Balanced scorecard: как перейти от бюджетного управления к стратегическому
семинар
Сбалансированное управление - новейший подход к стратегическому менеджменту. Основанный на сбалансированной системе показателей он дает надежные средства для управления долгосрочным ростом компании, повышения капитализации и всестороннего совершенствования деятельности компании.
Цель семинара
Предоставить слушателям семинара полное понимание методики Balanced Scorecard, навыки по построению стратегических карт и подбору ключевых показателей результативности, знание приемов стратегического бюджетирования и мотивации персонала в зависимости от выполнения показателей, принципов формирования проектной команды по внедрению, методик адаптации ССП к российским реалиям, практического опыта на примере реально осуществленных российских проектов и зарубежных разработок по развитию концепции сбалансированного управления.
В программе семинара
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
1. Причины появления ССП и ее сущность
-
Недостатки традиционной системы бюджетного управления.
-
Переход от управления материальными активами к управлению стратегиями.
-
Возросшая роль нематериальных активов и новый механизм создания стоимости.
-
Фокусирование на реализации стратегии.
2. Стратегическая карта
-
Проекция стратегических целей на плоскость из четырех составляющих (финансы, клиенты, процессы, развитие).
-
Стратегические направления в финансовой составляющей: расширение структуры деятельности, рост дохода, сокращение издержек, улучшение использования активов.
-
Стратегические направления в клиентской составляющей: характеристики товара, имидж, взаимоотношения с клиентами.
-
Стратегические направления в составляющей внутренних процессов: инновационные, операционные процессы, управление клиентом и др.
-
Стратегические направления в составляющей развития: человеческий, информационный и организационный капитал.
-
Причинно-следственные отношения целей, раскрывающие стратегию предприятия.
3. Ключевые показатели результативности
-
Проблема измеримости целей. Цепочка "цели-показатели-задачи-инициативы". Группировка ключевых показателей по стратегическим направлениям:
-
Выражение новых источников дохода через показатель "доля дохода".
-
Определение роста дохода через показатели доли сегмента рынка, целевых клиентов, прибыльности продукта и клиента.
-
Отражение снижение издержек через различные показатели затрат.
-
Отражение использования активов через показатели рентабельности и оборачиваемости активов.
-
Комплексное определение ценности предложения через цепочки показателей доля рынка, сохранение и расширение клиентской базы, удовлетворенности и прибыльности клиента.
-
Показатели инновационных, операционных процессов, и процессов управления клиентом.
-
Показатели, характеризующие развитие человеческого, информационного и организационного капитала.
4. Создание основы стратегического управления
-
Понятие основы стратегического управления.
-
Декомпозиция целей/показателей компании как прием перевода стратегии на операционный уровень.
-
Каскадирование как метод разработки ССП силами всей организации.
-
Определение целевых значений показателей (постановка задач) как функция стратегического планирования по целям.
-
Разработка стратегических инициатив (мероприятий по достижению целей).
-
Сбалансированное распределение ресурсов (стратегический бюджет).
-
Система коммуникаций в процессе непрерывного управления стратегией. Мотивация сотрудников в зависимости от выполнения ключевых показателей.
ВНЕДРЕНИЕ ССП
1. Методики внедрения
-
Зарубежный подход к внедрению (по Полу Нивену и Роберту Каплану): выбор организационной единицы для внедрения, поддержка руководства, роли и обязанности членов проектной команды.
-
Альтернативные решения российских консультантов: организация управления операционным и финансовым циклами на базе ключевых показателей.
-
Примеры внедрения ССП в России: торгово-дистрибьюторская компания, системный интегратор, риэлторская компания.
2. Финансовый анализ как дополнительный инструмент разработки ССП
-
Методика перевода выводов финансового анализа в область ССП.
-
Интерпретация в терминах ССП разделов: имущественное положение предприятия, состояние запасов и затрат, дебиторской задолженности, движения денежных средств, источников финансовых ресурсов, ликвидности баланса, финансовой устойчивости, рентабельности.
3. Развитие ССП
-
Процессно-ориентированное бюджетирование как основной инструмент стратегического бюджетирования.
-
Понятие фактора (драйвера) затрат.
-
Операционные, временные и интенсивные факторы.
-
Бюджетное планирование с помощью факторов затрат.
-
Объединение стратегического и тактического бюджетов в рамках процессно-ориентированного подхода.
-
Концепция личной ССП Хьюберта Рамперсада.
-
Интеграция жизненных целей сотрудников и стратегических целей компании.
4. Разработка стратегии
-
Матрица "стратегия-аспекты бизнеса" (составлена на основе материалов работ Генри Минцберга, Брюса Альстрэнда, Джозефа Лэмпела и Дэвида Аакера).
-
Использование матрицы для поиска ключевых факторов успеха и уточнения стратегии предприятия.
5. Практическое занятие
-
Разработка слушателями эскиза ССП для своих предприятий:
-
Формулирование миссии, видения, стратегических целей предприятия.
-
Проекция целей на стратегическую карту.
-
Построение причинно-следственных связей.
-
Подбор ключевых показателей результативности.
-
Разработка примера декомпозиции показателей.
6. Заключительная дискуссия и ответы на вопросы
Для кого предназначен семинар
Отзывы
Похожие курсы
Обращаем ваше внимание на список курсов по финансам (151), а также вам могут быть интересны курсы нлп (18), полный список курсов и приятная скидка!
