Почему коучинг и почему бизнес? Коучинг – потому, что настало его время, время столкновения двух парадигм технологической с заранее запрограммированным результатом и майевтической (от маевтика (греч.) – родовспоможение) с результатом отнюдь не запрограммированным, а лишь позволяющей и создающей условия для того, что должно родиться в свободном творческом процессе. Давно уже говорят о коучинге индивидуальном, профессиональном, коучинге команд, коучинге компаний. Можно, пожалуй, уже начинать говорить о коучинге целых стран, в особенности такой страны как наша, которая в настоящее время является настоящей ареной борьбы различных технологий, манипулирующих сознанием. Борьбы, в которой мы уже втрое десятилетние терпим одно поражение за другим. Терпим во многом потому, что боимся признаться, что война идет, и что она безжалостна. Результаты этой войны на лицо: потеря территории, ресурсов, ну а самое главное душ человеческих.
В этой связи вспоминается известное высказывание Виктора Пелевина: «Антироссийский заговор, конечно существует. Проблема в том, что в нем участвует все взрослое население страны». От себя хочется добавить, что не только взрослое, «борьба за головы» начинается уже с пеленок, итоги этой борьбы всем известны и совсем не утешительны, но мы упорно продолжаем подобно страусу прятать голову в песок. Нашей стране очень не хватает хорошего коучинга, чтобы она уже в который раз родилась или возродилась подобно фениксу из пепла и раскрыла свой могучий потенциал.
Что ж, пока наша многострадальная Родина мирно посапывает в ожидании назначенного ей Богом коуча, мы перейдем от вещей глобальных к менее масштабным, поговорим о бизнес-коучинге. Почему о бизнес? – Очевидно, потому что настало время о нем поговорить. Ведь мы давно уже говоря о тренинге разводим понятие просто тренинга (или социально-психологического тренинга) и бизнес-тренинга. Настало время ввести такое же разделение и относительно коучинга.
Предвижу возражения со стороны коллег-коучей: коуч не учит, лучшие коучи – те, которые не знают специфики предмета и т.д. – В этих словах, возможно, и есть доля истины. Однако давайте уточним суть коучинга в бизнесе. Цели коучинга в бизнес – это повышение профессиональной и личностной зрелости сотрудников. Вспомним решетку лидерства Херси и Блэнчарда, которые как раз и предлагали подбирать лидерские стили от этих двух факторов: личностной и профессиональной зрелости.
Профессиональный бизнес-коучинг прекращает известную ситуацию, когда сотрудник приходит к руководителю 20 раз с одной и той же проблемой, не решаясь брать на себя ответственность, и нечему не научившись на опыте. Профессиональный бизнес-коучинг значительно облегчает жизнь руководителю, поскольку наиболее подходящий стиль для зрелого в профессиональном и личностном плане сотрудника – это делегирование. И если я не прав, пусть Хэрси и Блэнчард бросят в меня камень.
Бизнес-коучинг на уровне команды и компании способствует тому, чтобы команда и компания как персона[1]¸ быстрее научалась и приспосабливалась к быстро меняющейся внешней среде, становилась живой и обучающейся, и имела гораздо больше шансов к выживанию и процветанию, нежели ее многочисленные собратья: компании-машины.
Теперь по поводу специальных знаний. Подобно бизнес-тренеру, бизнес-коуч должен профессиональными знаниями обладать, причем знаниями не специфическими и детализированными (это необходимо консультанту), а знаниями широкими и контекстуальными. Бизнес-коуч задает и создает развивающий контекст, а для того, чтобы этот контекст задать, знания специфически-профессиональной среды у него безусловно должны быть. В общем то в этом и состоит суть коучинга: создать среду, контекст в котором коучируемый
быстрее созреет и максимально раскроет свой потенциал: личностный – если речь идет о личностном коучинге, жизненный, если речь идет о коучинге жизни (или экзистенциальном коучинге) и профессиональный, если речь идет о профессиональном бизнес-коучинге.
Конечно, все эти три вида коучинга тесно связаны друг с другом. Но каждый из них ставит во главу угла разные вещи. Бизнес-коучинг раскрывает потенциал именно в профессиональной бизнес-среде, значительно повышая, при всем при том, эффективность работы. В бизнес-коучинге можно выделить как минимум две его разновидности:
Наставнический (полевой коучинг), в которой наставник использует инструментарий коучинга для скорейшего развития и адаптации новичка, и так называемый коуч-менеджмент, стиль руковдства, в основе которого лежит постоянное развитие и правильная расстановка персонала, в которой создаются: а) условия для скорейшего развития профессионального и личностного развития, иными словами раскрытия потенциала; б) максимально эффективного использования этого потенциала на благо организации. Можно также говорить, что осуществление коуч-менеджмента происходит как на уровне отдельных сотрудников, так и на уровне всего подразделения, которым руководит наш коуч-менеджер.
Необходимо отметить, что в обоих случаях как в коучинге наставническом, так и в коуч-менджменте, для создания адекватной развивающей среды, необходимо хорошо ориентироваться в специфике работы коучируемого, что еще раз подтверждает необходимость и насущность введения в деловой язык понятия бизнес-коучинг.
[1] См. Ари де Гиус «Живая компания» – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. - 286с.