Этот вопрос уже не одно столетие волнует и философов, и политиков, и специалистов по управлению. Но однозначного ответа на него не может дать никто. В одни периоды нашей истории на первый план выходил труд человека, в другие – личность самого работника.

1990-е года ознаменовали переход нашего общества к новой эпохе – наступила эра экономики знаний. Специалисты прогнозируют, что экономика знаний просуществует по меньшей мере до 2025г.[1] И мы волей-неволей должны научиться не только жить в новое время, но и достигать в нем успеха.

В новой экономике знаний особый акцент в управлении компанией переносится на знания как таковые, поскольку именно они являются основным источником доходности и залогом успеха любой организации. При этом следует отличать знания от просто информации. Знания – это доказанное истинное убеждение. Знание всегда связано с человеческой деятельностью и подразумевает действие, оно предполагает наличие мнения и убеждения.[2] Но одного знания для эффективной работы, оказывается недостаточно. Для эффективной работы сотруднику необходимо обладать не только определенным багажом знаний, но владеть и другими качествами, что неоднократно доказывали результаты исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, отечественными специалистами было проведено исследование по выявлению зависимости между факторами опросника Кеттелла и эффективностью труда в различных профессиональных группах[3]. На основе частоты встречаемости значимых корреляционных связей они провели ранжировку  13 факторов опросника. В результате была получена следующая группировка:

Таблица 1

Ранжировка 13 факторов опросника Кеттелла 

Ранг

Фактор опросника

1

С – эмоциональная устойчивость;

2

А – сердечность, доброта, лёгкость общения, G – сила «сверх Я»

3

F  - жизнерадостность, энергичность, H – смелость в общении, предприимчивость, Q3 – самоконтроль поведения

4

B  - высокие умственные способности, E  - независимость, напористость, L  - доверчивость, устойчивость к неудачам, N  - проницательность, сдержанность, O – самоуверенность

5

M  - практичность, реалистичность, Q2 – самостоятельность

Совокупность указанных характеристик представляет собой человеческий капитал сотрудника[1], о котором сегодня так много говорят, но не часто используют в практике управления персоналом. Конечно, оценка знаний и умений – задача более простая, нежели оценка  уверенности, лояльности и других характеристик личности. Но ведь настоящих HR-ов такими трудностями не напугаешь?! Тем более, что составляющие человеческого капитала давно знакомы как компетенции работника, включающие в себя и умения, и способности, и другие личностные характеристики человека.

В связи с этим необходима переориентация всех подсистем управления предприятием, и в частности системы управления персоналом на приращение человеческого капитала в компании. Так, например, самыми ценными для организации теперь будут сотрудники, обладающие наибольшим человеческим капиталом и те из них, которые способны превратить эти знания во благо для организации. Только те компании, сотрудники которых готовы поделиться своим человеческим капиталом, смогут преуспеть в новую эпоху общества знаний.

Соответственно на плечи специалистов по управлению персоналом ложится новый груз ответственности – приумножение знаний организации путем привлечения и удержания наиболее ценных с точки зрения человеческого капитала работников на рынке труда.

Немалую роль в этой борьбе за таланты играет компенсационный пакет, предлагаемый компанией кандидатам. Если раньше большая часть крупных компаний с мировым именем ориентировалась в оплате на выполняемые работниками задачи, то теперь встает вопрос о переориентации критериев оценки труда персонала. Какие же критерии оплаты выходят на первый план на сегодняшний день?

На сегодняшний день существуют системы оплаты труда, основанные на компетенциях и умениях человека. Они широко используются за рубежом, например, в компаниях Frito-Lay, General Mills, Balzer Tool Coating.

Итак, рассмотрим систему оплаты по компетенциям и выясним перспективы её развития в новой экономике знаний.

В 1954г Джон Фланаган (John С. Flanagan) разработал подход, названный техникой критических инцидентов. Эта техника использовалась для исследования действий людей путем выявления наиболее значимых событий, цель и последствия которых могли быть  видимыми и предсказуемыми для наблюдателя в процессе наблюдения. Роберт Уайт (Robert White) в 1959г. выявил черты личности, которые назвал компетенцией. В 1973г. Дэвид МакКлелланд (D.McClelland) предположил, что такие личностные черты как мотивация и самопрезентация могут отличать худших, средних и лучших исполнителей, что подтверждается в различных группах работ. После этого немало копий было сломано специалистами и учеными, пытавшимися дать определение понятию «компетенция».  Так, в 1993г Спенсеры (L.Spencer & S.Spencer)[2] описали компетенцию как характеристику индивида, которая отличает эффективного и/или выдающегося исполнителя: «Компетенция - базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях». Они также предложили включать в состав компетенций 5 типов характеристик: мотивы, психофизиологические особенности (свойства), концепцию «Я», знания и умения. Существуют и другие классификации компетенций. Например, широко распространено деление компетенций на технические и нетехнические (общие), профессиональные, позиционные и корпоративные.

Спенсеры также предложили модель айсберга, иллюстрирующую характер каждой из выделенных групп компетенций. Знания и навыки являются видимыми и относительно поверхностными характеристиками людей.

Я-концепция, свойства и мотивы, в свою очередь,  более скрыты и спрятаны в самой сердцевине личности. Именно поэтому поверхностные компетенции (знания и навыки) относительно просто развить, к примеру, с помощью тренингов.

Глубинные компетенции (мотивы и свойства), лежащие в основе айсберга личности, оценить и развить труднее. В связи с этим проще отбирать людей по наличию этих характеристик и нанимать их из внешних источников, если внутри компании не оказалось достойного специалиста.

Компетенции на основе Я-концепции лежат где-то посередине. Установки и ценности, такие как уверенность в себе, можно изменить при помощи тренинга, психотерапии и/или упражнения для позитивного развития, хотя это потребует больше времени и усилий.

Измерение компетенций производится на основе специально устанавливаемых поведенческих индикаторов – набора действий, которые ожидают увидеть от успешного исполнителя, обладающего данными компетенциями. Эти поведенческие индикаторы включаются в модель компетенций.

Модель компетенций – письменное описание компетенций, требуемых для успешного либо выдающегося выполнения работы. В таблице 2 представлена модель компетенций HR-менеджера, созданная путем компиляции моделей компетенций, используемых в различных компаниях.

Таблица 2

Модель компетенций HR-менеджера

Роль

Компетенция

Демонстрирует (умения, навыки)

Деятельность (поведенческие индикаторы)

Стратегиче-ский партнер

·    Организационные способности

·    Решение проблем

·    Обслуживание клиентов

·    Стрессоустойчивость

·    Устная коммуникация

·    Понимание внешней среды бизнеса

·    Знание миссии компании

·    Знание принципов развития организации

·    Понимание организационной культуры клиента

·    Знание системного подхода

·    Понимание бизнес-процесса и путей повышении эффективности компании

·    Инновационность и готовность к риску

·    Увязывает кадровую политику со стратегией и миссией компании

·    Применяет принципы развития организации

·    Адаптирует процедуры управления персоналом к организационной культуре клиента

·    Применяет принципы управления персоналом, чтобы изменять бизнес-процессы и повышать эффективность компании

Лидер

·    Принятие решений

·    Планирование и оценка

·    Управление конфликтами

·    Самоменеджмент

·    Самооценка

·    Устная коммуникация

·    Аналитическое, стратегическое и творческое мышление

·    Знание рабочих ролей

·    Знание бизнес-систем и информационных технологий

·    Управляет ресурсами

·    Применяет методы эффективного разрешения конфликта в рабочих ситуациях

·    Использует переговорные стратегии для достижения консенсуса

наставник

·    Гибкость

·    Обучение других

·    Межличностная коммуникация

·    Устная коммуникация

·    Развивает связи между сотрудниками

·    Понимает и ценит разнообразие

·    Пытается достичь баланса между интересами работодателя и работника

·    Развивает таланты

·    Проводит сессии наставничества

·    Устанавливает доверительные взаимоотношения в коллективе

Техниче-ский эксперт

·    Компетентность в технических вопросах

·    Компетентность в вопросах управления персоналом

·    Знание математики

·    Знание законодательства

·    Навыки письма

·    Хорошая память

·    Внимание к деталям

·    Устная коммуникация

·    Знание процедур и законодательства в сфере управления персоналом и труда

·    Знание планов организации

·    Знание информационных технологий

 

·    Применяет знания во всех сферах управления персоналом для достижения стратегических целей компании

·    Использует специальные инструменты для достижения эффективности

·    Адаптирует информационные технологии для применения их в управлении персоналом

Агент изменений

·    Работа в команде

·    Влияние

·    Честность

·    Творческое мышление

·    Стрессоустойчивость

·    Устная коммуникация

·    Знание основ маркетинга

·    Презентация HR-продуктов и услуг

·    Знание особенностей командообразования

 

·    Оценивает готовность к переменам

·    Определяет стратегии осуществления перемен

·    Внедряет инновационные HR-решения

·    Влияет на других, побуждая к действиям

·    Пропагандирует этичность поведения

·    Работает в команде

·    Хорошо общается

 

Принцип действия системы оплаты по компетенциям – следующий: прежде всего, определяется список компетенций или умений необходимых для успешной работы в компании. Далее оценивается важность каждой из компетенций для выполнения работ. Таким образом, создается каркас для оценки компетенций работников, который позволяет выразить количественно значение той или иной компетенции для организации. Далее остается только одно – оценить сотрудника, проведя интервью по имеющимся компетенциям, и выявить степень выраженности каждой из них у сотрудника.

Конечно, в этой схеме есть ряд недостатков. Прежде всего, система оценки компетенций и сама оценка сотрудника обладают некоторой степенью субъективизма, поскольку «А судьи кто?». Мы с Вами, и мы как люди можем ошибаться. Но нельзя не отметить и определенный плюс этой системы: она позволяет привязать оплату труда к знаниям работников.

Продолжение следует ...