Выбор подарков-сувениров начинается с целого ряда вопросов и определения целевой аудитории, на которую рассчитана подарочная продукция. Кто они – наши клиенты, солидные люди бизнеса, иностранцы или русские, мужчины или женщины, католик или мусульманин? Что следует дарить? С какой целью? Поднять престиж своей компании или просто завлечь побольше посетителей на свою BTL-акцию? А, может быть, это будет просто вежливый знак внимания клиенту? Каким будет наш бизнес-подарок? Личным, корпоративным или тематическим…

Закон первый. Корпортаивный подарок должен быть оригинальным.

Здесь все крайне просто. Даже если Вы решили подарить своему партнеру ручку, то стоит побеспокоиться, чтобы она отличалась хоть чем-нибудь от десятков своих сестричек, которые уже обитают у Вашего клиента на столе, в столе, за столом и под столом.

Специалисты рекомендуют! Принято распознавать рекламные сувениры и корпоративные подарки. Во-первых, подарок должен быть дороже сувенира, во-вторых, быть более персонифицированным и, в-третьих, определенным образом обязывать получателя. Сувенир же, напротив, ни к чему не обязывающий, более дешевый презент, не учитывающий личности одаряемого; его можно подарить как будто, между прочим, в любой момент знакомства. Основное же различие – в решаемых задачах: рекламный сувенир направлен на привлечение новых клиентов, а бизнес-подарок – на выражение благодарности уже существующим. Сувенир несет рекламную нагрузку, а подарок призван укреплять лояльность партнера.

Закон второй. Подарок должен быть полезным.

Если Вы успешно выполнили первый закон, и выбрали в качестве подарка оригинальную вещицу, например, ручку… Он, безусловно, полезен и утилитарен до неприличия. А если вы решили подарить человеку невероятно полезную бездымную пепельницу, при том, что Ваш партнер не курит, а Российские власти буквально в ближайшем будущем планируют объявить войну этой вредной привычке в общественных местах. Что тогда? Тогда Вы пополните коллекцию бесполезных вещей одариваемого, ожидающих своей очереди на передаривание по случаю,  где-нибудь в нижнем выдвижном ящике стола нового хозяина.

Закон третий. Подарок должен быть уместным.

Это очень тонкий момент, особенно, для начинающих дарителей. Подарок должен быть однозначным и недвусмысленным. Дарить часы человеку преклонного возраста и старой закалки – неминуемо быть обвиненным в намеке на его сочтенное время. Хорошо, если это обвинение Вы получите в шуточной форме, однако, осадочек останется, скорее всего, в двустороннем порядке.  Специалисты советуют лучше дарить такому клиенту шахматы, а на словах озвучить гениальное комбинаторное мышление одариваемого.  И ни в коем случае это не должны быть учебные шахматы. Это должен быть подарок для того, кто отлично знает, как играть, и для того, кому теперь еще и важно, чем.

Закон четвертый. Подарок должен быть этичным.

Не вдаваясь особенно в подробности, следует отметить, что неэтичным может стать дорогой подарок, обязывающий взамен сделать ответный подарок, эквивалентный по стоимости. Поэтому в большинстве организацией не принято делать дорогие подарки партнерам и клиентам. Как исключение, дорогие подарки могут совершаться в личном порядке, или в косвенной форме (оплаченные турпоездки, презенты родственникам и т.д.), но этот шаг уже имеет мало отношения к рассматриваемой теме. А острые на язык коллеги всегда найдут подобным Вашим действиям острые определения, недостойные публикации в данном материале.

Закон пятый. Подарок должен соответствовать имиджу Вашей компании. 

Если Вы – представитель банковской сферы, то Ваши клиенты вряд ли поймут презент в виде мигающей ручки к празднику. Посему здесь выводы делать придется самостоятельно.

Закон шестой. Подарок должен быть законным.

Стоимость подарка государственным служащим и служащим муниципальных образований в связи с исполнением ими служебных обязанностей не должна превышать 5 МРОТ (ст. 575 Гражданского Кодекса РФ). Уголовный кодекс РФ считает взяткой любой подарок этой группе должностных лиц, данный взамен действия – бездействия в интересах взяткодателя. Аналогичные формы действуют относительно лиц, выполняющих управленческие функции в организациях. С формулировкой «коммерческий подкуп».  Если эти законодательные факты Вас не смущают, тогда дерзайте!

Закон седьмой. Подарок должен быть.

И здесь спорить абсолютно бессмысленно. Кстати, учитывая, что в отечественные организации Новый Год всегда подкрадывается неожиданно, очень рекомендую вспомнить, что подарок должен быть вовремя, в канун праздника, а не спустя два месяца после, когда привезут его нам из нарушившей все возможные условия договора, типографии.

Итак,  специалисты рекламно сувенирной отрасли советуют:

  1. Планировать бюджет на год с учетом проведения всех рекламных акций и праздников. Тогда вы сможете без спешки выбрать нужные сувениры, заказать их по более низкой цене и рассчитывать на то, что они в нужное время будут в нужном месте.
  2. Дарить полезные вещи.
  3. Дарить сувениры из кожи, дерево, камня, металла. Все это не только красиво, но и оригинально.
  4. Готовить подарки заблаговременно. Лучше не подарить ничего, чем приобретенное наспех.
  5. Научится выбирать. Вы дарите не марку производителя, а конкретную вещь, предназначенную быть ПОДАРКОМ. Вам должно быть жаль с ней расставаться, тогда и люди оценят знак вашего внимания.

При поднесении подарка важно учитывать национальные и культурные особенности страны партнера. Так зарубежом принято, что:

  • Во время первой встречи первыми подарки преподносят хозяева.
  • Особо дорогие подарки преподносят по случаю юбилейных и значительных дат в жизни компании. Такие подарки, снабжают памятной гравировкой, дарственной надписью и преподносятся только в исключительных случаях, например, в связи с юбилейной датой в жизни компании.

Подарки вручают только в следующих случаях:

  1. юбилейная дата в деловой жизни руководства компании;
  2. юбилейные и другие значительные даты в жизни компании;
  3. государственные праздники (8 марта, 23 февраля);
  4. общемировые праздники (Рождество и Новый год);
  5. профессиональные праздники.

Сувениры уместны в следующих случаях:

  • презентация своей продукции;
  • представление своей продукции на выставке;
  • проведение семинаров и конференций;
  • деловая встреча с российскими и зарубежными клиентами/партнерами.

При покупке "сувениров для массовой рекламы" главную роль играет их цена и функциональность, а также наличие на них необходимой площади для нанесения логотипа.

При закупке сувениров и VIP- подарков менеджеры по корпоративным отношениям смотрят в первую очередь на престиж и качество, во вторую – на цену и функциональность. Немалое значение они придают и внешнему виду продукта: где и из чего он изготовлен, какое впечатление производит.

Выбор приоритетного критерия – довольно сложный вопрос. Практически все зависит от обстоятельств, назначения сувенира, тиража, статуса компании и от многого другого.
 Так что дерзайте! Хотя, на мой взгляд, лучше упустить некоторые из вышеизложенных законов и рекомендаций, чем вообще забыть подарить свой знак внимания клиенту.

В публикации использованы рабочие материалы Сувенирной Компании «Пуск».