В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего
заключено не меньше красноречия, чем в словах. Ларошфуко
В этом материале речь пойдет о закономерностях первого впечатления и восприятия оратора или любого человека, появляющегося на людях. Автор неоднократно становился свидетелем ситуаций, когда компетентные, умные, знающие люди не могли произвести убедительного первого впечатления и откровенно проваливали свое выступление. Причина провала была только одна – неудачное начало, негативное или слабое впечатление, которое уже не получилось исправить. В результате даже потенциально сильные и содержательные выступления и презентации не достигали своей цели, или даже оратор становился посмешищем в глазах публики.
Самый показательный случай произошел, когда я был еще студентом и участвовал в научной конференции, где должен был выступить уважаемый и любимый студентами профессор, приглашенный выступить в числе прочих лучших умов на этой конференции. Хотя перед студентами он выступал постоянно, перед более значимой публикой выступать доводилось гораздо реже и волнение его подвело. Когда прозвучало приглашение, наш преподаватель поднялся с места в зале и стал подниматься по ступенькам на сцену. На последней ступеньке он, обернувшись на зал, споткнулся, чуть не упал и рассыпал бумаги. Ему бросились помочь, но от неловкости от произошедшего казуса он съежился и начал свое выступление очень смущенно, явно забыв приготовленные фразы, долго разбирал запутавшиеся бумажки, потом попытался рассказать анекдот, чтобы заполнить неловкую паузу, потом, поняв, что время уходит, стал торопливо излагать свои тезисы, пропуская и проглатывая часть важной заготовленной информации. Отношение к нему в зале менялось от жалости до раздражения, и уже к середине выступления зал уже его практически не слушал, шумя вполголоса, а выражения лиц в президиуме были такими, как будто мы присутствовали не на его выступлении, а на его похоронах. Мне было стыдно за него и за этот зал, но я понимал, что зал не виноват, и что его отношение формируется по вполне определенным законам, которые невольно были грубо попраны.
Так как же произвести сильное и убедительное первое впечатление? Каковы закономерности восприятия? Что должно происходить в самом начале выступления? Прочитаем еще раз заголовок. В самом выражении «постановка на публике» заключен некий двойной смысл. Первый смысл, прямой и буквальный, происходит от слова «ставить» или «стоять» - куда и в какую позу себя поставить, какое положение тела принять. И это является часто большой проблемой для оратора, который не знает, какое место на сцене, в зале ему занять, как встать, как сесть, что делать с ногами и куда девать руки? И второй смысл – переносный. Есть такое устойчивое словосочетание в нашем языке – «он поставил себя в коллективе». Что имеется в виду? Что этот человек заслужил уважение, авторитет, положение в невидимой ранговой иерархии коллектива. Так вот, оратор и любой выступающий тоже является новым человеком для коллектива слушателей и тоже должен сразу заслужить уважаемое отношение.
Если вас уже знают, конечно, проще завоевать доверие, но все равно, во многом это сиюминутное вхождение в коллектив и формирование сиюминутного «локального» отношение происходит как в первый раз.
При этом первый и второй смысл словосочетания «постановка на публике» тесно связаны между собой. От расположения и позы выступающего сильно зависит первое впечатление, произведенное нами на зрителей. А от первого впечатления, в свою очередь, сильно зависит дальнейшее отношение зрителей к вам: симпатия и доверие к вашим словам или холодная нейтральность и желание поспорить. И наша задача, разумеется, за счет своих знаний и мастерства добиваться максимально убедительного первого впечатления.
В течение какого времени формируется первое впечатление? Это не часы, не десятки минут и даже не минуты. Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. При этом нам никогда не дано второй раз произвести первое впечатление. Оно всегда одно. Конечно, теоретически можно попытаться сгладить и исправить, но это очень сложно. Первое впечатление похоже на отпечаток пятерни на еще не застывшем мягком цементе или след ботинка на свежем асфальте – оно застывает и закрепляется на века. При появлении человека на сцене у зрителей в сознании, в мозгу начинает формироваться наш образ, представление о нас, или, как я говорю, новый «файл», которого раньше не было. И этот файл мы формируем сами именно нашим поведением за это короткое время. Уже через семь секунд люди думают, что они все про нас поняли. Зрители уже через семь секунд думают, что все про нас знают. К этому времени они уже нас оценили и сделали выводы: интересен – неинтересен, симпатичный или нет, нравится – не нравится, умный – глупый, сексуален – несексуален. В действительности, наша личность может совершенно не соответствовать этому образу в сознании, но это представление рождается как результат нашего поведения и судить будут по нему. При этом слушатели могут совершенно ничего и не знать ни про первое впечатление, ни про формирование образа, но все это работает помимо их воли, помимо их выбора, то есть подсознательно, помимо сознания, не подчиняясь осознанному решению. Этот эффект работает не только для публичного ораторского случая, но и для личного общения. Наверняка вы знаете, что если человек сразу при знакомстве не понравился, это шлейфом несет отпечаток на дальнейшее к нему отношение. И наоборот, если сразу понравился, расположил, то и дальше хочется с ним видеться и сближаться.
Многие утверждают, что бывает даже любовь с первого раза.
Показательны результаты следующего психологического исследования. Были опрошены работодатели, начальники, кадровики с одним вопросом: когда, в какой момент вы принимаете внутреннее решение о приеме или неприеме человека на работу? И по статистике получился интереснейший результат. Подумав, большинство работодателей с удивлением приходили к выводу, что это внутреннее решение созревало у них в течение первой минуты. А чем, спрашивается, они занимались в следующие двадцать минут собеседования? Правильно. Убеждали самого себя, что решение верное, и что человек хороший, пропускали минусы и докапывались до плюсов. Пусть не семь секунд, а минута, но в любом случае это - очень короткий промежуток времени. Тот же эффект мы можем наблюдать на экзамене, ведь преподаватель тоже человек. Если студент сразу произвел положительное, приятное впечатление, профессор начинает его «тащить»: задавать хорошие вопросы, избегать трудных вопросов, не замечать слабые ответы, прощать ошибки, помогать формулировать, подсказывать, давать новый шанс. А если сразу не понравился, то дело - труба. Он будет всячески топить вредными вопросами, выискивать ошибки, пропускать хорошее, и при первой возможности отправит на пересдачу. И все это также происходит подсознательно, начальник и профессор не осознают этого эффекта, они находятся, можно сказать, в плену первого впечатления, которое управляет их отношением и действиями.
Кредит доверия от сцены. Это интересное явление, которое мы должны использовать. Сцена или любое место выступления дает не только испытание на прочность для оратора, но и несет некий изначальный положительный для оратора эффект. Сцена дает некий кредит доверия и уважения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только физически, но и психологически, в глазах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену, даже если сценой считается просто главное место комнаты или зала совещаний, только потому, что он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на себе замечали, что когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматически получает некое «притихание» слушателей и некоторую долю уважения. Только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Этот эффект изначального кредита доверия и уважения идет еще откуда-то с незапамятных детских времен. Когда мы были школьниками, в класс входила учительница, она занимала главное место - и мы автоматически начинали уважать, слушать и бояться. А кто это забывал делать, тому напоминали, кто здесь главный. Более того, вся система послешкольного образования закрепляла этот эффект в институтах, училищах, академиях. Главный тот, кто на сцене! Это усвоилось нами с молоком всех наших «альма матерей». И осталось в нашем подсознании. Мы не всегда знаем, кто и почему доверил человеку сцену, но раз ему доверено, значит, так и надо. Значит, он имеет право стоять перед нами и внушать нам свои мысли. Изначально сцена наделяет оратора некоторой властью над умами людей, поскольку люди уже своим расположением в зале во многом готовы к этому: именно они сидят в зале, а не находятся на сцене, и именно этот выступающий получил право вещать перед всем залом.
Изначальный кредит доверия и уважения – это закономерность, но, конечно, она не исключает, что в зале могут находиться люди, еще до этого настроенные против вас, пришедшие специально сорвать выступление или поглумиться. Но закономерность все-таки такова, и ее надо использовать, увеличивая, а не обесценивая своим поведением этот кредит уважения от зала.
Поведение Хозяина. В этом емком слове – Хозяин – заключены все сильнейшие качества человека: уверенность, независимость от мнения других, внутренняя сила, стопроцентный психологический комфорт, несмотря ни на что. А также - неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с этими качествами, с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает уважение, люди ему невольно подчиняются, впечатление о нем сильное, слова его имеют особенную значимость.
Есть древний афоризм: «Если вы хотите успех, вы должны выглядеть так, как будто вы его уже имеете.»
К сожалению, публика заставляет оратора все делать быстрее и провоцирует его на суету, вследствие дискомфорта и психологического давления, которые она создает самим фактом присутствия. В чем причина суеты? В том, что когда мы испытываем неприятные и дискомфортные ощущения, понятно, хочется побыстрее от них избавиться. А как это сделать на сцене? Убежать, мы понимаем, нельзя. Но зато можно побыстрее справиться со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Поэтому, наоборот, двигаться на публике желательно по ощущениям чуть более замедленно, неторопливо, как будто слегка тормозя, и тогда суета скомпенсируется и будет золотая середина.
Типичные ошибки неопытного оратора. Видел много раз следующую картину. Очередной выступающий, думая, что еще ничего не началось, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, поводя для разминки плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок или причесываясь пятерней, торопливо вытирая нос, хорошо, если платком, одергивая одежду и чуть ли не застегивая ширинку. Но мы должны помнить, что эти семь секунд первого впечатления запускаются не тогда, когда оратор начинает говорить, а когда он попадает в поле зрения публики. И тем более, когда идет к сцене, движущийся предмет привлекает внимание, все зрители невольно уже начинают его оценивать – кто такой, как идет, как выглядит. И любая суета будет работать против нужного впечатления. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений.
Представляете, если мы увидим приготовления президента Путина к торжественной речи на Новый Год – как его гримируют, напомаживают, подкрашивают, повторяют ему в ухо текст, инструктируют, говорят, что можно, что нельзя, одергивают со всех сторон, застегивают и причесывают? Мы слегка разочаруемся, это снижает значимость человека.
Поэтому – никакой кухни на людях, вы должны уже быть абсолютно «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.
Еще одна типичная ошибка – коммуницирование на ходу, еще не дойдя до места выступления, с помощью улыбочек в зал, веселых приветствий, помахиваний залу рукой, обращений к старым знакомым и расшаркиваний. Это смотрится, как жгучее желание завоевать доверие дешевым способом, понравиться публике и сразу демонстрирует зависимость от нее. Такое заигрывание и кокетство уважения у публики не вызовет. Наоборот, вызывает уважение поведение Хозяина: абсолютная уверенность, независимость от аудитории, то, что оратор не стремится набрать дешевых бонусов, проявляет выдержку и хладнокровие и раньше, чем нужно, говорить не начинает.
Еще ошибка: оратор доходит до сцены, но начинает говорить с ее края. Особенно часто так бывает, когда выступление короткое и он внутренне для себя это оправдывает маленьким временем на выступление. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение: «Извините, я тут с краю постою, я, простите, ненадолго, я вообще случайно тут зашел, ничего, что я вас отвлекаю…?»
Выход на сцену. Отсюда вывод: идем на сцену уверенно и спокойно, как будто в зале никого нет. При этом желательно идти не через центр зала, потому что в эти семь секунд вы будете демонстрировать зрителям свою … спину, а как будто бы сбоку, заходя через один из флангов сцены. В идеале, желательно выйти из-за кулис и там же скрыться после выступления, но кулисы сейчас сохранились только в театрах. Во время уверенной ходьбы смотрим только вперед, оценивая, как дойти до главного места. Главное место всегда расположено по центральной оси зала и на удобном расстоянии от первых рядов, не слишком далеко, но и не наваливаясь на первые ряды. Также главное место должно удовлетворять «правилу прямого угла». То есть угол обстрела, или сектор охвата аудитории, должен быть 90 градусов, если вы вытянете, стоя в центре, руки по флангам аудитории. Если подойдете слишком близко, угол обстрела будет под 180 градусов и в этом случае боковые зрители будут выпадать из вашего влияния, на первом ряду слишком напрягутся. Если слишком далеко, угол будет градусов 45 и расстояние для выступления будет слишком далекое и неудобное. Найдя взглядом в процессе ходьбы главное место, смело занимаем его, как и подобает Хозяину, поворачиваемся к залу и фиксируемся на нем.
А как себя вести дальше, мы узнаем в следующей части, поскольку продолжение обязательно последует.