Представьте себе ситуацию: Вы успешный производственный руководитель (начальник цеха, главный инженер, директор по производству). И вас… повышают. Переводят на другое предприятие со схожей технологией, но с большим количеством людей, более современным оборудованием, вообще «более продвинутое».

Если технология производства принципиально та же (а производственников-то в основе переводят именно так, по отраслевому принципу), то ее освоение на новом месте не потребует много времени. А вот все эти «управленческие навороты»… Мало того, ведь вас же переводят не для того, чтобы все оставалось «как есть». Что Вы можете предложить, чтобы улучшить ситуацию? Что и как можно развить на этом новом месте? Как вам быстро освоиться? Как наладить эффективное взаимодействие с другими службами и подразделениями, «вписаться» в их проекты и работы?

Ниже мы приводим небольшую таблицу, в которой содержатся типовые вопросы, возникающие при освоении на новом месте, и возможные способы поиска ответов.

 

 

 

 

Вопрос

На что следует обратить внимание:

1

Есть ли общая стратегия и как она преломляется в деятельности производства?

Каков бы ни был стратегический документ, для производства в нем важно следующее:

1.        Какая стоит задача: рост объемов выпуска или снижение затрат на производство? Не верьте, когда говорят «и то, и то» – скорее всего, сами не понимают, о чем речь.

2.        Обновление ассортимента, новая продукция. Безусловно, радует, когда это есть, но скорректирован ли план выпуска на освоение и «параболу обучения».

2

Как устроены продажи и что это значит для моего производства?

Как продают в отделе продаж? Под заказ или со склада? Какова номенклатура и объем отгрузок? Главное, что нужно выяснить для производства: минимальный объем партии (серийность). Идеал старого производства – один раз наладить и «гнать серию» – увы, недостижим. Чем меньше объем партии, тем чаще нужны будут переналадки, которые, как правило, не учитываются в общем плане выпуска.

Кому подчиняется служба закупок – директору по производству или коммерческому директору? Если коммерческий директор объединяет и продажи, и закупки, договариваться со снабжением и влиять на него будет труднее. Выход один – четкость собственного планирования потребностей в материалах и сырье плюс однозначность в постановке задач снабженцам.

3

Кто и как подбирает для меня персонал?

Обычно система отбора 2-ступенчатая – сначала кандидата подбирают в службе персонала, а потом отправляют на собеседование в производство. Что должен пройти кандидат, прежде чем попасть на собеседование к руководителю производства? Как выглядят эти тесты, анкеты, опросы? Какого рода объявления подаются в газетах? Зачастую современные кадровики устанавливают такие «входные» проверки, что подходящий человек через них и не пройдет.

4

Какова действующая система учета производственных затрат?

Самое важное – за какие затраты отвечать мне? Переменные? Прямые и косвенные? Если накладные, то в какой части? С этой точки зрения самый важный человек находится в ПЭО – тот, который определяет и обосновывает нормативы на производство. Кто это? По каким справочникам работает? Когда они обновлялись?

5

Как учет затрат влияет на премирование/ депремирование сотрудников?

По большому счету, должен влиять. Если, к примеру, переменные затраты отнормированы, то за превышение норм кто-то должен отвечать. Проблема в том, что, как правило, считать это умеют только в деньгах. А как тут избежать влияния изменений закупочных цен? И как тогда разделить – затраты выросли от перерасхода или от цены? И как объяснить это рабочим?

6

Что из стандартов качества ISO внедрено реально, а что осталось «бумажкой на стене»?

Обнаружить «присутствие» ISO на предприятии легко: на видном месте (у входа в столовую) висит большой плакат под названием «Политика качества». Председатель комиссии по качеству – Генеральный директор. Есть ли что-то по существу - покажет наличие контрольных карт на производственные процессы и их статистическая обработка. Если этого нет – можно подучить десяток общих слов и забыть об ISO до очередной кампании.

7

Что тут про «бережливое производство»?

Если все сводится только к разговорам, см. рекомендацию по п. 6. По существу «бережливое производство» - русский перевод термина «Lean Manufacturing» (в свою очередь, дословно – «тощее», «поджарое» производство). В чистом виде Lean – одна из концепций оптимизации производственной деятельности, однако в России термином «бережливое» стали называть все, что касается улучшений на производстве. Сюда же можно отнести Just_In_Time, Lean, Kaizen, Waste Management, 5S.

 

Lean Manufacturing

Концепция организации производства, предполагающая уменьшение количества среднего менеджмента, прочих «передаточных звеньев» от руководства до работников.

 

Just In Time, JIT, Канбан

Оптимизация производственной логистики, с тем, чтобы уменьшить время простоев оборудования, объемы складских запасов и незавершенного производства.

 

Kaizen

Система непрерывных улучшений, основанная на организации постоянно действующих рабочих групп непосредственно из работников.

 

Waste Management

Управление потерями – времени, ресурсов, денег. Концепция поиска теряемых возможностей (ресурсов) и вовлечения их в деятельность.

 

5S

Подход к упорядочиванию любого конкретного рабочего места и связанных с ним производственных процедур.

Желаем быстрого освоения на новом месте! Понятно, что надо будет учиться. Но учиться можно по-разному. Можно на своих ошибках, а можно – на чужих. Особенно, если этот опыт уже обработан, исправлен, систематизирован. Выбор за Вами. Успехов!