверки можно после составления чернового акта налоговой проверки с прилагаемым к нему отчетом. Налоговая инспекция в последнее время все чаще идет на диалог по урегулированию разногласий с налогоплательщиком в досудебном порядке.
И еще один совет: на всякий непредвиденный случай (блокировка счета, наложение взыскания) нужно иметь резервное предприятие или группу предприятий, расчетными счетами которых можно будет воспользоваться.
Полностью избежать налоговых доначислений, скорее всего, не удастся, однако существенно уменьшить их вполне возможно.
Более подробно данные вопросы будут рассмотрены на конференции «Налоговое администрирование. Эффективные способы защиты прав налогоплательщика в 2011 году», которая состоится 7 апреля 2011 года.
Свое участие в мероприятии подтвердили заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Разгулин, Председатель Совета Директоров АКГ «Градиент Альфа», Председатель Экспертного Совета при Комиссии Московской городской Думы по законодательству Павел Гагарин, заместитель генерального директора ООО «Такском» по особо важным проектам Игорь Мурашкинцев