В рамках нашего тренинга антистрессового менджмента, придается большое значение упражнениям, которые вырабатывают навык принятия решений с опорой на интуицию.

Переработка информации с опорой на интуицию - мощнейший инструмент познания. В рассматриваемом же контексте  речь идет в первую очередь о познании человеком самого себя. Это способ оптимального планирования собственных действий, за которые человек  принимает на себя ответственность.

Важность этого навыка как практического способа решения психологических проблем подчеркивается различными направлениями психотерапии и психологической саморегуляции и личностного роста. То же применимо и к многочисленным духовным практикам, возводящим интуицию в ранг универсального принципа жизни и рассматривающим ее как  голос Природы . Мы же придерживаемся более  заземленного , психофизиологического взгляда на механизмы интуиции, как осознание проявлений правополушарной активности, обычно остающихся за гранью сознательного восприятия. Научные данные давно подтвердили, что существуют два альтернативных способа мышления. Это мышление левополушарное,- словесно-логическое и правополушарное,- образно-интуитивное.

То, что диалог с интуицией происходит именно с помощью телесных ощущений, не случайно. Дело в том, что именно этот язык и является для нее привычным и естественным: интуиция говорит на языке тела. Именно так обычно и проявляются интуитивные предчувствия, пресловутое  шестое чувство , особенно в экстремальной ситуации. Потому-то изначально, в эволюционном плане кинестетическая модальность была особенно важна для выживания человека - даже важнее, чем зоркое зрение, острый слух и тонкий нюх. Когда наши далекие предки жили в дикой природе, интуитивно-телесные ощущения -  звериное чутье  - выполняли жизненно важную функцию тревожного оповещения, доводя до сознания сигналы опасности, ранее остававшиеся незамеченными, подпороговыми.

Спонтанные интуитивно-кинестетические подсказки, то носят характер тревожных предчувствий или предвкушения удачи, то отражают эмоциональное состояние собеседника и наше собственное отношение к нему (телесный резонанс). С точки зрения телесной локализации они могут быть диффузными ( темное мышечное чувство , по И.М. Сеченову), но чаще  привязанными  к определенным участкам, к телесно-эмоциональным центрам.

Чем хорош такой способ принятия решений, гарантирует ли он отсутствие ошибок? Без какого-либо налета мистики нужно признать: подсознание тоже может иногда ошибаться. Но, во-первых,   повышается надежность прогноза, так как для принятия решений на самом деле используются два альтернативных стиля мышления, два диаметрально противоположных способа познания, постигающих реальность с разных сторон и взаимно дополняющих друг друга. Это мышление левополушарное, словесно-логическое и правополушарное, образно-интуитивное. Во-вторых, учет подсознательного  мнения  еще более важен, когда речь идет о решении проблем, требующих от человека активной деятельности, мобилизации всех доступных ресурсов.

В этом случае подсознательный выбор, как стрелка компаса, ясно указывает, в каком направлении приложение собственных усилий наиболее оправданно. Поэтому  правополушарное  решение,  даже будучи на первый взгляд нелогичным и вызывающим сознательный протест, имеет поистине неоценимое значение. Оно привлекает сознательное внимание к той цели, на достижение которой человек более всего мотивирован, причем на самом глубинном, подсознательном уровне. Тем самым это решение открывает доступ к подсознательным резервам психики, позволяющим достичь максимально возможных (и порой даже за гранью возможного) результатов в избранной деятельности.

Именно на языке телесных ощущений наиболее естественным образом возможно создать диалог сознания и подсознания, обеспечить сознательный доступ к интуитивным подсознательным ресурсам. Это используется в ряде телесно-ориентированных методик психокоррекции, начальным звеном которых является сенсорно-кинестетическое осознание. При этом важна последовательность, своего рода алгоритм тренировки сенсорного, телесного осознания, построенный на постепенном переходе наблюдения:

  • от  внешних  ощущений, вызванных воздействием окружающей среды - к внутренним , связанным с собственными процессами организма;    
  • от интенсивных ощущений - к слабым, ранее игнорируемым;
  • от постоянных,  застывших  - к волнообразно изменяющимся, плавающим ;
  • от обыденных, малоинформативных, сугубо физиологических  телесных ощущений - к  осмысленным  сигналам тела.

Ведь именно подобные ощущения, эмоционально-насыщенные, являющиеся носителями подсознательной информации, на сознательном уровне нередко вытесняются.

Для понимания психофизиологических механизмов эффективности данных методов необходимо учитывать такую особенность кинестетических ощущений, как относительная легкость их перехода из области бессознательного в сферу осознания и наоборот. Показано, что телесные ощущения могут переходить от неосознанных вначале к осознаваемым, но мало - дифференцированным,  а затем к более тонко различаемым, более отчетливым и осознанным ощущениям. Таким образом, ранее неосознаваемые,  глубоко спрятанные кинестетические сигналы  как бы врываются в сферу сознания , при этом на сознательном уровне они приобретают сигнальное значение. 

В разных системах телесной психокоррекции для устранения телесно-эмоционального дискомфорта обычно рекомендуется проводить работу с кинестетическим образом  по собственному желанию . Имеется в виду желание сознательное, иначе говоря, дополнительные способы подавления (успокоения, отвлечения внимания)  недовольной  подсознательной части личности, которая этот образ продуцирует. Иной способ - использование телесных образов для сознательно-подсознательной коммуникации, воображаемого диалога с подсознанием. В самом деле, если мы рассматриваем психологическую проблему как продукт внутрипсихического конфликта, бескомпромиссного противостояния сознания и подсознания, то мирное разрешение этого конфликта, требующее изменений на подсознательном уровне, должно быть инициировано сознательно. Осознание и интерпретация связанных с этим противоборством телесно-эмоциональных ощущений, представляющих собой бессловесный протест подсознания, и представляет собой  жест доброй воли , первый шаг навстречу со стороны сознательной части личности для улаживания внутреннего конфликта.

Мысленно задавая вопросы, словно обращенные к самому ощущению, можно, как интерпретировать смысл этого подсознательного послания, так и вступить с заинтересованной подсознательной частью личности в диалог, в переговоры. При этом обратной связью служит интенсивность ощущения, его динамика. Она и рассматривается как невербальная реакция подсознания, молчаливый ответ на обращенный к нему сознательный, словесно выраженный запрос.

В сфере саморегуляции и личностного роста диалог при посредстве телесных ощущений - это наиболее доступный способ непосредственной коммуникации с подсознанием. Как уже отмечалось в предыдущих статьях, необходимо также подчеркнуть роль релаксации для достижения конечного результата этого упражнения. Релаксация - не только способ снятия нервно-психического напряжения и негативных эмоций. Обретение способности погружаться в состояние отдыха и покоя - лишь первый этап ее использования. После его освоения необходимо сделать следующий шаг, когда релаксация становится важнейшим инструментом диалога с собственным подсознанием, ключом к интуитивным способам обработки информации и принятия решений.

В основе описываемого диалога с подсознанием лежат такие например психологические методики, как коммуникация с симптомом (гештальт-терапия), кинестетически-ориентированный рефрейминг (НЛП), фокусировка (Ю. Джендлина) или естественная  биообратная связь  (И. Шалиф). Для того чтобы вступить в этот диалог намеренно, необходимо посвятить некоторое время обыденным, быть может, даже привычным размышлениям о насущной проблеме, а затем переключиться на осознание возникших при этом телесных ощущений и их проработку. Возможен и второй вариант: обнаружив спонтанное телесное ощущение, привлекающее внимание своей эмоциональной насыщенностью (интуитивные сигналы-подсказки или предвестники), можно попытаться с его помощью вступить в контакт с подсознанием.

На нашем тренинге, наряду с другими техниками мы обучаем Методу фокусировки по Ю. Джендлину.

Это довольно молодой, но приобретающий все большую популярность метод психологической самопомощи и самоанализа, разработанный в 1970-1980-е годы американским философом и психологом Ю. Джендлином (Eugene Gendlin). По нашему мнению, сущность метода можно определить как медитацию на телесных ощущениях с последующей интеллектуализацией сенсорного опыта (использование интуитивных  подсказок тела ). Еще в XIX в. отечественный физиолог И.М. Сеченов писал о том, что эмоциональный фон связан с неким  темным мышечным чувством . Именно наблюдение за подобного рода недифференцированными соматическими ощущениями, являющимися телесной проекцией подсознательных (вытесненных) желаний и мыслей, за их спонтанной динамикой и лежит в основе методики фокусировки. Цель, которую ставит данный метод, - выявление тех фраз, в ответ на мысленное проговаривание которых наблюдается отчетливое изменение (ослабление) указанных телесных ощущений.

Соответственно смысл этих фраз рассматривается как символическое содержание комплексов телесных ощущений, которым их наделяет подсознание. Сущность метода составляет как бы диалог сознания и подсознания, передаточным звеном в котором, носителем информации служат телесные ощущения. Техника фокусировки в общих чертах включает наблюдение за ощущениями тела и выделение среди них комплекса ощущений, связанных с актуальной психологической проблемой -  телесного ощущения проблемы  (bodily felt sense of the problem); безоценочное принятие этого ощущения; диалог с ним, включающий словесно произносимые вопросы и телесно формулируемые ответы. Последние подразумевают бережное наблюдение за ощущением (не меняя ничего активно в собственном состоянии) до появления отчетливой телесной динамики (bodily-felt shift), которая на сознательном уровне приносит новую точку зрения на проблему или же ее непосредственное разрешение.

Подобный способ решения психологических проблем представляет собой не только способ невербальной коммуникации с подсознанием, но еще и рецепт борьбы с избыточным  умствованием  (гиперрефлексией, по В. Франклу) путем переключения внимания на телесные ощущения. Нужно подчеркнуть, что это отнюдь не смена темы размышлений, а перемещение фокуса осознания на другие процессы, связанные с той же проблемой, с теми же мыслями, что и ранее, только выраженные не словесно, а телесно. Иными словами, не просто банальное отвлечение внимания от болезненной проблемы, а ее осмысление с иной стороны, альтернативным способом, тем самым задействуя другие участки мозга.

Методика до настоящего времени недостаточно освещена в русскоязычной литературе. Внутренний процесс фокусировки можно разделить на шесть основных шагов. По мере приобретения опыта они представляются скорее последовательными этапами единого процесса, нежели раздельными шагами. Выделение отдельных шагов, как подчеркивал автор метода, было предпринято им для того, чтобы облегчить обучение.

Что служит критерием правильности прохождения вышеописанных шагов? Это позитивный телесный отклик подсознания:  В теле возникает чувство облегчения, словно оно получает подтверждение своего права быть  (Джендлин Ю., 2000).

Фокусировка представляет собой метод сознательно-подсознательного диалога, в котором общение происходит на языке телесных ощущений. Это способ сделать осознанным тот процесс, который автоматически, по большей части неосознанно протекает в жизни каждого человека. Это то самое постоянно присутствующее  темное мышечное чувство , по И.М. Сеченову, или набор интуитивных  сигналов  - частично осознаваемых телесных ощущений, которые не только определяют эмоциональный фон человека, но и в процессе своей трансформации подталкивают его к определенным мыслям и поступкам. Можно сказать, что все наше повседневное существование с этой точки зрения представляет собой своего рода  спонтанную фокусировку .

Говоря об интуиции и личностном росте, необходимо отметить, что внутриличностная трансформация представляет собой конструктивный диалог сознательной части личности, с подсознательными структурами (субличностями). На уровне метафоры, по аналогии с  правами человека , здесь имеет смысл говорить о  правах отдельной субличности . Подавляемой субличности, вынужденной привлекать к себе внимание (осознание) за счет дезадаптивной активности. Для разрешения конфликта в первую очередь необходимо предоставить право на гласность - возможность высказать свое мнение и быть услышанной  подавляющими ее частями собственной личности. Поначалу в роли  защитника , посредника и катализатора общения на сознательном уровне в  диалоге между сознанием и подсознанием, в процессе развития интуитивных качеств выступает тренер. В дальнейшем же, опираясь на полученный опыт, человек приобретает способность самостоятельно вести подобные переговоры с самим собой (личностный рост).  В психокоррекции достижению той же цели служит известная процедура рефрейминга (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993), сущность которой составляет диалог с подсознательной частью, связанной с актуальной проблемой. Основная тактика подобных переговоров состоит в том, чтобы отделить позитивное подсознательное намерение от неадекватного, неадаптивного способа его реализации и найти альтернативные, более уместные варианты осуществления этого намерения. Описываемый метод фокусировки также прекрасно решает эту задачу.

На тренинге преподается также прекрасное упражнение по развитию интуиции -  Чаша весов , заимствованное из методики психологической телесно-ориентированной  соморегуляции РЕТРИ. Описываемое упражнение построено на алгоритме бинарного выбора или полярности. Для принятия оптимального, интуитивно-взвешенного решения удобно свести выбор всего к двум разным вариантам (или разделить этот процесс на шаги, на каждом из которых происходит выбор одной из двух альтернатив).

Почему это столь принципиально? В основе данной методики лежит принцип полярности, опирающийся на функциональную асимметрию полушарий. Применительно к кинестетике используется асимметрия ощущений в руках, в ладонях, отражающая асимметрию активности  сознательного  и  подсознательного  полушарий. При этом каждая ладонь выступает в качестве воображаемой  чаши весов , а ощущения в ладонях становятся телесными сигналами интуиции, ее  безмолвным голосом .Для того же, чтобы использовать механизмы интуиции целенаправленно, нужно создать на физиологическом уровне  условный рефлекс, а на поведенческом - своеобразный ритуал. В описываемой методике для этого предназначен ритуал, позволяющий интуицию в буквальном смысле  приручить , то есть локализовать соответствующие интуитивно-телесные ощущения в области кистей рук.

Следует отметить, что полный контакт человека со своими чувствами представляется как осознание им всего спектра телесных ощущений, связанных с эмоциями. Чем больше эмоция осознается, тем больше возможности ею управлять. Поэтому навык самонаблюдения, отслеживания телесных ощущений является инструментом управления не только вниманием, интуицией, но и эмоциями. С одной стороны, это умение человека быть полностью захваченным своим непосредственным чувственным опытом, пребывать в состоянии здесь и сейчас . С другой стороны, это навык отслеживания эмоций, с помощью которого можно добиться диссоциации осознания - отделить осознание собственного  Я  (самоосознание) от осознания эмоции и тем самым погасить ее.

Можно сказать, что навык самонаблюдения представляет собой основу самоконтроля во всех сферах психики и телесности, доступных для саморегуляции. Как принцип личностного роста, имеет большое значение навык постоянного самоосознания (уместно привести выражение Г.И. Гурджиева  помнить себя ), наблюдения за протеканием собственных психических процессов как бы  на периферии  сознания (in the back of the mind). Именно этот навык и дает возможность в определенной мере управлять сознанием. Как известно, дискомфортные психоэмоциональные состояния во многом создаются и  подпитываются негативными мыслями (самообвинительными, самокритичными, тревожными, пессимистичными), которые нарушают самооценку человека, угрожают другим значимым для него ценностям, повышают уровень стресса. Следовательно особенно важно учесть, что телесное осознание преследует две цели: помимо вышеописанного контроля эмоций, это еще и навык контроля состояния сознания. 

Самонаблюдение, осознание, дает человеку возможность: управлять потоком собственного сознания, быть абсолютно внимательным в повседневной жизни и целенаправленно управлять своим вниманием, контролировать свое эмоциональное состояние за счет умения отстраняться от негативных эмоций и ситуаций (практика разотождествления и диссоциации осознания ), значительно повышать свою эффективность за счет умения быть в ситуации "здесь и теперь", а также позволяет ему за счет переключения внимания разорвать порочный круг дезадаптивных мыслей (иррациональных убеждений, по А. Эллису) и тем самым устранить важнейшую причину эмоциональных и стрессовых расстройств. В рамках нашего антистрессового тренинга преподаются техники позволяющие овладеть указанными навыками, которые мы обозначили, как практика тотального самоконтроля. Некоторые из предложенных техник можно применять и развивать в условиях повседневной жизни. В том числе в условиях профессиональной деятельности, межличностной коммуникации и.т.д. Это позволяет в значительной степени повысить эффективность повседневного функционирования, преодолеть разрыв между формальной практикой и необходимостью ее реальной, практической реализации. Не последнее значение данные практики имеют в условиях тотального дефицита времени.