Зачем оно надо?

Большинство людей в той или иной форме участвуют в рынке труда. Кто-то — в роли наемного сотрудника, кто-то — нанимателя, кто-то — фрилансера. И по сути каждый, хочет он того или нет, участвует в конкуренции: за право занимать некую должность, право получить интересный контракт, право привлекать к себе в компанию сильных профессионалов и т.д. В основном статья касается фрилансеров и тех, кто работает по найму, однако и бизнесмены получат свою пользу: многие из нижеописанных приемов относятся и к компаниям.
Напомню, что для того, чтобы в этой конкуренции выигрывать, есть два основных момента:

  • Быть действительно ценным для рынка и своих контрагентов, удовлетворять их требованиям
  • Донести до них эту ценность.

Сегодня мы поговорим о второй задаче.
Допустим, вы уже сейчас являетесь классным специалистом в некоторой своей области. Однако кто об этом знает? Ваш непосредственный начальник, несколько коллег на работе, и жена / муж на кухне за вечерними посиделками, посвященными вопросу «почему жизнь так несправедлива и мне так мало платят»... Конечно, если вы не планируете делать карьеру (в самом широком смысле этого слова), то, возможно, вас это и устраивает. Однако, если вы хотите занимать хоть сколько-нибудь заметное место на рынке, то так вы далеко не уедете. И вот в этом случае перед вами стоит задача построения личного бренда. Особенно сейчас, когда конкуренция за рабочие места стала заметно жестче.

Взгляд «с той стороны»

Посмотрим на ситуацию найма вас (на проект или в штат компании) со стороны нанимателя. Что ему надо? В первую очередь узнать, кто вы такой, и почему он должен взять именно вас. Не сомневаюсь, что вы уже грамотно описали все это в резюме, а если еще нет, то срочно сделайте это. В Интернете полно статей, как это сделать, а детально отточить свое резюме можно на моем тренинге «Карьера-2». Но мы сейчас не об этом.
А о том, что на массовую вакансию нынче приходят десятки и сотни резюме, с которыми вам предстоит конкурировать. И даже если вакансия «штучная», то очень желательно сделать так, чтобы только получив ваше резюме или звонок от вас (лучше — звонок), наниматель понял: «Хочу видеть этого человека, и чем скорее, тем лучше», а не тоскливое: «Ну вот, еще один...».

Как же этого достичь? Есть разные инструменты, но мы разберем с вами один, но очень многогранный (скорее, это даже стратегия) — построение личного бренда.

Великие имена

Сейчас понятие «бренд» знакомо почти всем, и ассоциируется с Coca-Cola, Toyota, Microsoft и другими великими компаниями и их продуктами.

Что же такое бренд? Это то, как воспринимают компанию, товар, услугу. Это именно та эфемерная и нематериальная составляющая, за которую потребитель готов заплатить больше при видимом отсутствии отличий. Например, кроссовки Adidas стоят больше, чем кроссовки малоизвестной фирмы, пусть и неплохого качества. За что же мы платим больше? Правильно: за бренд и ассоциации, связанные с ним. На эту темы написаны тома, но мы не будем углубляться в околонаучные дебри.

Нас больше интересует то, что брендом может быть не только компания, но и человек. И некоторые это прекрасно понимают. Например, Алла Пугачева очень давно запатентовала свое имя, и теперь никто не может использовать его в коммерческих целях без согласования с ней. Известно, что у Владимира Жириновского есть вполне конкретный неофициальный прайс-лист на использование его имени в в бизнесе.

Мировых примеров тоже предостаточно. Сколько сил и таланта вкладывал в свой бренд Сальвадор Дали! Во многих европейских городах есть его музеи и музейчики, неизменно притягивающие толпы поклонников.

А Ричард Брэнсон — легендарный бизнесмен, ныне мультимиллиардер, с нуля создавший группу компаний Virgin! Его книги «К черту все — берись и делай!» и «Теряя невинность» — это же и есть работа по развитию бренда: его как личности, и его компаний. Кстати, очень рекомендую прочесть всем людям, любящим жизнь и неравнодушным к бизнесу.

А все музыканты — от Rolling Stones до Мадонны! Они же тоже делают очень многое именно для того, что бы сначала создать свой бренд, а потом поддерживать и развивать.

Итак великие делают это — может быть именно поэтому мы и знаем их как великих?

А что же мы?

Создаем свой бренд

Меня всегда в этой жизни поддерживает мысль, что «не боги горшки обжигают». Так бы опустились руки перед сложной задачей, но вспоминаю, о том, что все — живые люди из плоти и крови, и сразу становится легче. Например, я начал работу по сознательному развитию своего бренда около 4 лет назад, хотя и до этого был несколько лет представлен на рынке. Сейчас я уже пожинаю некоторые плоды своей работы, хотя до поставленных мной целей еще далеко.

Часто задача, которая изначально казалось далекой, при ближайшем рассмотрении оказывается вполне реальной. Главное — понять основные принципы, разложить «глыбу» на составные части, ну и начать делать, разумеется. Этим и займемся.

Рисуем цель

Для начала надо понять, кто и как должен нас воспринимать.

Кто ваши ключевые стейкхолдеры? Если мы говорим о найме на работу, то это ваши работодатели. Если о работе фрилансера, то клиенты и партнеры. Если о фирме, то клиенты и поставщики. И многие другие.

Какой образ себя вы хотите создать у них в головах? Например, вы хотите устроиться работать по найму директором по логистике (как раз недавно я консультировал такого человека). Предполагаю, что ваш целевой образ в глазах потенциальных работодателей может выглядеть так:

  • Человек зрелый, «понюхавший пороху», имеющий значительный жизненный опыт.
  • Имеет хороший профессиональный опыт во всех разделах логистики, обладает соответствующими знаниями и навыками.
  • Успешный, достигает поставленных целей: реализовывал крупные проекты, доводил их до желаемого результата.
  • Либо универсал, либо специалист в конкретной отрасли. Это уже вопрос вашего позиционирования на рынке. Но определиться надо обязательно. Вообще, надо себя как можно четче позиционировать на рынке, т.е. создавать у потенциального партнера четкий ответ на вопрос: «Кто он такой?» Очень советую почитать классика отечественного PR, одного из сильнейших специалистов по ТРИЗ Игоря Леонардовича Викентьева (поищите в Интернете или прочтите его книгу по PR).
  • Человек адекватный (во всех смыслах), уравновешенный, неконфликтный, легко работающий в разных командах.
  • Ответственный, порядочный.

Это, я бы сказал, базовые моменты. А хотелось бы еще добавить:

  • Следит за последними новостями в своей профессиональной области.
  • Имеет свои наработки и ноу-хау, и свое выработанное на практике вИдение профессии, методики решения отдельных задач.
  • Имеет определенный авторитет в профессиональных кругах, возможно, «свою школу», учеников. Во, загнул-то, но почему бы и да — есть же такие! ;)
  • И т.д.

Можете добавить в свой образ какие-то чисто человеческие привлекательные черты, например:

  • Хороший отец/мать
  • Незаурядная яркая личность
  • Интересный собеседник
  • Увлекается тем-то и тем-то
  • Ведет активный, спортивный образ жизни
  • Много путешествует

По крайне мере, я бы хотел нанять именно такого кандидата.

Выбираем каналы

Ок, теперь «дело за малым» — создать такой образ. Конечно, это задача не на один день, но ведь не зря говорят, что «сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя». Впрочем, в наше время есть способы ускорить «создание имени».
Для начала надо проработать список каналов, по которым вы будете свой бренд продвигать, например:

  • Свой сайт
  • Другие сайты
  • Рассылки
  • Печатные СМИ
  • Книги
  • Телевидение
  • Профессиональные сообщества (онлайн и реальные)
  • Конференции и подобные мероприятия
  • Ваши ученики
  • Руководители, коллеги, клиенты, поставщики
  • Друзья, знакомые, родственники
  • Попутчики в самолете
  • Собратья по спорту (например, горным лыжам, дайвингу и пр.)

И т.д.

Продолжение следует ...