Меры по выживанию

Рассчитывайте только на себя

По большому счету основа кризиса — это то, что кончились дешевые деньги. Раньше наши банки и прочие инвестиционные структуры особо на напрягались — брали дешевые деньги на Западе (где-то под 3% годовых) и выдавали их нашим более мелким банкам, предприятиям, физлицам под более высокие проценты. Если раньше на Западе была проблема, куда «засунуть» лишние недорогие деньги, то теперь проблема, где деньги взять.

Поэтому на кредиты (особенно дешевые) в ближайшие годы рассчитывать не приходится. Например, по моим сведениям крупнейшие банки сейчас практически не выдают кредиты юрлицам, что же говорить про остальные. Так что надейтесь только на себя. Именно поэтому у нас в первую очередь залихорадило девелоперов и строителей: там нужны огромные «долгие» заемные деньги.

Отсейте все лишнее, но сохраните главное

Проведите анализ своих дочерних компаний, подразделений и т.д. по ключевым параметрам:

  • Сколько денег это нам приносит
  • Сколько мы на это тратим
  • Насколько это перспективно (ближайшие 1-3 года)

Если с первыми двумя вопросами все более-менее ясно, то третий нужен того, чтобы не «выплеснуть с водой ребенка». Если вы лишитесь всех перспективных тем, то вы сами себе выроете яму. С другой стороны заниматься в кризис тем, что не приносит (или не принесет в обозримом будущем) конкретного результата, тоже неразумно.
Вот на этом балансе и решите: что оставить и развить, а что закрыть.

Сохраните ценных сотрудников

Схожие вопросы встают и в отношении персонала. Ваша задача — сохранить ядро коллектива, всех самых ценных руководителей и сотрудников. И при этом избавиться от «балласта». Подходить тщательно к каждому решению, ведь кадры — это «наше все»: если потеряете ключевых людей, бизнес может обрушиться.

Ошибка крупных компаний, когда высшее руководство дает разнарядку по всем подразделениям «сократить столько-то процентов персонала». Например, на днях в одном крупном производственном холдинге (свыше 30 заводов по всей стране) уволили последнего специалиста, который досконально знал огромную сквозную ИТ-систему планирования производства, которую создавали в течение 3 лет на базе Oracle и в которую компания влила свыше полумиллиона долларов. Сэкономили на зарплате — а в итоге компания отброшена в «каменный век» — лет на 5-7 назад: каждый завод планирует закупки и производство самостоятельно, а центральное управление происходит на уровне «вашу мать!».

Сохраняя ценных людей, вы сохраняете еще и знания, ноу-хау компании, многие из них есть только в головах сотрудников. Потеряв их, потеряете саму суть бизнеса.

Загрузите оставшихся людей по полной программе. Иначе они будут «морально разлагаться» и «разлагать» окружающих.

Сохраняйте продажи и производство

В первую очередь вам надо сохранить (и, по возможности улучшить, увеличить) саму суть вашего бизнеса. А для этого нужны деньги. Поэтому сохраняйте продажи любой ценой.

Нет продаж — нет ничего!

Также по возможности сохраните объемы производства. Можно падать по ценам, можно соглашаться на умеренное снижение доходности (маржинальности) бизнеса. Но нельзя останавливать ключевые процессы, т.к. это смерть бизнеса, развал коллектива и т.д. Можно работать «почти в ноль», но надо работать. Те, кто это будут делать — выживут, и получат лучшие условия для развития после кризиса.

По возможности работайте по предоплате

Сейчас очень многие клиенты стараются платить не сразу, а постфактум, а то и пишут гарантийные письма на будущее. Без крайней нужды не соглашайтесь на такую работу. Вы можете никогда не получить оплату за нее. Возможно, клиент обанкротится, возможно, банк разорится и т.д.

Единственная ситуация, когда сейчас есть смысл работать «в кредит» — это если клиент очень стратегичен для вас. Не окажете услугу вы — окажут другие, а вы клиента потеряете. Но и в этом случае по возможности берите предоплату, которая хотя бы покроет ваши издержки.

Развивайте «умный» маркетинг

Время огромных рекламных щитов, дорогостоящих имиджных статей и телепередач ушло в прошлое. Вам нужны те методы, которые действительно дают реальный результат, причем сегодня. Думаю, в ближайшее время будет бум таких методов как контекстная реклама, раскрутка сайтов в поисковых системах и спам.

Та же контекстная реклама позволяет адресно продвигать ваш товар или услугу именно тому пользователю, которому она нужна, и в тот момент, когда она ему нужна. То же и с раскруткой сайтов.

Спамом пользоваться категорически не рекомендую: сейчас до 90% писем в сети — это спам. Нормальная почта теряется в потоках рекламы. Серверы провайдеров не справляются с такими потоками, из-за этого нормальные письма не доходят часами и днями. Давайте уважать друг друга! Спамомания — это тупик для нас всех. Если так и дальше пойдет, будет вообще невозможно пользоваться мейлом, аськой и т.д.

Сократите постоянные издержки

То есть те, которые не зависят от объемов вашего производства и продаж. Это, например, затраты на офис, автопарк, мобильную связь и т.п. Как правило, постоянные издержки незаметно разрастаются в любой компании, а в кризис являются главным «кандидатом на сокращение». Сейчас «золотые пепельницы» явно неуместны.

Возможно, вы найдете способ сохранить часть персонала, отправив его работать дома.

Работайте только с надежными банками

Переведите свои счета в крупные банки, желательно государственные. Возможно, сервис и будет хуже, но, по крайней мере вы получите свои деньги.

Уходите из дорогого сегмента рынка

Если вы работаете в премиум-сегменте (дорогие товары/ услуги), есть смысл пересмотреть свою политику. Роскошь не пользуется высоким спросом в кризис. Например, на Рублевке сейчас не начинают строить новые роскошные дома, строители переключаются на жилье среднего и эконом-класса.

Развивайтесь в кризис

Для умных компаний кризис — время не только выжить, но и окрепнуть.

Растите за счет дешевых ресурсов

В разгар кризиса вокруг будет очень много дешевых ресурсов:

  • Персонал, который кто-то уволил (возможно, ваши конкуренты. Замечу, что это уже обученный персонал, причем за чужой счет)
  • Офисы, из которых выехали арендаторы
  • Оборудование, оставшееся от разорившихся компаний
  • Сами компании: разорившиеся или близкие к тому
  • Акции, которые уже сейчас можно купить в 2 с лишним раза дешевле, чем раньше
  • Квартиры, которые должны подешеветь хотя бы процентов на 40. Не может этот «мыльный пузырь» под названием Московская недвижимость сохраниться в кризис
  • И т.д.

Так что для тех, у кого есть средства, могут сейчас неплохо их вложить их, когда кризис достигнет дна (предположительно март-апрель 2009 года). Посему желаю вам накопить к этому времени достаточно средств.

Повышайте эффективность управления своим бизнесом

«Интуитивный» бизнес, в котором нет эффективной четко выстроенной системы регулярного менеджмента столь же надежен, как карточный домик. Чтобы выстроить регулярный менеджмент, надо:

  • Формализовать и оптимизировать бизнес-процессы компании, т.е., проще говоря, договориться, как же мы на самом деле работаем, и, при необходимости, скорректировать алгоритмы. Иначе вы теряете колоссальные деньги на всякие сбои, переделки, возвраты клиентам и т.д. А также теряете самих клиентов. Что в условиях кризиса — непростительная роскошь.
  • Формализовать оргструктуру компании, а если проще: договориться и четко расписать, кто кому подчиняется, кто за что отвечает. Сделать так, чтобы структура компании была не болотом, в котором ваши бизнес-процессы вязнут, а местом, где они текут быстро и без сбоев.
  • Описать самые важные действия работников и их взаимодействия в регламентах и процедурах.
  • Внедрить хотя бы самый простой управленческий учет. Во многих мелких компаниях его практически нет, а значит вы не знаете, сколько денег и откуда вы зарабатываете и тратите. Бухгалтерский учет — это сильно другое.
  • Оптимизировать систему работы с персоналом:
    • Подбор и отбор. Успешность вашего бизнеса зависит от людей, которые в нем работают
    • Мотивация. Если ваши люди сидят на окладах, то, во-первых, насколько вам это выгодно в условиях кризиса, а, во-вторых, думаете они будут у вас действительно работать? Не надейтесь! Но тут много тонкостей: важно не «наломать дров».
    • Оценка. Сейчас компании, профессионально занимающиеся оценкой персонала, загружены работой на полгода вперед. Угадайте, почему? Да потому, что при принятии кадровых решений (особенно по ключевым людям), руководителю надо иметь четкую информацию: на кого положиться, кто профессионал в своем деле и т.д. А в кризис при оптимизации численности сотрудников это втройне важно.
    • Развитие персонала и управление знаниями. Это отнюдь не только внешнее обучение, хотя оно очень эффективно (если качественное). Это система наставничества, когда знания и ноу-хау передаются «младшему поколению» сотрудников от более опытных коллег. Это и корпоративные базы знаний и т.д. Повторю важную мысль:
      выживут самые умные. Будьте в их числе!

Популярные предубеждения

Существует иллюзия, что такими вопросами можно заниматься, только когда все хорошо. Да, конечно, лучше «подстилать соломку» заранее. Но если вы не успели это сделать, сейчас самое время, если, вы, конечно, планируете сохранить свой бизнес.

Есть мнение, что оптимизация бизнеса, да еще с привлечением внешних консультантов, — это безумно дорого. Это не так. Точнее не всегда так. В любом случае компания теряет в разы больше от собственной неэффективности. Можно самому варить себе борщ, но умнее заплатить за это профессиональному повару, а освободившееся время потратить на свое основное дело. Заодно и борщ получится вкуснее.

Когда мы работаем с клиентами в консалтинговом режиме, то обычно все начинается с первой вводной 3-дневной сессии, где закладываются основы будущего оптимального бизнеса. Далее всю основную работу делает сам клиент, а мы периодически проводим более короткие сессии, на которых проверяем результаты «домашней работы», корректируем ошибки, указываем следующие шаги, обучаем. Таким образом это ненакладно для клиента, обеспечивается вовлечение в перемены ключевых людей компании, растет моральный дух команды. Немаловажно и то, что при такой работе результат «сшит по индивидуальной мерке».

***

Надеюсь, что вы и ваш бизнес выйдите из кризиса не только живыми, но и окрепшими. Будем рады в этом помочь!

Начало статьи от 15.01.2009