Дебиторская задолженность. Психология воздействия на должников. Переговоры по долгам
Цель семинара
Задачи тренинга:
- Изучить методы прогнозирования дебиторской задолженности.
- Определить стратегии и правила взаимодействия с различными типами клиентов-должников.
- Изучить методы и приемы эффективных переговоров по возврату долгов.
- Выделить составляющие системы противодействия и взыскания долгов с неплательщиков.
- Определить типовые ответы на возражения клиентов, связанных с отсутствием денег или нежеланием платить.
- Научиться преодолевать дискомфорт при обсуждении возврата задолженности.
- Научиться прогнозировать манипуляции со стороны клиентов и уметь ими управлять.
- Научиться быть с клиентом жестким и настойчивым, и в то же время, сохранить конструктивные отношения.
В программе семинара
- Построение системы управления дебиторской задолженностью на предприятии.
- Классификация долгов.
- Классификация подходов к взысканию долгов.
- Этапы существования дебиторской задолженности.
- Текущая дебиторская задолженность и проблемные долги: особенности работы.
- Применение системы мер и правил, при работе с должниками.
- Психология отношения к долгу.
- Причины возникновения задолженностей.
- Типология должников и ее значение для эффективности взыскания.
- Стратегии работы с разными типами должников.
- Приемлемые и неприемлемые методы работы.
- Анализ ситуации, выявление ключевых точек для воздействия.
- Моделирование поведения должника.
- Ролевые позиции по отношению к должнику в переговорах.
- Особенность двойственности положения: «и клиент и должник».
- Алгоритм взыскания задолженности: основные блоки.
- Матрица «долговых коммуникаций».
- Технология PR-сопровождения взыскания.
- Техника использования угроз: описание, демонстрация, реализация.
- Подготовка эффективного комплекта претензионных документов.
- Особенности взыскания различных видов долгов: крупные, небольшие.
- Переговоры по возврату долга: особенности режимов угроз и консультирования.
- Типичные ошибки в ходе переговоров с должником.
- Система напоминаний (писем, счетов, претензий), сигналы тревоги. Методики выявления лжи.
- Переговорные стили «жесткие, мягкие, принципиальные».
- Преодоление дискомфорта при обсуждении возврата долга.
- Специфика телефонных переговоров (просьба, требование, напоминание).
- Формат письма должнику (развёртывание, требование).
- Фиксация договоренностей по возврату долга.
- Система контроля реализации договоренностей.
- Результативные переговоры по возврату долга при личной встрече: принцип конструктивных переговоров, подготовка к контакту, выбор стратегии и тактики, поиск вариантов, аргументы и контраргументы, выявление потребностей, скрытых мотивов, истинных интересов.
- Правила аргументации (техники убеждения и влияния).
- Призыв к действию, снятие "негативного осадка" процедуры "возврата долга".
- Правила эффективного донесения информации до должника.
- Классификация отговорок должника.
- Правила работы с отговорками, типичные ошибки.
- Прояснение объективной причины и скрытых мотивов неплатежа.
- Выявление манипуляций должников и способы их пресечения.
- Управление конфликтной ситуацией.
- Управление эмоциональным состоянием (своим и оппонента).
- Работа с сопротивлением клиента, причины сопротивлений.
- Способы реагирования на неконструктивное поведение должника (агрессию).
- Построение отношений с клиентом – без «просроченных долгов».
- Изучение клиента, оценка «факторов риска неплатёжеспособности».
- Сбор информации о клиентах-должниках.
- Методы воздействия на сотрудников компании, ответственных за дебиторскую задолженность клиентов.
- Алгоритм взаимодействия с "группой риска" - потенциальными неплательщиками.
Результат посещения семинара
Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью клиентов в компании, за счёт оптимизации бизнес-процесса «продажи» и эффективных мероприятий по профилактике и возврату дебиторской задолженности.
Для кого предназначен семинар
Коммерческие директора, руководители и сотрудники финансово-экономических служб, работающих с ДЗ, сотрудники отдела внутреннего контроля, кредитные инспектора, руководители отделов продаж, менеджеры отдела продаж, менеджеры по работе с клиентами.
Метод ведения
! Предварительная подготовка: Желательно заранее прислать наиболее острые и волнующие вопросы из тех, что будут освещаться на семинаре. Это сэкономит время и сделает семинар более практичным.
Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия тренера и участников. Используются работа в малых группах, мозговой штурм, наглядные материалы. Моделируются ситуации, в которых участники будут ощущать действие тех же факторов, с которыми они сталкиваются или могут столкнуться на работе. В ходе последующего обсуждения участники не только наблюдают, анализируют, делают выводы и получают необходимую теоретическую информацию, объясняющую их непосредственный практический опыт, но и соотносят с помощью ведущего свой имеющийся и полученный опыт и знания.
Раздаточные материалы
предоставляются