В последнее время на рынке корпоративного обучения заметно возрос спрос на обучающие программы, задачей которых является повышение уровня эффективности публичных выступлений сотрудников компаний. Тренинги по публичному выступлению, ораторскому искусству и развитию коммуникативной компетентности вообще, востребованы компаниями, работающими в самых разных сферах деятельности и для персонала разного уровня.

HR-менеджеры искали необходимые ключевые компетенции для современных руководителей и сотрудников. Важный вопрос: в какое направление развития персонала вложить имеющиеся в распоряжении компании ресурсы? Так, что бы это было эффективно. Профессиональным навыкам, специфическим для каждой конкретной отрасли, обучаются в специализированных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации. Владение ими естественно – без этого человек просто не попадет на работу в современную компанию. Но постепенно стало очевидно, что помимо узкоспециальных навыков сегодня необходимо обладать умениями универсальными. Среди них выделился универсальный навык общения, ведь именно так можно перевести на русский язык понятие "коммуникативная компетенция". И любой коммуникативный  тренинг - это, по сути - тренинг общения.  Это одна из причин повышения спроса на обучающие мероприятия по публичному выступлению  [ораторскому мастерству].

Еще одной причиной становится то, что сегодня всё большее количество людей осознаёт, что развитие рынков достигло той точки, когда некачественному товару или услуге на нём нет места. Этап борьбы за качество продукта прошёл. Точнее, она (борьба) видоизменилась. Теперь высокое и высочайшее качество того, что мы продаем покупателю столь естественно, что предположить успех той или иной компании, продающей товар качеством ниже отличного трудно. И из этого правила почти нет исключений. Сегодня в нашу жизнь стремительно ворвался рынок, на котором, помимо “железок” и услуг по их обслуживанию нам продают переживания. Например, ощущение причастности к легенде того или иного бренда, к какой-либо истории, связанной с этим продуктом. Переживания у конечного потребителя вызывает, безусловно, в первую очередь, реклама (в любой её форме: прямая или скрытая). Но способность воодушевлять людей вокруг: покупателей, сотрудников собственного отдела или коллег из других компаний, остается тем навыком, который неотделим от его носителя. И именно здесь сегодня одно из самых ключевых конкурентных преимуществ любого современного профессионала.

Что же значит «публичное»?

Возможно ли как-то определить то, что мы называем «публичным пространством»? Да, такое определение есть. При чем, это пространство может быть рядом с любой деятельностью, с любым занятием. С любой профессией. Публичной деятельностью мы называем такую деятельность, у которой есть свидетели. Да, всё так просто. Вообще говоря, даже если вы в процессе работы взаимодействуете с очень небольшим количеством людей вокруг – даже такое взаимодействие будет публичностью, пусть и в небольшой степени. Даже небольшой коллектив – это микро- или мини-социум, и основные законы публичного действия работают и там. Другими словами, когда нам необходимо выступить с длительной речью, например, на симпозиуме для большой аудитории коллег и когда нужно сказать новогодний тост в кругу семьи – мы производим публичное действие. И законы, по которым эти действия будут проистекать и развиваться, одни.

Что делает консультант?

Чем же занимается консультант или тренер по публичному выступлению? Мы склонны отвечать на этот вопрос так: консультант организует процесс развития навыков публичного выступления. И каждый осваивает эти навыки лучше или хуже, в зависимости от личностных особенностей. Такова, кстати, общая закономерность обучения – один ученик в школе лучше усваивает один тип знаний (материала) и способы их применять, дугой человек – другой тип.

Тренинги.

В рамках проекта "Человек Публичный" вот уже несколько лет мы проводим тренинги по публичному выступлению. Помимо клиентов в политическом пространстве, за последнее время нашими услугами воспользовались компании Faberlic, ОАО «Вымпелком», представительство Armani Casa, финансовая корпорация "УРАЛСИБ". Заказчиками становятся компании, менеджеры высшего звена которых считают, что развитие навыков публичности у персонала компании является задачей, решение которой позволит повысить эффективность работы сотрудников, а, следовательно, повысить капитализацию компании вообще.

Одним из первых вопросов, которые задают нам [потенциальные] участники тренингов по публичному выступлению, уже традиционно является вопрос, смысл которого можно сформулировать следующим образом: я пройду тренинг. Значит ли это, что после него, через два или три дня я смогу выступать публично очень эффектно и продуктивно? Так же уверенно, как [здесь следует фамилия публичного человека, которого спрашивающий считает эталоном уверенности]? На подобные вопросы мы отвечаем: нет, через три дня, скорее всего, не сможете. Некоторые люди не понимают такого ответа и следующим вопросом в этом случае обычно является такой: а зачем же тогда нужен тренинг[и]?

Ещё один важный, на мой взгляд, момент. Некоторые коллеги-консультанты пытаются подготовить из своих клиентов профессиональных ораторов. И именно это обещают Заказчику. Но всё дело в том, что задача подготовки профессионального оратора встречается крайне редко. Это может потребоваться только человеку, для которого публичное выступление является базовым процессом его повседневной деятельности, например, публичному политику или артисту. В большинстве же случаев мы имеем дело с клиентами, деятельность которых связана с совсем иной отраслью. Например, директор регионального филиала компании. И неважно, что эта компания продает: мебель, услуги сотовой связи или косметику: время от времени такому человеку необходимо умение эффективно говорить публично. Но именно время от времени. Потому, что он – директор. А не артист. Даже продавец (любого уровня), который постоянно контактирует со своими потенциальными покупателями, своей задачей имеет продажу товара или услуги, а эффективная коммуникация - лишь инструмент её достижения. Другими словами, на рынке корпоративных клиентов есть спрос на подготовку эффективных спикеров, а не профессиональных ораторов. Ещё точнее, не спикеров (ведь англоязычное “speaker” принято переводить именно как «оратор»), а представителей компании, публичная составляющая которых существенно выше, чем у всех остальных сотрудников. Очевидно, что в этом случае, программы подготовки будут разными, но общими у них будет одно: простого преподнесения, «заучивания» и тренировки некоторых упражнений, схем – недостаточно!

Тренинг предназначен для того, что бы обучить участника какому-либо навыку, а в дальнейшем развивать (буквально - тренировать) его. Тренинги, которые мы проводим, помимо этой задачи прежде решают задачу иную. Гораздо более фундаментальную для публичной деятельности.

Итак, англо-русский словарь даёт следующие варианты перевода этого слова:

training ['treiniµ] n

1. воспитание
2. обучение
3. тренировка
4. дрессировка

Так почему же после посещения обучающего мероприятия и после действительно непростой работы на тренинге участник часто за три дня часто не может стать выдающимся Оратором или публичной персоной, отлично владеющей всеми навыками,способами и приемами эффективного публичного действия?

Ответ очень прост. Попытайтесь представить себе молодого человека, который решил впервые начать посещать тренажерный зал. С целью поправить свою физическую форму и нарастить немного мышц. Он покупает абонемент в какой-либо спортклуб. Приобретает себе спортивный костюм, обувь, сумку для переноски всего этого, выбирает время и впервые приходит в спортзал. Там его встречает инструктор, который исходя из потребностей молодого человека, выбирает совместно с ним программу занятий, необходимые упражнения, вес снарядов, продолжительность и периодичность занятий и пр. Наш герой самоотверженно трудится в зале, «двигая железо», стараясь как можно точнее выполнять рекомендации и не «халтурит». Но вот первая тренировка окончена. Приняв душ, молодой человек спешит домой. Что же будет его первым действием, как он туда попадет? Буквально вбегая в квартиру, срывая на ходу с себя майку, наш герой бежит к зеркалу, хватает сантиметр и начинает измерять свой бицепс, пытаясь понять, насколько же тот увеличился… Немного смешная ситуация, не правда ли? Те, кто знаком с практикой мышечных нагрузок, точно знают: видимые результаты можно будет заметить не раньше, чем через полгода. И это при условии, что тренировки будут систематическими и беспрерывными! Для того, что бы мышца смогла развиваться, ей необходимо одно условие: она должна работать, работать и работать! Любое умение подобно этой мышце. Что бы оно качественно развивалось, требуется работа. Длительная. Трудная. Но необходимая. А тренинг по публичному выступлению можно условно сравнить с теми тренировками, на которых инструктор совместно с участником работает над тем, что бы начать то движение, которое приведет в итоге к результату. Нашим клиентам мы часто повторяем: единственный способ научиться выступать публично – это выступать публично. И другого нет.

Внимательный читатель спросит: а что же является ещё одной фундаментальной задачей, на решение которой также направлен Ваш тренинг и о которой Вы писали страницей выше?

А той важной задачей является осознание того, что любое публичное выступление есть действие. Некоторым это кажется очевидным, но лишь на первый взгляд. На наших мероприятиях мы, прежде всего, учимся понимать, что мы делаем, когда говорим? Какое действие, какую задачу решаем?

Одной клиентке был задан вопрос: что вы делаете, когда бьете посуду? Точнее, что вы переживаете? Бью посуду! – отвечает она. А что вы переживаете при этом? Вы ревнуете? Вы злитесь? Вы обижаетесь? Или вы испытываете что-то другое? Пока мы не научимся различать, что мы испытываем или какое чувство переживаем, тренироваться бить посуду бессмысленно – это всё равно будет неэффективно. Подобно этому, тренироваться каким-либо навыкам неэффективно, пока мы не знаем точно, что мы хотим сделать, используя эти навыки. Публичное выступление может быть информирующим, провоцирующим, примиряющим, побуждающим. И только различив типы действия, мы понимаем: все они сводятся к умению вести себя публично. Поведение – более широкое понятие, чем умение говорить. Ибо любой язык есть поведение, а любое поведение есть язык.

Задачей консультантов по публичному выступлению является сопровождение клиента в том пространстве человеческой деятельности, которое становится значимым для всё большего числа профессий в современном мире. И пытаться избегать публичного пространства просто невыгодно: коллега, не избегающий его, а эффективно использующий будет иметь гораздо больше конкурентных преимуществ, в итоге оказываясь неизменно впереди тех, кто этого ещё не осознаёт