В современной экономике финансовая аренда (лизинг) приобретает все большее значение. С хозяйственной точки зрения лизинг, как инвестиционный инструмент, дает возможность развития и технического перевооружения производства, способствует реализации продукции, созданию новых рабочих мест.  Лизинг -  достаточной молодой вид деятельности в нашей стране. При этом, ежегодно отмечается рост как в целом заключенных договоров лизинга (как по количеству, так и по стоимости) , так и прогрессирующий рост в той или иной отрасли народного хозяйства. Не остался в стороне и лизинг подвижного состава, в т.ч контейнеров и ж/д платформ, вагонов.  Отрадно, что прогнозируется не только сохранение, но и увеличение темпов роста в текущем году.

Исторически подавляющим большинством подвижного состава железнодорожного парка России владело Министерство путей сообщения. Сейчас ситуация коренным образом изменилась , и основными участниками  рынка железнодорожных транспортных услуг являются не только МПС России, но и компании-операторы, владеющие вагонами и контейнерами; компании (не операторы) владеющие вагонами и контейнерами и эксплуатирующие их; прочие компании, владеющие подвижным составом и пользующиеся услугами компаний-операторов. Спрос на подвижной состав высок, а  в большинстве своем существующий  парк подвижного состава изношен. Ставя перед собой цель приобретения объектов подвижного состава предприятия вынуждены выбирать между первичным и вторичным рынком. Сегодня в России существует порядка десятка вагоностроительных заводов, но спрос на этом рынке не велик по сравнению со  вторичным по причине высокой стоимости новых единиц техники. На вторичном рынке цены на вагоны  и контейнеры значительно ниже и зависят от спроса на модели , степени изношенности , наличия необходимых проведенных ремонтов. Этот рынок более востребован благодаря доступным ценам, а на некоторые модели существует ажиотажный спрос.

Намереваясь увеличить объем своего подвижного состава предприятии встают перед выбором:  использовать ли им  собственные либо заемные средства (в том числе получить кредит) либо использовать лизинг. Основным преимуществом лизинга для Лизингополучателя являются:

  • упрощенный по сравнению с кредитом порядок получения финансирования , т.к. лизинговое имущество само выполняет функции обеспечения (залога).
  • лизинговый договор значительно гибче , чем займ, т.к. дает сторонам лизинговой сделки выработать удобную схему.
  • точки зрения бухгалтерского учета существует возможность наиболее оптимальным образом учитывать  имущество, переданное в лизинг (возможность выбора на чьем балансе учитывается оборудование),
  • возможность отнесения лизинговых платежей на себестоимость ,
  • наличие амортизационных и налоговых льгот для лизингодателя , которыми он может «поделиться» с лизингополучателем.

В качестве особенностей лизинга контейнеров мы выделяем следующие:

  1. Длительный срок амортизации вагонов и контейнеров  до 15 лет. Даже с использование коэффициента ускорения до 3 срок амортизации объекта лизинга часто превышает возможный  срок  договора лизинга . Эту проблему можно решить, приобретая бывшие в эксплуатации вагоны и контейнеры, предусмотрев  при этом обязанность продавца предоставить справку о сроке фактической эксплуатации подвижного состава. Получив такое подтверждение  срок эксплуатации для целей налогового учета может быть снижен.
  2. Трудности при подтверждении права собственности и регистрации. Каждый вагон должен имеет паспорт с информацией о технических параметрах вагона. Обязательной является регистрация вагонов в МПС, без которой они не имею права выйти на пути МПС России. Процедура регистрации длительная , требует массы документов на вагоны и собственника (например,  право  собственности необходимо подтверждать всей цепочкой договоров купли-продажи и актов с момента изготовления вагона).

Поскольку заключаемые договоры лизинга, в основном, предусматривают передачу имущества в конце срока договора в собственность Лизингополучателя без внесения выкупного платежа в размере рыночной стоимости имущества, то это еще больше повышает привлекательность лизинга, и лизинга подвижного состава в частности, для потенциальных Лизингополучателей.

Современный лизингополучатель особенно внимательно изучает не только текст договора , но и график лизинговых платежей. И делает это для того , чтобы реально оценить выгодность предложения , сделанного лизинговой компанией. И при таком подходя сам график должен быть максимально открытым. Компании – лидеры лизингового рынка все чаще предлагают клиенту максимально понятный вариант , содержащий информацию обо всех выплатах.

Солнышкина О.В.

Июнь 2006