Самым ценным (но не оцененным по достоинству) ресурсом человека является его время жизни. Возможно это единственная ценность, которая принадлежит самому человеку. Она не может быть подарена, продана, или присвоена кем-то. И как же мы используем свое время? Фактически тремя способами.
Мы его теряем, когда ничего не получаем взамен отданному времени, когда не можем вспомнить, где работали в период с 1995 по 1997 год, чем мы занимались на работе, когда трудились в компании «НЕ ХОЧЕТСЯ НИКОГО РЕКЛАМИРОВАТЬ».
Мы его тратим, когда взамен на отданное время жизни что-то однократно получаем взамен. Примеров трат много, получаемая зарплата - один из них: вы сходили на работу, отдали компании свое время жизни (а также усилия и знания, но это вторично) взамен получили деньги.
Мы его инвестируем, когда время жизни, посвященное тому или иному вопросу, дает многократно повторяющийся результат. Несколько примеров: однажды все мы потратили время на обучение чтению – теперь читаем, как только возникает потребность или желание; мы вкладываем время в установление деловых связей, а потом прибегаем к ним при возникновении повода. Инвестирование отличается тем, что даже прекратив вкладывать человек продолжает получать результат. Сравните: сотрудник перестал приходить на работу – перестал получать зарплату, у предпринимателя по-другому: если он правильно выстроил работу компании, то может поехать к морю, прибыль все равно генерируется.
Этот инвестиционный эффект: деньги идут, даже, когда ты сам лично не работаешь, существенный мотиватор многих предпринимателей. Но этого мотиватора в принципе не может быть у сотрудника, работающего по найму, не являющегося собственником бизнеса. Что его мотивирует на работу?
Естественно деньги. Тут есть важный момент, все мы рано или поздно узнаем, что не все деньги одинаково хороши. Вот почему надо работать там, где нравится.
Легко сказать - сложно сделать? Согласен. Но усилия стоят того.
Что получает человек, когда ему нравится его работа? Позитивную внешнюю энергию, которую он может использовать по своему усмотрению. Большая часть, конечно, идет для выполнения служебных задач – главным образом потому, что очень хочется сделать свою работу наилучшим образом. Но энергии так много, что остается для семьи. Сотрудник, которого компания спонсирует энергией, приходит домой немного грустным, потому что рабочий день кончился, но очень энергичным и желающий эту энергию потратить на детей, на жену, на мужа, на пироги и прибивание гвоздя для книжной полки…
Уберем возможный налет мистики и экстрасенсорики. Ничего такого мы не имели в виду, хотя не мешаем любителям, искать и находить. Каков же механизм энергетического спонсирования сотрудников компанией? Все достаточно просто хорошо известно. С механизмом, который мы вскоре назовем каждый знаком давно-давно (или просто давно, если возраст не превышает 20 лет). Используемый механизм – наши эмоции. Энергетическое спонсирование сотрудников обычно происходит через искренние чувства, которые компания дарит сотрудникам:
- гордость за свою компанию
- высокая самооценка (они меня сочли достойным (достойной) быть их сотрудником)
- согласие и легкое приятие идеологии и принципов ведения бизнеса (мне не надо переступать через себя, жертвовать своим именем, чтобы работать здесь)
- радость. Вообще. Просто радость. Радость от того, что календарь подарил еще один рабочий день. Радость от того, какие люди работают рядом. Радость от достижений и побед. Радость от психологического климата.
- высокий смысл деятельности, выходящий за пределы товарной группы. Мы не кирпичи кладем - мы Храм стоим.
Что нас ждет, если мы согласимся на нелюбимую работу? В зависимости от степени нелюбимости, конечно…
- выгорание. Отличный термин, который узаконил необходимость жечь свою личную энергетику, когда утром принимаешь решение идти на работу или нет, когда сожалеешь, что сегодня придется надеть свой лучший костюм, когда борешься с гневом прикалывая к нему дурацкий бейдж, когда слушает, как босс выдает за собственную идею, которую ты по неосторожности сболтнул вчера в курилке,… выгорание это следствие чрезмерных и необоснованных требований компании: она оплатила время, а посягает еще и на личную энергетику сотрудника
- жертва собственным именем. Спросите торговых агентов, что это такое.
- подавление негативных эмоций, которые вызывает буквально все, включая название компании и в особенности лживые корпоративные ценности, заявления, что персонал наша главная ценность и все такое.
Что важнее: тратить силы, чтобы найти работу, которая энергетически спонсирует своих сотрудников. Или сэкономив силы согласиться на работу в компании не вызывающей симпатий?
Решает каждый самостоятельно. В других странах имеются рейтинги «лучший работодатель». Честный и правильно составленный рейтинг работодателей был бы хорошим путеводителем. Лучшие люди должны работать в лучших компаниях – это справедливо.