Лояльность - есть специфическое отношение сотрудника к компании, в которой он работает. Лояльное поведение отличается оптимистичным, положительным настроем на работу, готовностью принять правила и принципы деятельности компании.
Интенсивность лояльности конкретного сотрудника может изменяться:

  • от согласия потерпеть и на время смириться с "правилами игры"
  • до искренней и глубокой приверженности принципам компании и готовности выполнять свою работу наилучшим образом, даже в то время, когда никто не контролирует исполнение обязанностей.

Лояльность, как ценность

Лояльный сотрудник имеет массу преимуществ перед безразличными и тем более перед нелояльным. По настоящему лояльный сотрудник при равных профессиональных качествах выигрывает тем, что ему активно небезразлична судьба компании. Остальные преимущества лояльного сотрудника являются следствием небезразличия:

  • Он заботится об интересах компании и не ограничивает зону свою заботы лишь тем, что очерчено в его должностной инструкции
  • Он избегает любого поведения, способного нанести урон компании и пресекает подобное поведение других сотрудников
  • Он активно ищет возможность принести дополнительную пользу компании, в том числе через предложения и критику

Ниже перечислены характеристики поведения не являющееся исключительной прерогативой лояльных сотрудников, хотя сильно связаны с уровнем лояльности:

  • Чем лояльнее сотрудник, тем выше уровень самодисциплины
  • Чем лояльнее сотрудник, тем выше его готовность пройти с компанией через трудные испытания
  • Чем лояльнее сотрудник, тем ниже риск неблагонадежного поведения, включая кражи и использование ресурсов компании в личных целях
  • Чем более лоялен сотрудник, тем более он заинтересован в собственном профессиональном развитии
  • Чем лояльнее сотрудник, тем проще компании сделать из него профессионала

Лояльность, как кадровая политика

Многие компании, осознав, что особенности личности сотрудника в долгосрочной перспективе важнее, чем его профессиональные качества выстраивают особую политику подбора:

  • А) Первый этап - оценка способности конкретного кандидата принять корпоративные принципы и стандарты работы.
  • Б) Если кандидат потенциально способен стать "человеком компании", тогда оценивается его профессиональный уровень.

Такие компании могут простить кандидату, недостаток знаний и опыта, так как заинтересованного человека всегда можно научить и натренировать.
Но эти же компании демонстрируют неготовность к компромиссам, когда кандидат демонстрирует неприятие корпоративных принципов работы. Такой специалист для компаний угроза корпоративной идентичности и они с легкостью отказываются даже от лучших профессионалов.

Введение особых требований к лояльности в кадровую политику компании, если ранее этому не предавалось значение, должно быть постепенным и целесообразным. Хаотичные действия и агрессивный напор сделают задачу введения лояльности в кадровую политику практически неразрешимой задачей.

Главный секрет успеха введения требования к лояльности персонала в кадровую политику компании состоит в том, что сотрудники должны получить:

  • убедительный и привлекательный для них ответ на вопрос "Ради чего, мне становиться лояльным моей компании, если раньше мы хорошо обходились без этого?"
  • расставляющий правильные приоритеты ответ на вопрос "Какую цену мне придется заплатить за лояльное поведение, от чего мне придется отказаться, чем пожертвовать?"

Лояльность, как цель. Лояльность, как ресурс развития.

Компании, ставящие перед собой цели лидерства на своем рынке, желающие совершить рывок в развитии бизнеса не могут обойти стороной вопрос лояльности персонала.
Лояльные сотрудники могут обеспечить компании лидерские позиции. Во всяком случае, вместе с грамотным менеджментом, правильной маркетинговой стратегией и достойным товаром или услугой лояльные сотрудники основа процветания.

Лояльность, как защита и страховка.

Для некоторых компаний лояльность персонала - это защита от сотрудников, желающих "поживиться" за счет своей компании, используя, известные им лазейки и слабые места бизнеса.

Лояльность, как оценка

Известная истина гласит: "Управлять можно тем, что измеряешь". Измерение уровня лояльности может стать важной частью обратной связи: от сотрудников к руководству компании.
Предлагая сотрудникам определенный уровень оплаты, определенный набор, так называемого, социального пакета, важно знать реакцию сотрудников.

  • Они удовлетворены?
  • Их ожидания оправдываются?
  • Они разочарованы?
  • Они находятся в замешательстве, зная, что в другой компании могли бы получать вдвое больше?

Это важные вопросы и ответы на них могут скорректировать любые мероприятия направленные на развитие лояльности персонала.
Не имея точных ответов, руководству приходится полагаться на интуицию и гадать. Но предприниматель стремится свести к минимуму любую неопределенность.
Оценка уровня лояльности может дать ответы на весьма важные для бизнеса вопросы, например:

  • Соответствует ли система материального и нематериального вознаграждения ожиданиям сотрудников?
  • Способствует ли кадровая политика компании раскрытию потенциала каждого сотрудника?
    и т.д.

Управление лояльностью персонала, как услуга

С лояльностью персонала связан целый комплекс востребованных услуг. Рассмотрим кратко их список и назначение:

1. Оценка уровня лояльности отдельного сотрудника (как правило, руководителя высокого уровня).
Востребовано в тех ситуациях, когда руководитель рассматривается в качестве кандидата на должность предполагающую наличие глубокой и искренней лояльности компании.
Услуга осуществляется при помощи технологий являющихся "ноу-хау". Результатом является отчет содержащий аргументированный ответ на вопрос "Лоялен ли данный руководитель и насколько он предан интересам компании". Отчет содержит психологический портрет и описание ценностной структуры личности руководителя.
Стоимость услуги: от 2 000 у.е. без учета накладных расходов.

2. Оценка уровня лояльности подразделения или персонала компании в целом.
Востребовано в компаниях, в которых ведется плановая работа по вовлечению персонала в дела компании. Важная роль оценки уровня лояльности и удовлетворенности персонала состоит в том, чтобы разработать максимально эффективную и одновременно экономную политику материального и нематериального вознаграждения. Оценка уровня лояльности при регулярном проведении может продемонстрировать тенденции и настроения, имеющиеся в коллективе.
Стоимость услуги: от 300 до 1500 рублей за одного испытуемого в зависимости от объема и регулярности исследования. Передача технологии исследования для последующего самостоятельного осуществления работ стоит 10000 у.е.

3. Реализация мероприятий, направленных на повышение уровня лояльности персонала. Нет хороших или плохих мероприятий, есть те, которые подходят конкретной компании в конкретный момент времени и есть те, которые не подходят. Выбор наиболее подходящего мероприятия становится проще после того, как с одной стороны объективно оценена текущая лояльность сотрудников, а с другой стороны поставлена четкая цель: чья лояльность и насколько должна быть повышена.
При этом важно отметить, что лояльность инерционное качество: сначала процесс вовлечения персонала в дела компании идет тяжело и требует больших усилий. Но когда процесс наберет нужную внутреннюю энергию, лояльность начинает работать на компанию.
Ассортимент возможных мероприятий по развитию лояльности сотрудников компании включает десятки мероприятий, многие из которых являются авторскими разработками.
Ассортимент этих мероприятий постоянно пополняется из следующих источников: изучение успешного опыта компаний, уделяющих внимание лояльности персонала, собственная научно-исследовательская работа, выполнение консалтинговых проектов для клиентов.
В качестве примера, мы приведем несколько мероприятий, которые могут быть успешными инструментами повышения лояльности персонала компании, но хотим подчеркнуть, что не предлагаем ЭТИ мероприятия ВАШЕЙ компании, а лишь, в качестве примера, перечисляем некоторые, наиболее известные инструменты повышения лояльности:

  • Поиск, формулировка и доведение до сотрудников корпоративной миссии компании
  • Внутрикорпоративные СМИ (газета, бюллетень, портал)
  • Корпоративный тренинг командообразования
  • Заседания рабочих групп ("кружков качества" и т.п.)
  • Профессиональные соревнования
  • Мероприятия, позволяющие сотрудникам почувствовать гордость за свою компанию.